Театральный хай-тек в Белорусской опере

После нашумевшей Олимпиады в Пекине 2008 года, где для постановки объемной видео-проекции использовалось 120 "умных" световых приборов Digital Lighting 3, разговоры о них не умолкают до сих пор. Ведь, если верить словам специалистов, да и - чего там - собственным зрительным ощущениям, потенциал этих машин, который в полной мере смогла использовать команда режиссеров и графиков на открытии/закрытии олимпийских игр, во многом опережает все ныне существующие профильные модели.

Вот и столичный Большой театр Оперы и Балета, открывшись после реконструкции в 2009 году, принял на вооружение десяток таких приборов. Классические спектакли, осовремененные движущимся видеорядом, теперь занимают большую часть репертуара. "Набукко", "Тоска", "Аида", "Хованщина", "Бал-Маскарад", "Тристан и Изольда", "Севильский цирюльник", "Кащей Бессмертный", "Волшебная Музыка", "Чипполино", "Турандот", "Седая Легенда" - список можно продолжать долго. И, судя по запланированным 8-ми премьерам на большой сцене в текущем, 81-ом театральном сезоне, режиссеры не думают останавливаться.

О плюсах и минусах DL3 в театральных постановках, а также о зрелищности таких спектаклей нам рассказали ведущие специалисты в своей области, Владимир Фоменко и Александр Санько.

- Какой крупной премьерой отметил Большой свое возвращение? Чем она запомнилась?

В.Ф.: Этим спектаклем оказался "Набукко". Здесь впервые был применен DL3. Это был смелый шаг для режиссера, для театра, да и в целом, в Беларуси, в постановке такого уровня использование вышеозначенного прибора было новинкой.

Сразу скажу, что вписать идеально видео-проекцию в отведенные ей границы было сложно. Мы прошли неплохую школу в экстремальных условиях: попробуй вставить видеоряд в положенное место, когда сцена находится в постоянном движении! Это невероятное количество движущихся элементов, плунжеров, подъемников, декораций, жестких кулис, ставок и т.д... И каждый из этих моментов нужно учесть. Кошмар!

- Но все же усилия себя оправдали?

В.Ф.: Полностью. Огромным плюсом для нас стало покрытие ставок (съемно-разборные панели) и декораций. Оно имело характерный оттенок и рельефную фактуру, очень выгодную для сценического освещения. Так нам удалось добиться объемного изображения. С той же целью эти ставки до сих пор используются в других спектаклях.

- Как мы знаем, использование DL3 в сценических постановках стало для Большого своеобразной тенденцией. Где видеоряд оказался наиболее удачным, а где - неоправданным?

В.Ф.: Лучшим, на мой взгляд, в этом плане выступает "Кащей Бессмертный". Видео-художник Елена Ахременко сделала интересные визуальные образы. Немного жутковатые, в духе современного ужастика "Сайлент Хилл". Это придало спектаклю еще большую целостность и мрачную атмосферу.

Насчет неоправданных моментов у меня нет однозначного ответа. Все это зависит от компоновки спектакля. Режиссер должен видеть целостную картину и правильно донести ее до художника-декоратора, или актеров. В плохом воплощении видеоряда участники спектакля сливаются с проекцией. В хорошем - выгодно акцентируются.

К примеру, в спектакле "Тоска" я очень люблю видео-момент, когда под оглушительный бой часов портрет Мадонны меняется на оскал черепа. Но при этом, весь спектакль полностью я вряд ли стану смотреть. Это, пожалуй, дело вкуса и художественного восприятия.

А.С.: Я же со своей стороны добавлю, что постановка спектакля - это работа не одного режиссера, а большой команды специалистов. И часто проблема (в том числе, и в Большом театре) состоит в том, что уровень всей команды оценивается по работе самого слабого звена. В одном случае режиссер - сильнейший из своей команды. Тогда постановка хороша по своей сути, смысловой нагрузке. В другом случае, способности человека, занимающего пост режиссера, менее значимы, чем способности всех тех, кто с ним работает. И тогда спектакль выигрывает по своему внешнему виду, по оформлению и т.д.

- Художник по видео попадает под эту теорию?

В.Ф.: Конечно! В первую очередь! В Минске, да и во всей стране, специалистов, которые могут показывать хороший уровень мастерства, очень мало. Их практически нет. Все дело в том, что в Беларуси не готовят таких специалистов. Если я не ошибаюсь, только ИСЗ обучает людей по специальности 3d-дизайн, но это все равно не должный уровень для театральных постановок такого рода. И потом, образование - это еще не все. Заинтересованный специалист должен поездить по Европе, ознакомиться со спецификой различных школ. Из этого формируется собственное восприятие. Наверное, как и в любой творческой профессии.

- Но ведь хорошему художнику и инструмент подавай соответствующий. Чем хорош DL3, что его так хвалят?

В.Ф.: У этого прибора множество разнообразных функций. Он может выдавать как статическую картинку, так и динамическое видео. Также несколько DL3, сведенных вместе, могут спроецировать изображение на объект самой сложной геометрической формы, в том числе сферу и куб.

А.С.: DL3 - это универсальный театральный прибор. Он как раз предназначен для того, чтобы давать определенную картинку в нужной части сцены. Это универсальный световой робот, будем его так называть. Его можно, к примеру, с помощью функции High End Systems Collage медиа-серверов Axon сводить вместе с другими DL3 и накладывать картинки из них друг на друга, хотя это требует серьезной квалификации от специалистов-операторов. Например, они во всей красе показали себя на Олимпийских играх в Пекине. Соглашусь со своим коллегой: в нашей стране пока нет специалистов, которые могут использовать весь потенциал данного оборудования.

Ярчайшее тому подтверждение - позорное видео, что было дано на фасаде нашего Оперного театра на День города в этом году. Архитектурные особенности использовались лишь в нескольких местах. Рельеф здания, его структура, намного лучше обыгрывались на презентационном видеоряде в Киеве и Харькове. Там своими глазами можно было убедиться, что трехмерность самого здания, порой, лучший зрелищный элемент!

- Каким же образом видео-проекция проделывает путь от компьютерного файла до панорамного изображения? Опишите этот процесс.

В.Ф.: Он несложен, как и сам DL3. Ведь, по сути, это механическая голова с проектором (Christie LX650) внутри, установленная на простую компьютерную платформу. Мы подключаем необходимое количество приборов к пульту Wholey HOG3 и с его помощью управляем ими. По архитектурному контуру порталов мы делаем маску/зеркало сцены, редактируем координаты х/у угла и через программу визуализации воспроизводим картинку.

- Каким еще оборудованием такого рода оснащен Большой театр и какова специфика его работы?

А.С.: В нашем "арсенале" есть если не все, то многое. Это мощный видеопроектор LS-XT5 с лампой в 7 тыс. люменов (ед. измерения светового потока), с которого осуществляется фронтальный (основной) видеоряд. Такой прибор хорошо себя зарекомендовал на различных концертах, где статичная тематическая картинка используется, как фон. Это порой выглядит уместнее множественных декораций.

Showgun, или "световая пушка", прекрасно подходит для разноплановых спецэффектов. Например, в том же "Набукко" подсвеченная кроваво-красным пасть Ваала, в виде которого выполнен крематорий, сжигающий христиан, выглядит очень реалистично. Или в спектакле "Витовт", открывшем новый сезон, очень натурально выглядит сцена с языческим капищем. Гигантская голова зубра в мощных лучах таких вот "световых пушек" предстает перед зрителем, как живая!

Также у нас есть достаточно мощный цветной лазер. Пока он используется лишь в балете "Тамар". Специфику его работы можно увидеть в сценическом дыму, где он выдает трехмерные объекты.

- Какие вы видите плюсы и минусы в использовании видео-проекции в постановках спектаклей?

А.С.: Все чаще на сцене можно увидеть только актеров, которые работают на фоне "живого" задника, в том числе и с видео-проекцией. Порой это бывает очень интересно.

В.Ф.: Использование проекции направлено на то, чтобы осовременить, а порой и удешевить театральное искусство. Иногда не имеет смысла делать "живые" декорации, если это можно сделать на видео.

Нужно иметь четкое представление: чем современнее сцена, тем она более требовательна к оснащению. Не нужно устанавливать классические декорации, когда ставишь неклассический спектакль. А в классической постановке, наоборот, использование разных технических штучек не всегда оправдано. Здесь уже решают режиссер и главный художник.

В современных спектаклях, когда режиссер хочет задействовать как можно больше возможностей сцены, но не все технические моменты удаются, проекция будет альтернативным выходом. К примеру, чтобы избежать скопления габаритных декораций, часть из них лучше представить в виде графического изображения, что придаст спектаклю дополнительный объем. В такие моменты проекция дает больше возможностей для сценической постановки театрального действа. Но, в то же время, она вытесняет классические подходы к сценическим постановкам...

- Этот вопрос напрашивается сам собой: уступит ли классическая театральная постановка таким современным решениям?

В.Ф.: Несмотря на то, что это достаточно развитая технология, классические постановки будут всегда. Как невозможно заменить музыку Верди или Пуччини, к примеру, рейвом, так ни одна видео-проекция не заменит декорации Вячеслава Окунева (художник-постановщик, народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь - прим. авт.), нарисованные вручную. Вспомните старый фильм "Москва слезам не верит". Там герои спорили примерно о том же. А предмет этого спора жив и теперь.

А.С.: Подобные эффекты собирают зал лишь на несколько первых премьер. Зрителю интересно посмотреть шоу, по-новому взглянуть на историю, которую он уже знает. Но потом опять вернуться к оригиналу... Живое, полноценное представление, созданное по классической музыке и игре актеров, комбинированное настоящими жесткими и тряпичными декорациями не заменит ничто. Публику ведь не обманешь.

Но чтобы нынешний репертуар Большого театра был полноценным, он должен включать в себя весь спектр зрелищ. В нем есть место спектаклям с постоянной динамикой, подвижной сценой, вроде "Седой Легенды" или "Набукко". А также классическим представлениям, на подобии "Жизели" и "Лебединого озера". Не лишним будет и постановка в стиле модерн, вроде "Трубадура", где всем известное действие перенесено в другую среду и на десяток веков вперед (в нашем случае, это времена ганстерского Чикаго). Главное, чтобы зритель всегда мог выбрать.

Максим КОЗЛОВ,
фото автора и из личного архива Владимира Фоменко

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя savely

Кстати, интересно и написано хорошо. Плюс.