Как выбрать велофару для главного летнего гаджета - велосипеда

Многие велосипедисты начинают задумываться о том, чтобы выбираться на велопрогулки не в раскаленный полдень, а в прохладные вечерние или даже ночные часы.

Однако для таких прогулок без собственной иллюминации не обойтись, ведь дорожки, как правило, бывают очень скудно освещены, а безопасность движения на дорогах всех типов, включая тротуары, – дело крайне важное.

Стандартные правила дорожного движения для велосипедистов предусматривают светоотражающие элементы на передней и задней части велосипеда (белый спереди и красный сзади), а также оранжевые катафоты на спицах колес. Однако все эти средства эффективны лишь для создания вашей сравнительной безопасности, так как обеспечивают относительную видимость вашего велосипеда в отраженном свете фар крупных транспортных средств.

При этом кататься в сумерках по неосвещенным тротуарам, которые, как известно, имеют более-менее приемлемое состояние лишь в центре города и крупных улицах, занятие довольно опасное. Влететь на высокой скорости даже в небольшую, но невидимую выбоину на дороге может оказаться фатальным не только для велосипеда, но и для седока.

Кроме того, могу с уверенностью констатировать, что стандартные - как белые, так и красные катафоты, которыми комплектуются все новые велосипеды, абсолютно неэффективны при передвижении в сумерках по тротуарам и велодорожкам. Свет велосипедной фары встречного или попутного велосипедиста обычно не распространяется на угол, способный выхватить из темноты и четко обозначить на приемлемом расстоянии маленькую блестящую кругляшку на вашем руле или заднем крыле. Риск столкнуться на приличной скорости с таким же, как вы, любителем покататься по ночам вырастает в разы.

 

Выход – оснащение велосипеда мигающим маячком для обозначения вас в темноте и хорошей велофарой, чтобы обезопасить себя от неожиданных помех на дороге. И если с маячками, в принципе, все понятно – такой комплект из переднего белого и заднего красного фонарей с функцией мигания можно сегодня купить менее, чем за 5 у.е., то выбор действительно эффективной велофары может оказаться достаточно сложным процессом, который даже далеко не всегда зависит от ее стоимости.

Намного важнее учесть все требования, которым должен соответствовать ваш единственный «путеводный луч» света. Прежде всего, нужно знать, что освещаемый световым пятном, участок должен быть достаточно велик, чтобы вы могли вовремя среагировать и совершить маневр ухода от препятствия, будь то яма, автомобиль, пешеход и т.п. на скорости 15 – 25 км/ч.

Фара должна освещать поверхность дорожного полотна на расстояние 5 – 30 метров от рулевой колонки велосипеда. Пятно должно быть овальной формы с равномерной яркостью по всей площади.

Важными характеристиками любой велосипедной фары являются:

1.Длина луча

Данный параметр является одним из самых основных при выборе фары. Дело в том, что слишком ближний свет не позволяет вовремя оценить опасность и адекватно среагировать на нее. В то же время слишком дальний свет не дает возможности рассмотреть препятствие, если оно уже вышло из светового пятна. Кроме того, для дальнего луча требуется мощная фара с массивным и долговечным источником питания.

2.Размещение

Традиционное размещение любого велофонаря – на руле. Наиболее яркое центральное пятно чаще всего имеет небольшие размеры и, к тому же, при таком угле падения луча рельеф дороги просматривается не слишком хорошо.

Вариант крепления фары в самой нижней части рулевого стакана прямо над вилкой превратит световое пятно в длинный эллипс с большей площадью.

И, чем ниже расположена фара, тем более вытянута форма у светового пятна. Установив фару, скажем, на уровне оси колеса, можно добиться того, что пятно будет вытянуто до максимально мыслимых пределов. Однако при таком угле освещения проявляются очень резкие тени от рельефа дороги, что серьезно искажает визуальную картину.

3. Световая эффективность

Велосипедные фары не претерпели столь долгий и мучительный переходный период, как фары мотоциклетные и автомобильные. Ненадежные, энергозатратные и малоэффективные лампочки накаливания сменились в велосипедных фонарях и фарах сразу же на экономичные, производительные и потрясающе долговечные светодиоды, миновав этапы галогеновых и ксеноновых ламп. Самые последние поколения ультраярких светодиодов дают 150 – 180 люменов на один ватт.

В итоге, даже одна пальчиковая батарейка без проблем «вытягивает» небольшой светодиодный фонарик со светодиодом, обеспечивающим световой поток от 1000 люменов.

4.Элементы питания

Сегодня наибольшей популярностью пользуются велофонари со световым потоком от 2000 люменов, использующие в качестве элементов питания высокопроизводительные литиевые аккумуляторные батареи типа 18650 с напряжением 3,4 вольта и емкостью до 5000 мА/ч.

Количество элементов питания напрямую зависит от времени работы, которое они обеспечивают светодиоду. В качестве резервных элементов питания такие фонари могут использовать обычные батарейки формата ААА, которые упаковываются в специальный картридж, размерами сопоставимый с одним элементом питания 18650.

Таким образом, даже если в один момент окажется, что оба комплекта аккумуляторов вашего фонаря (основной и запасной, как без него) исчерпали свой запас, можно заменить их временно набором обычных батареек из киоска на остановке или даже ближайшего гастронома.

5.Функциональность

Особенно здорово, когда велосипедная фара способна играть роль и обычного, а еще лучше – налобного фонаря. В таком варианте она окажется незаменимой на стоянках и ночевках, а также в случае, когда с вашим велосипедом случится поломка в темное время суток. Экстренный ремонт без налобного фонаря сделать практически невозможно, а яркая фара чаще всего может оказаться намного более эффективной, чем обычные маленькие налобные фонарики. К тому же, фара всегда с собой, как и сам велосипед, а налобный фонарик можно и забыть, и потерять.

Еще одним важным пунктом в списке полезных функций велофары можно назвать умение работать не только в режиме непрерывного свечения, но и мигания, а также способность менять интенсивность свечения в двух-трех вариантах. Таким образом, достаточно мощная велофара с приличным запасом по яркости,может проработать вдвое дольше в экономном режиме, но по эффективности оказаться значительно лучше, чем большинство других велофонарей.

6.Крепление

Хорошая велофара, как правило, штука довольно дорогая и держать ее на велосипеде постоянно, оставляя последний на велопарковках, довольно рискованно. Потому хорошо, когда фара имеет крепление с отдельным кронштейном, который крепится на руль, а его «ответная» часть находится на корпусе фары. Так, без потери времени и лишней возни вы можете в любой момент быстро установить и снять фару, устранив соблазн для воров.

Автор выражает благодарность веломастерской «Крути педали» (kruti.by) за информационную поддержку.

Иван Ковалев

VanoID@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя John

требуем продолжения с конкретными вариантами фонарей!

Аватар пользователя mental

Ковалев спалился:)

Аватар пользователя VanoID

Джон, извините, но варианты фар уже были описаны в свое время

вот, например:

http://www.kv.by/content/331017-ya-takoe-kupil-osnashchaem-zheleznogo-konya-chast-1

пока других моделей в обзорах не планирую делать

Аватар пользователя VanoID

2mental

в каком смысле?