Facebook на пороге больших перемен

Итак, произошло то, чего так долго ждали IT-аналитики: социальная сеть Facebook подала документы на проведение IPO в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. То есть теперь Facebook из частной компании превратится в публичную. Это значит, любой пользователь при желании может купить себе акции и почувствовать себя "чуть-чуть Цукербергом".

IPO Facebook, предварительно назначенное на май 2012 года, обещает стать крупнейшим в IT-индустрии. В результате капитализация соцсети может достигнуть $100 млрд, хотя в ходе IPO компания намерена привлечь не более $5 млрд.

Организатором IPO Цукерберг выбрал банк Morgan Stanley. В подготовке к размещению примут участие JPMorgan, Goldman Sachs, а также Merrill Lynch, Barclay's Capital, Allen & Company. Биржа для размещения пока не выбрана.

Нынешняя подача документов на IPO примечательна тем, что благодаря ей Facebook впервые раскрыл свои финансовые показатели. В документах, поданных в комиссию, говорится, что, по состоянию на 31 декабря 2011 года, количество активных пользователей соцсети насчитывает 845 млн человек в месяц, что на 39% больше, чем годом ранее. Количество активных пользователей, которые заходят на сайт ежедневно, выросло с 2010 года на 48% - до 483 млн. По состоянию на начало года количество белорусских пользователей Facebook составляло 354 тыс.

По состоянию на начало года количество белорусских пользователей Facebook составляло 354 тыс.

 

Выручка компании в 2011 году составила $3,7 млрд - показатель на 88% выше, чем в 2010 году. Прибыль за год выросла на 65% - с $606 млн до $1 млрд. Число сотрудников Facebook составляет 3200 человек, в 2010 году их количество приближалось к 2200 человек.

На рекламный бизнес Facebook приходится 83% доходов. Еще 12% компания аккумулирует за счет производителя игр для социальных сетей Zynga, в которые пользователи играют на сайте Facebook. Остальная часть доходов генерируется за счет продаж других игр и цифровых товаров, в том числе книг и кино.

Сейчас, когда компания ещё не публичная, Марк Цукерберг - крупнейший акционер Facebook, он владеет 28,4% компании и 57% голосующих акций. Стоимость его акций может составлять около $28 млрд, что обеспечит ему девятую строчку в рейтинге самых богатых американцев Forbes.

Предстоящий выпуск акций станет крупнейшим среди IT-компаний, Facebook обгонит даже корпорацию Google, которая в 2004 году в ходе IPO привлекла $1,9 млрд при оценке компании в $23 млрд. Капитализация компании в $100 млрд поставит Facebook рядом с сетью McDonald's ($101 млрд), превысит оценку Boeing ($55 млрд), хотя ее все равно не хватит, чтобы обогнать корпорации Apple ($426 млрд) и Google ($189 млрд).

На минувшей неделе основатель Facebook Марк Цукерберг опубликовал открытое письмо потенциальным акционерам соцсети. В нём он, в частности, пишет: "Facebook не создавался для того, чтобы быть компанией. Facebook создавался для того, чтобы выполнять социальную миссию: сделать мир более связанным и открытым. Нам кажется важным, чтобы каждый, кто инвестирует в Facebook, понимал, что эта миссия для нас означает, как мы принимаем решения и почему мы делаем то, что делаем".

"Сегодня общество достигло новой переломной точки. Большинство людей в мире имеют доступ к интернету или мобильным телефонам - новым инструментам, позволяющим делиться своими мыслями, чувствами и действиями с кем только захочется, - пишет Цукерберг. - Facebook надеется построить сервисы, которые дадут людям возможность делиться друг с другом и помогут им снова трансформировать многие ключевые отрасли и общественные институты.

Существует огромная потребность и удивительная возможность связать всех в мире между собой, дать каждому голос и трансформировать общество для будущего. Масштаб технологий и инфраструктуры, которые для этого понадобится создать, не имеет прецедентов, и мы верим, что это самая важная проблема, на которой мы должны сфокусироваться.

Как я уже говорил, Facebook создавался не для того, чтобы быть компанией. Мы всегда заботились в первую очередь о своей общественной миссии, о своих сервисах и людях, которые ими пользуются. ... Когда я писал первую версию Facebook, я делал это сам, потому что мне хотелось, чтобы он был. С тех пор большая часть идей - и программного кода - были созданы лучшими людьми, которых мы привлекли в свою команду.

Лучшие люди беспокоятся в первую очередь о том, чтобы делать большие проекты и хотят быть частью больших проектов, но они также хотят зарабатывать деньги. В процессе создания команды - а также сообщества разработчиков, рекламодателей и инвесторов - я осознал, что строительство сильной компании с сильной экономикой и быстрым ростом может быть самым удачным способом объединения многих людей для решения важных проблем.

Попросту говоря, мы не создаем сервисы, чтобы зарабатывать деньги, мы зарабатываем деньги для того, чтобы создавать лучшие сервисы. С нашей точки зрения это хороший способ что-нибудь сделать. Сейчас я думаю, что все больше людей хотят пользоваться услугами компаний, верящих во что-то большее, чем максимизация прибылей".

Далее Цукерберг развивает мысль о том, что смысл существования Facebook - не получение прибыли, а улучшение этого несовершенного мира. А сам Марк считает себя и своих соратников... хакерами.

Смысл существования Facebook - не получение прибыли, а улучшение этого несовершенного мира.

"Создавая сильную компанию, мы много работаем над тем, чтобы сделать Facebook лучшим местом, где лучшие люди могли бы менять мир и учиться у лучших. Мы создали уникальную культуру и систему управления, которую мы называем "путь хакера". ... На самом деле, хакинг - это просто способ сделать что-то быстро, или проверить границы того, что может быть сделано. Как и многое другое, его можно использовать во благо и во вред, но подавляющее большинство хакеров, которых я встречал, - идеалисты, желающие оставить положительный след в мире. "Путь хакера" - это подход к созиданию, который включает постоянные улучшения и повторы. Хакеры верят, что все можно улучшить, и ничто не может быть совершенным".

Также в письме Цукерберг рассказал, как хакерская субкультура культивируется внутри его компании: "Хакерская культура исключительно открыта и меритократична. Хакеры верят, что выигрывать должна лучшая идея и ее лучшее исполнение, а не люди, которые лучше болтают или имеют больше подчиненных. Поощряя этот подход, каждые несколько месяцев мы проводим "хакатон", во время которого каждый строит прототипы своих новых проектов. В конце вся команда собирается вместе и смотрит, что получилось. Многие наши успешные продукты появились таким образом, включая Timeline, чат, видео, среду мобильной разработки и некоторые важнейшие инфраструктурные разработки.

Чтобы увериться, что все наши программисты разделяют наш подход, мы заставляем всех новичков - даже менеджеров, которые не будут программировать - пройти через программу Bootcamp, где они изучают нашу программную среду, наши инструменты и наш взгляд на мир. В индустрии есть много людей, которые хотят управлять программистами, но не хотят писать код, - но те люди, которых мы ищем, хотят и могут пройти через Bootcamp".

Напоследок Марк Цукерберг называет пять ценностей, ключевых для развития Facebook:

  • Фокусироваться на результате. "Если мы хотим добиться высокого результата, то всегда должны быть уверены, что концентрируемся на решении самых важных проблем. Звучит просто, но многие компании, как нам кажется, плохо с этим справляются и теряют кучу времени".
  • Быстро развиваться. "Быстрый рост позволяет нам делать больше и учиться быстрее. Большинство компаний, замедляются по мере роста, потому что они больше боятся сделать ошибку, чем упустить хорошую возможность из-за своей медлительности".
  • Быть смелым. "Нельзя сделать больших проектов, не рискуя. Страх перед риском мешает большинству компаний совершить смелые поступки, которые следовало бы совершить. Мы поощряем принятие смелых решений, даже если иногда это значит, что приходится ошибаться".
  • Быть открытым. "Мы верим, что открытый мир лучше, потому что хорошо информированные люди принимают лучшие решения и успевают сделать больше".
  • Создавать социальный капитал. "Мы ожидаем, что каждый сотрудник Facebook сфокусирован на том, как принести больше реальной пользы для мира каждым своим действием".

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также