В эти выходные – 28 и 29 января

  • Международный День защиты персональных данных

Этот день был введен по случаю открытия для подписания 28 января 1981 года Конвенции Совета Европы о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных. Конвенция стала первым международным обязывающим инструментом в сфере защиты персональных данных, который определил механизмы защиты прав человека на неприкосновенность его личной жизни, а также предоставил определение понятия "персональные данные".

  • На улицах Лондона появились первые фонари

28 января 1807 года в Лондоне произошло историческое событие - первую улицу осветили газовые фонари. Компания "Gas Light and Coke Company" зажгла фонари на Pall Mall в Лондоне. И этому предшествовала довольно долгая история. В самом начале 1790-х годов некто Уильям Мердок (William Murdoch) начал возиться с различными типами газа для освещения своего дома. Вскоре он обнаружил, что наиболее эффективным для этого является угольный газ, который он и стал использовать, чтобы осветить свой дом в Корнуолле. Так, уже в 1792 году в мире появился первый освещенный газом дом! В 1798 году он расширил применение своих газовых фонарей и по просьбе своих хозяев Мэтью Болтона и Джеймса Ватта использовал газ для освещения главного здания их предприятия Soho Foundry, на котором он в то время работал. Четыре года спустя он поразил местных жителей, проведя наружное освещение этого здания. Оценив новшество сослуживца, Сэмюэл Клегг, открыл свой собственный бизнес по газовому освещению. Искусственное освещение распространилось сначала по всей Англии, а затем и в остальном мире. Невероятно, но несколько районов Лондона спустя два столетия все еще освещаются газом, в том числе большая часть Ковент-Гарден, Королевских парков и наружная часть Букингемского дворца.

  • Получен первый пригодный для серийного производства дизельный двигатель

28 февраля 1892 года Рудольф Дизель получил патент под названием «Рабочий процесс и способ выполнения одноцилиндрового и многоцилиндрового двигателей». Именно эту дату считают днем рождения дизельных двигателей, которые мы все сегодня называем для краткости просто дизелем. Но по-настоящему рождение дизеля состоялось 28 января 1897 года, когда Рудольф Дизель успешно испытал двигатель внутреннего сгорания нового типа с самовоспламенением топлива от сжатия и получил первый образец, пригодный для серийного производства. КПД агрегата оказался почти вдвое выше, чем у двигателей других типов и составил 28%. Рудольф Дизель пытался практически реализовать теоретическую схему теплового двигателя, описанную французским офицером Никола Леонаром Сади Карно (1796-1832) еще в 1824 году. Но в результате поиска значительно отступил от принципа «цикла Карно», главное соответствие осталось лишь в идее высокого сжатия.

  • В Великобритании в продаже появилось «топливо из майонеза» - биодизель

28 января 2003 года в Великобритании началась продажа нового вида топлива, которое частично состоит из тех же элементов, что и маргарин, а также майонез. Приобрести экологически чистое топливо можно было в супермаркетах сети Sainsbury's. А выпуском нового «корма» для стальных коней занялась компания Greenwich. В основе топлива под названием GlobalDiesel лежит бензин с крайне низким содержанием серы, который разбавлен отработанным рапсовым маслом. По словам, производителей нового топлива, благодаря его применению выброс углекислого газа в окружающую среду снижается на 5%. Топливо экономично и дешево в производстве и может использоваться для заправки всех автомобилей, вне зависимости от модификации и размера.

  • Катастрофа шаттла «Челленджер»

Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной разрыва швов ускорителя, вслед за чем горячие газы высокого давления прорвались из твердотопливного двигателя наружу, проникли в примыкающие конструкции ускорителя и достигли внешнего топливного бака. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя, повреждению и взрыву внешнего топливного бака. Разрушение основного топливного бака высвободило весь находившийся в нем жидкий водород и кислород. Элементы топлива, соединившись в воздухе, образовали огненную вспышку в сотни метров. В этот момент повреждённый корабль еще продолжал набор высоты, однако вскоре его полет стал неустойчивым. В результате сочетания повреждений и несимметричного действия аэродинамических нагрузок оторвалась хвостовая часть корабля и двигательный отсек. Произошло отделение крыльев, а затем кабины с экипажем от грузового отсека. Обломки челнока упали в Атлантический океан

  • Нильс Бор предлагает планетарную модель строения атома

Модель Бора, предполагающая, что электроны движутся вокруг атомного ядра подобно планетам, обращающимся вокруг звезды, позволила объяснить химические и оптические свойства атомов. В 1922 году за эту работу Нильс Бор был награжден Нобелевской премией. Опыты по изучению прохождения электрического тока через жидкости, проводимые Фарадеем, дали представление об электричестве как отдельных единичных зарядов. Величины этих зарядов были определены при изучении прохождения электрического тока через газы. Открытие самопроизвольного распада атомов привело к представлению о сложности атома. Открытие ядер атома дали возможность Резерфорду в 1911 году построить одну из первых моделей строения атома. Датский физик Нильс Бор 28 февраля 1913 года предложил свою теорию строения атома, в которой электрон в атоме не подчиняется законам классической физики. Согласно этой теории электрон вращается вокруг атома по строго стационарным круговым орбитам. Бор ввел понятие квантового соотношения между радиусом орбиты и скоростью электрона.

  • Уоллес Каротерс изобрел нейлон

Американский химик Уоллес Хьюм Каротерс из центральной лаборатории фирмы «Дюпон де Немур» в Уилмингтоне в 1934 году синтезировал полиамидную смолу. 28 февраля 1935 года на её основе Каротерс с группой химиков из этой же лаборатории создал новое синтетическое волокно. Это первое в мире синтетическое волокно получило название нейлон. Работы по дальнейшей разработке волокна продолжались. Но 29 апреля 1937 года после длительной депрессии, как было заявлено официально, он покончил с собой, выбросившись из окна своей лаборатории. Он так и не увидел триумфального шествия своего детища по миру. В 1939 году нейлон поступил в продажу в одном из универмагов Вилмингтона в США. Это были первые в мире нейлоновые чулки, ставшие сенсацией. Спустя всего полгода в Нью-Йорке за один только день распродажи было продано 5 миллионов пар этих чулок.

  • 28 января родился Ян Гевелий

Ян Гевелий родился в гданьской купеческой семье. Он был потомственным пивоваром и астрономом по призванию. С юных лет Ян интересовался астрономией. Изучая юридическую науку во Франции и Англии, он побывал в Праге, где посетил обсерваторию Тихо Браге. Узнав о смерти отца, Ян возвращается в родной город продолжить его дело. Ян Гевелий осуществлял наблюдение за космосом из своей обсерватории "Стеллабургум" (Stellaburgum). Он построил её на часть денег от наследства отца в 1641 году. В своей обсерватории Ян с женой Елизаветой и своими помощниками наблюдал звезды и кометы. Гевелий сделал важный шаг в деле усовершенствования зрительных труб. Он применил для осуществления своих наблюдений "воздушный телескоп". Это был длиннофокусный телескоп, который не обладал жестким тубусом. За период своей деятельности Ян Гевелий вычислил механизм движения Луны, измерил расстояния от Луны до Земли, вычислил период лунного обращения. Он измерил высоты гор на Луне и издал атлас звездного неба. В 1647 году вышел первый научный труд Гевелия - «Селенография». В этой книге астроном подробно описал видимую поверхность Луны. В 1668 году Гевелий издал свой труд «Кометография». В нём он описал свои наблюдения за кометами и указал, что некоторые из комет вращаются по орбитам, имеющим форму параболы.

  • День белорусской науки

29 января (последнее воскресенье января) в Беларуси отмечается День белорусской науки. Ведущим исследовательским и научным центром страны является Национальная академия наук Беларуси, основанная в 1928 году. Сегодня она объединяет высококвалифицированных ученых различных специальностей и десятки научно-исследовательских, научно-производственных, конструкторских и внедренческих организаций.

  • Организована первая в России городская почтовая сеть

Местом, где впервые в России появилась городская почта, был Санкт-Петербург. Первая почтовая сеть открылась 29 января 1833 года. Организована она была следующим образом — город разделили на почтовые округа, всего их было 17. В почтовых округах работали 45 пунктов, где принимали почту. Обычные лавки, работая до позднего вечера, отлично подходили для сбора корреспонденции, которую по два почтальона на каждый округ три раза в день относили на почтамт. В 1848 году отказались от услуг лавочников, развесив по городу почтовые ящики. На почтамте письма сортировались, ставился штемпель, и письмоносцы разносили их по адресам. «Штемпельные куверты» для оплаты почтовых расходов в Санкт-Петербурге появились с 1845 года. Российские почтовые служащие отмечают свой профессиональный праздник, День российской почты, в июле, а вместе со всем почтовым миром — 9 октября, во Всемирный день почты.

  • День рождения автомобиля

Первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж весом 250 кг на высоких колесах со спицами. На него Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 л.с. Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость – 16 км/ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция. Экипаж был торжественно назван Motorwagen. В 1885 году Карл впервые продемонстрировал свой трехколёсный самодвижущийся экипаж бюргерам Мангейма. Однако, новинка вызвала не столько интерес, сколько раздражение. Когда Бенц решил проехать по городу, шум мотора перепугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Чтобы замять скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать. 29 января 1886 года, после того, как изобретение прошло многочисленные испытания и некоторые доработки, Motorwagen получил Германский Императорский патент. В 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже. В память об этом историческом событии 29 января отмечается День рождения автомобиля.

  • Изобретена первая электрическая вычислительная машина

Герман Холлерит, будучи ассистентом профессора У. Трубриджа, работал в бюро по переписи населения, сотрудником которого был профессор. Обрабатывая вручную огромное количество материалов, он стал искать способы ускорить обработку данных. Так 29 февраля 1880 года появился статистический табулятор. В основе устройства табулятора Холлерит использовал принципы идеи аналитической машины Бэббиджа с перфокартами. Фактически через 19 лет после смерти Бэббиджа идея создания электрической вычислительной машины нашла продолжение. Это был следующий этап в развитии компьютеров. Идею использования перфокарт в работе табуляторов подсказал Холлериту чиновник бюро переписи Джон Шоу Биллингс. Он же был сподвижником Холлерита в работе над проектированием системы табуляторов. Созданная Холлеритом счетная машина позволила завершить предварительные подсчеты за 6 недель. Изобретатель был удостоен нескольких премий и звания профессора Колумбийского университета. Холлерит организовал фирму по производству табуляторов. В настоящее время эта фирма, претерпев несколько изменений и переименований, является крупнейшей в мире промышленной фирмой и носит известное всем пользователям компьютеров название International Business Machines Corporation или IBM.

  • 29 января родился Китасато Сибасабуро

Китасато Сибасабуро - японский бактериолог. В 1885 приехал в Берлин, где сначала работал в Гигиеническом институте под руководством Роберта Коха. В 1891 стал ассистентом Института для изучения инфекционных болезней и совместно с Эмилем Берингом первым выделил бациллу столбняка, а также участвовал в разработке средств против дифтерии и сибирской язвы. В 1892 получил в Германии звание профессора и вернулся на родину, в Токио, где встал во главе вновь открытого при Университете Бактериологического института; с 1896 был директором Госпиталя для заразных болезней, а также заведовал санитарной лабораторий и Пастеровской станцией для лечения собачьего бешенства. В 1894 г. во время эпидемии чумы в Гонконге выделил возбудителя этой болезни (одновременно с Александром Йерсеном, в честь которого эта бактерия позже получила название). В 1911 году принимал участие в ликвидации эпидемии легочной чумы в Маньчжурии, был делегатом от Японии на открывшейся в апреле 1911 года в Мукдене международной конференции врачей-эпидемиологов по борьбе с чумой.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также