Обзор видеокарты Palit GeForce 8600GTS

NVIDIA в очередной раз удается на полшага опередить своего конкурента. Пока компания ATI, а точнее, уже AMD только готовится представить видеокарты тринадцатого семейства Radeon, новые видеокарты GeForce серии 8600 уже поступают в продажу по всему миру. Да, мы можем только догадываться, насколько конкурентоспособными они будут после появления Radeon HD 2600 - вполне возможно, что видеокарты AMD по соотношению "цена/производительность" будут превосходить новое семейство GeForce. Однако на данный момент NVIDIA не только первой выпустила видеокарты с новой архитектурой и полной поддержкой DirectX, но и первой предложила модели средней стоимости.

GeForce 8600 уже доступны всем желающим, хотя и по несколько завышенной цене. Мы будем рассматривать модель хорошо известной фирмы Palit, одного из ведущих производителей второго звена. Продукция Palit интересна не только оригинальным дизайном и неплохим качеством, но и вполне доступными ценами. Тем интереснее будет изучить не эксклюзивный дорогостоящий продукт, а один из наиболее популярных в будущем вариантов.


Новая линейка GeForce

Следуя общепринятой тактике, NVIDIA применила новую архитектуру сначала в наиболее дорогостоящих и производительных видеокартах - GeForce 8800. Понятно, что большинство пользователей не может себе позволить видеокарту за 400 и более долларов, но на них NVIDIA и не рассчитывала. Сначала свое любопытство должны удовлетворить энтузиасты и заядлые геймеры, которых не останавливают высокие цены. Насытив этот небольшой, но требовательный рынок, как следует "обкатав" драйверы и проанализировав отзывы пользователей, NVIDIA приступила к выполнению второго пункта плана - выпуску видеокарт среднего ценового диапазона.

Первоначально на рынок поступят только видеокарты ценового диапазона $250-150, в дальнейшем ассортимент будет расширяться. Сейчас в продаже можно найти две базовые модели:

 
  1. GeForce 8600 GTS: чип G84 с частотой 657/1450 МГц, 256 Мб памяти GDDR3 с частотой 1000 МГц, шина 128 бит;
  2. GeForce 8600 GT: чип G84 с частотой 540/1180 МГц, 256 Мб памяти GDDR3 с частотой 700 МГц, шина 128 бит.

Обе видеокарты используют один и тот же дизайн и отличаются только тактовыми частотами. При этом полного соответствия моделям предыдущего поколения не будет: GeForce 8600GTS по цене и производительности занимает промежуточное положение между GeForce 7900GS и 7600GT, а GeForce 8600GT немного уступает 7600GT, но превосходит 7600GS. От прежней схемы распределения и маркировки видеокарт NVIDIA в очередной раз решила отказаться.

В основе обеих видеокарт - новый чип G84. Отметим, что он выпущен по сравнительно новой технологии - 80 нм. У основного производственного партнера NVIDIA, компании TSMC, этот технологический процесс является промежуточным (так называемым Half-node), по сути, это доработка техпроцесса 90 нм. Сейчас TSMC активно внедряет техпроцесс 65 нм, а переход на 80 нм является только временной мерой. Тем не менее, партнеры компании, в том числе NVIDIA, могут максимально оперативно улучшить все характеристики своих разработок - повысить частоты, снизить энергопотребление, уменьшить размеры, понизить процент брака и т.д. NVIDIA и AMD/ATI уже перевели производство чипов для ноутбуков на 80 нм, а теперь пришла очередь и чипов для видеокарт.

Чип G84 использует практически ту же архитектуру, что и первый чип с поддержкой DirectX10 - G80, используемый в GeForce 8800. В отличие от 3D-ускорителей предыдущего поколения, новая архитектура предусматривает иное распределение ролей между блоками. Чип состоит из универсальных вычислительных модулей (шейдерных процессоров), блоков анти-альясинга, блендинга и записи результатов (ROP), объединенных с контроллерами памяти, и управляющей логики, отвечающей за передачу потоков информации между ними. Шейдерные процессоры работают на повышенной в 2.1-2.3 раза частоте по отношению к остальным блокам чипа.

Правда, вычислительные возможности G84 были урезаны, причем очень существенно: если G80 содержит 128 вычислительных блоков - шейдерных процессоров, то в G84 их осталось всего-навсего 32, или два блока по 16 ALU. Правда, разработчики доработали блоки вычисления текстурных координат, которые входят в состав шейдерных процессоров - их эффективность выросла вдвое, что позволяет говорить о наличии 16 TMU (блоков текстурирования). Пропорционально были обрезаны и блоки ROP: их тоже осталось всего два, каждый содержит 64-разрядный контроллер памяти и обрабатывает группу из 4 пикселов. Таким образом, производительность шейдерной части чипа G84, по сравнению с G80, была сокращена в 4 раза, текстурной - в 2 раза, доступа к памяти - в 3 раза.

В связи с сокращением количества контроллеров памяти была урезана и шина, по которой память подключается к 3D-ускорителю. На видеокартах GeForce 8600 используется только 128-битная шина.


Palit GeForce 8600GTS. Дизайн, характеристики

Компания Palit традиционно отказалась от эталонного дизайна, предложенного NVIDIA. У видеокарты GeForce 8600GTS - свой собственный дизайн, не похожий на дизайн моделей других производителей. Например, места для микросхем памяти предусмотрены также и на обратной стороне печатной платы, в связи с чем можно ожидать появления видеокарт с 512 Мб памяти. У нашей модели объем памяти стандартный - 256 Мб; установлены микросхемы GDDR3 производства Samsung с циклом 1 нс (штатная тактовая частота - 1 ГГц).

Графический чип на видеокарте Palit работает на штатной частоте - 675 МГц (частота шейдерных процессоров - 1450 МГц). Упоминаний о специальной разогнанной версии на официальном сайте мы не нашли, хотя у многих производителей такие видеокарты имеются.

Кулер видеокарты совсем не похож на эталонную систему охлаждения. Это большой алюминиевый радиатор в форме звезды с изогнутыми лучами, в центре которого, в углублении, установлен небольшой вентилятор. Подобную конструкцию мы встречали у видеокарты Palit GeForce 7600GT, только новый кулер существенно больше по размерам. Разработчики не вложились в ширину одного слота - видеокарта полностью блокирует и соседний слот, а потому решили и крепежную пластину сделать двойной, как у GeForce 8800.

(На сайте Palit мы обнаружили фотографию видеокарты с другим кулером, похожим на Zalman. Вполне возможно, что в продаже будут оба варианта.)

У видеокарты два разъема DVI, каждый из которых поддерживает режим Dual-Link с повышенным разрешением, и один разъем TV-Out. Как и старшая модель, GeForce 8600 не имеет поддержки видеозахвата (TV-In), дизайном не предусмотрено место для соответствующего чипа-кодека.

Комплектация видеокарты совершенно стандартна: в коробке лежат небольшое руководство по установке, компакт-диск с драйверами, адаптер питания, адаптер DVI-VGA и переходник-разветвитель для ТВ-выхода.

В отличие от похожих друг на друга GeForce 8800, видеокарты серии 8600 могут существенно различаться не только типом кулера, но и дизайном печатной платы. И модель Palit - наглядное тому подтверждение.


Тестирование

Первоначальные цены на видеокарты серии 8600GTS, в том числе и на рассматриваемую модель Palit, оказались слишком высокими. На самом деле следует ожидать постепенного снижения цен до отметки $180-200. В таком случае эта видеокарта будет прямым конкурентом GeForce 7900GS.

В таблице мы приводим характеристики видеокарты Palit и двух видеокарт GeForce 7900GS - Point of View (стандартный дизайн, стандартные частоты) и Foxconn (разогнанный вариант).

Название GeForce 8600GTS GeForce 7900GS o/c GeForce 7900GS
Производитель Palit Foxconn Point of View
Модель GF8600GTS PCI-E 256M FV-N79SM2D2-OC GF7900GS 256M
3D-ускоритель G84 rev. A2 G71 rev. A2 G71 rev. A2
- транзисторов 289 млн. 279 млн. 279 млн.
- техпроцесс 80 нм 90 нм 90 нм
- частота 675/1458 МГц 580/600 МГц 450/468 МГц
- vertex shaders 32 (2 х 16) 7 7
- pixel shaders   20 (5 х 4) 20 (5 х 4)
- TMU 16 (2 х 8) 20 (5 х 4) 20 (5 х 4)
- ROP 8 (2 х 4) 16 16
Память GDDR3 GDDR3 GDDR3
- объем 256 Мб 256 Мб 256 Мб
- частота 1008 (2016) МГц 780 (1560) МГц 660 (1320) МГц
- шина 128 бит (64 х 2) 256 бит (64 х 4) 256 бит (64 х 4)
Охлаждение активное активное активное
Интерфейс PCI Express x16 PCI Express x16 PCI Express x16
Выходы DVI x 2, mini-DIN DVI x 2, mini-DIN DVI x 2, mini-DIN
- Dual Link DVI 2 2 2
- D-Sub - - -
- TV-out + + +
- TV-in - - -
- Progressive + + +
- HDTV + + +
- HDCP - - -
- HDMI - - -
Цена* ~260-280 200-230 200-205
* - на момент подготовки статьи

Преимущество по тактовой частоте - на стороне GeForce 8600GTS, выигрывает эта видеокарта и по количеству шейдерных процессоров. Однако видеокарты серии 7900 используют 256-битную шину, у них большее количество текстурных модулей и блоков ROP. У видеокарты нового поколения очень мало шансов показать более высокие результаты.

Производительность. Видеокарты тестировались на тестовом стенде в следующей конфигурации:

  • Core 2 Duo E6400, разгон до 3.2 ГГц (шина FSB 400 МГц);
  • материнская плата ASUS P5B (Intel P965);
  • 2 Гб памяти DDR2-800 Corsair XMS2, тайминги 5-5-5-15-CMD2;
  • жесткий диск WD Caviar SE 250 Гб;
  • блок питания GlacialPower 550 Вт;
  • операционная система Windows XP SP2 32bit.

Для видеокарт серии 8800 требуются специальные версии драйверов, NVIDIA отказалась от прежней унифицированной архитектуры ForceWare. На момент подготовки материала драйверы для GeForce 8600 находились в состоянии "бета", версия 158.19 для Windows XP не получила сертификата Microsoft WHQL. Для GeForce 7900GS была использована последняя официальная версия - 93.71.

Поскольку игры с поддержкой DirectX 10 еще только готовятся к выпуску, проверить эффективность поддержки нового API пока нельзя. Видеокарты тестировались в популярных играх под DirectX 9.0 и OpenGL. Мы использовали два разрешения - 1280х1024 (в некоторых играх - 1280х960) и 1600х1200, и два режима настроек качества - максимальное быстродействие (включены все оптимизации, отключены анизотропная фильтрация и анти-альясинг) и максимальное качество (анизотропия 8х, анти-альясинг 4х).

  Foxconn 7900GS POV 7900GS Palit 8600GTS  
1280x1024, AA/AF off
Call of Duty 2 61.7 51.6 46.8 -24%
FarCry 71.3 56.3 64.3 -10%
FEAR 96 75 82 -15%
Quake4 141.2 116.7 99 -30%
Serious Sam 2 61.4 48.2 58.4 -5%
TES4: Oblivion 44 34 40 -9%
Prey 93.6 74 65 -31%
Company of Heroes 55.2 39.3 37.6 -32%
1280x1024, AA 4x, AF 8x
Call of Duty 2 41.5 33.4 27.6 -33%
FarCry 52.7 41.3 46.7 -11%
FEAR 55 44 39 -29%
Quake4 51.4 52.4 49.5 -4%
Serious Sam 2 40.8 31.7 34.8 -15%
TES4: Oblivion 30 24 30 0%
Prey 53.7 42.2 42.8 -20%
Company of Heroes 41.7 33.8 32.2 -23%
1600x1200, AA/AF off
Call of Duty 2 46.1 37.2 27.1 -41%
FarCry 50.3 39.6 45 -11%
FEAR 68 54 58 -15%
Quake4 106.3 86.5 69.2 -35%
Serious Sam 2 44.1 29.2 41 -7%
TES4: Oblivion 36 28 33 -8%
Prey 69.9 55.1 46.7 -33%
Company of Heroes 35.1 28.1 28.1 -20%
1600x1200, AA 4x, AF 8x
Call of Duty 2 29.6 24 16.8 -43%
FarCry 38.7 30.3 32.2 -17%
FEAR 39 31 25 -36%
Quake4 43.6 36.7 34.7 -20%
Serious Sam 2 28.5 22.1 23.8 -16%
TES4: Oblivion 23 17 16 -30%
Prey 41 32.1 31.6 -23%
Company of Heroes 30.6 25 26.3 -14%

В играх, использующих API DirectX 9.0, видеокарте GeForce 8600GTS удалось обойти стандартную версию 7900GS. В режиме максимального быстродействия преимущество модели нового поколения составило, в среднем, от 10% до 20%, наилучший результат был достигнут в игре Serious Sam 2. Впрочем, до уровня разогнанной модели Foxconn она все же не дотянула. Несколько хуже обстоят дела с режимом максимального качества, в особенности в разрешении 1600х1200: видеокарта 8600GTS начала проигрывать в играх FEAR, Oblivion.

В играх, поддерживающих OpenGL, ситуация явно не в пользу новой разработки NVIDIA: тотальное отставание в Quake4, Call of Duty, частично - в Prey даже от стандартной версии 7900GS. Скорее всего, причина такого поведения кроется в драйверах.

Разгон. Модель 8600GTS и так является самой скоростной в своем семействе, рассчитывать на солидный запас для разгона не приходится. Результаты видеокарты Palit оказались невысокими: память заработала на частоте 1160 МГц, что на 15% выше номинала, а вот с графическим чипом возникла проблема: он запускался на частоте выше 750 МГц, но через непродолжительное время компьютер зависал или выдавал "синий экран смерти". Более-менее стабильная работа была возможна только на частоте 720 МГц, а это всего на 6% выше номинала. Заменить термопасту не удалось - один из винтиков крепления кулера заклеен гарантийной пломбой.

Охлаждение. Если встроенный термодатчик и утилита RivaTuner не врут, чип G84 даже на приличной тактовой частоте нагревается совсем незначительно. В режиме 2D его температура не превышала 35 градусов, а при нагрузке не доходила и до 55. В то же время чип G71 на видеокарте 7900GS работает при температуре выше 75 градусов, хотя по числу транзисторов и тактовой частоте он уступает G84.

Кулер видеокарты Palit работает тихо и вполне эффективно, даже во время разгона шум вентилятора не был отмечен.


Выводы

Несмотря на существенное сокращение вычислительных возможностей и применение узкой 128-битной шины памяти, GeForce 8600GTS во многих случаях способна конкурировать с моделями предыдущего поколения, относящимися к более высокому классу. В 4 из 8 протестированных игр видеокарта нового поколения показала лучшие результаты, нежели выполненный по эталонному дизайну GeForce 7900GS. Увы, серьезному разгону модель Palit не поддается, в отличие от GeForce 7900GS, у которых графический чип работает на заведомо пониженной частоте. Пока цены на новинки остаются высокими, а драйверы находятся в стадии доработки, видеокарты предыдущего поколения по соотношению "цена/производительность" остаются вне конкуренции.

Плюсы:

  • эффективная система охлаждения;
  • доступность на рынке;
  • поддержка игр нового поколения.

Минусы:

  • проблемы с разгоном;
  • скромная комплектация.

Макс КУРМАЗ,
max@gigamark.com
Проект GIGAMARK

Благодарим интернет-магазин www.Event-pc.com за предоставленную видеокарту Palit

Благодарим компанию CDL Systems за предоставленный тестовый стенд (материнскую плату, процессор)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2007 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!