Прогресс и свобода

В последнее время участились дискуссии на тему прогресса, стало модно обвинять технику, особенно компьютеры, во всех тяжких, ссылаясь на старые добрые времена, когда и вода была мокрее, и думать надо было только о том, как бы ближнего половчее дубиной...

Не могу не возвысить свой голос разума среди этого пандемониума апологетов эскапизма и технофобии. Буду сух и точен, так что наострите свой логический аппарат и приготовьтесь к вкусненькому.

Не имея вначале никаких понятий, введем ХАОС. Хаос есть отсутствие связей между объектами, абсолютный хаос - полное отсутствие оных. Как ИНОЕ хаоса, то есть не-хаос, необходимый для определения хаоса через отличение его от остального, как иное хаоса рассмотрим ПОРЯДОК. Так, мы получили 0 и 1, на базе которых уже можно развивать логические модели.

Порядок и Хаос образуют полюса, тезис и антитезис, из которых можно вывести синтез: определим БЛАГОПОЛУЧИЕ как становление Порядка из Хаоса, баланс между ними. Фактом этого становления, или функцией общества, определяющей точку этого баланса, получим ГОСУДАРСТВО. Почему функцией общества? Потому, что именно от отстройки общества зависят доли Порядка и Хаоса в государстве, и именно общество в своих интересах строит государство, обеспечивающее искомый баланс. Иначе государство есть структура порядка, противовешивающая хаотичность общества в его же, общества, интересах.

Описав структуру диалектической тетрактиды государства, вернемся к Хаосу и Порядку и определим некоторые их производные. Хаотическими понятиями являются СВОБОДА - отсутствие ограничений, и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - отличность данного объекта от окружающих его. Диалектическое определение свободы как осознанной необходимости бессмысленно, поскольку делает свободу функцией порядка. Среди понятий Порядка рассмотрим ПРОГРЕСС и СИЛУ. С силой все ясно: лебедь, рак и щука - классический пример хаотического бессилия. Прогресс же - следствие и одновременно средство Порядка, то есть он обуславливается Порядком и усиливает его.

 

Итак, как структура порядка, понятие государства включает в себя силу и прогресс. Посредством плодов прогресса государство способно изменять общественное мнение (реклама, пропаганда и т.д.), причем, естественным образом оно склоняет общество к Порядку. Эффективность пропаганды порядка обусловлена уровнем прогресса, и неуклонный рост последнего позволяет констатировать неизбежность усиления позиций Порядка в обществе.

Что же может Хаос противопоставить Порядку? Выдающегося индивидуума - апологета/чемпиона свободы и анархии. История показывает, что даже гений, желающий бороться с государством, вынужден для усиления своих позиций прибегать к порядку-строить свою, альтернативную систему. В битве же систем побеждает наиболее стабильная, то есть опять Порядок оказывается в выигрыше.

Как видим, человечество своими силами остановить прогресс не способно, а потому следует искать других козлов отпущения, демонстративных виновников бед человеческих. Даю маячок: виновны не плоды прогресса, а те, кто ими пользуется, не учитывая СВЯЗИ между промышленностью и природой, не заботясь ни о чем, кроме собственной, индивидуальной наживы. Хаос все еще превалирует в мире, и именно его избыток заставляет одних людей притеснять других и равнодушно разрушать собственный дом.

Рекомендуемая литература: А.Ф.Лосев "Диалектика художественной формы"; Р.Желязны "Любовь-мнимая величина", "Янтарная хроника"; Дж.Оруэлл "1984".

Дмитрий БОРОДАЕНКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 1997 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!