Эй, ухнем!.. по звуковой наковальне от Sonic Foundry

...Sound Forge обрабатывает практически любые типы звуковых файлов, существующие в природе...

Я люблю Microsoft. Люблю за то, что фирма эта стремится под видом операционной системы продать пользователю полностью законченный программный комплекс для осуществления практически любых действий. Тут тебе и мультимедиа-проигрыватели, и редакторы (текстовой и графический), и Internet (ну кому помешал этот IE 4.0, пусть бы себе был частью окон, в них уж и так много всего, одним больше - одним меньше...). Да еще MS Office (конечно, не часть "винды", но где, когда вы видели Windows без Office?). И, наконец, средства разработки Visual, которые так тесно интегрированы с "девяностопятью", что разделить их практически невозможно. В общем, нирвана.

Но, увы, некоторые области еще не освоены моей любимой корпорацией. В частности, был упущен один из видов редакторов - редактор звуков. Кое-кто думает, что он нужен только профессиональным музыкантам, но это не так. Многим нравится, чтобы компьютер не издавал при работе непонятные стандартные Windows-стоны, а изъяснялся более-менее человеческим голосом, причем, по возможности, голосом владельца. Вот тут-то и возникают проблемы - записать кое-как собственные речи вы сможете и системными средствами, но будут они иметь "плавающую" громкость и неприятный тембр, да и вообще звучать невкусно и сильно отличаться от тех же речей, но выдранных из какой-нибудь игрушки. А все потому, что после собственно звукозаписи над .wav-файлом необходимо проделать еще некоторые манипуляции, другими словами, произвести обработку.

Обработка эта заключается в наложении так называемых эффектов, обычно, как минимум, трех: компрессии для выравнивания по громкости, эквалайзера для придания приятного тембра и реверберации (по-нашему - эха) для сообщения голосу большей объемности и певучести. Кроме того, можно добавить FX (побулькайте как человек-омар с Марса или поквакайте). Тут системные средства вам не помогут, придется использовать продукты не от Microsoft.

Самым мощным и авторитетным редактором звука для Windows-95/NT является Sound Forge 4.0 от Sonic Foundry. При небольшом объеме он является профессиональным средством и превосходит по многим (ниже увидим, по каким) параметрам другие аналогичные продукты, в частности, популярный CoolEdit. Предоставляя в ваше распоряжение богатейшую палитру различных эффектов, он не требует повышенной производительности системы - кое-каких результатов вполне можно добиться и на 5x86 с 8 M RAM (если вы умудритесь поставить на нее Windows-95). Конечно, для нормальной работы требуется что-нибудь покруче, и чем круче - тем лучше, поскольку при наложении эффекта происходит некое математическое преобразование входного .wav-файла, а их объемы всем известны. Кроме того, не худо бы (хоть и не обязательно) иметь 100-500 M свободного места на винчестере (в зависимости от размера файла и сложности обработки) для создания многоуровневого UNDO (если вы напортачите, всегда сможете вернуться к любой ступени обработки - от предпоследнего действия до исходного файла).

 

Sound Forge обрабатывает практически любые типы звуковых файлов, существующие в природе. Это значит, что с вероятностью приблизительно 90% вы сможете выдирать из любимых игр звуки и менять их по своему желанию. Кроме того, программа позволяет проводить озвучку .avi-файлов, что, безусловно, может помочь при подготовке различных роликов для презентаций.

Программа является полностью 32-битной, хорошо оптимизирована по скорости, а потому впечатляет живостью просчета. Воистину неоценимой опцией является Preview. Если вы выставляете эту опцию, то вам нет необходимости полностью обсчитывать файл для того, чтобы получить представление о результатах обработки. Небольшой кусочек файла будет обсчитываться и воспроизводиться циклически во время установки вами параметров до тех пор, пока вы не добьетесь удовлетворяющего вас звучания. А после этого вы сможете применить обработку ко всему файлу.

Программа предоставляет возможности для работы с практически любыми звуковыми эффектами, возможности настройки и конфигурирования очень богаты. Для тех, кто не желает утомлять себя точной настройкой или же просто не умеет этого делать, для каждого эффекта создан набор пресетов - от 5 до нескольких десятков, в зависимости от эффекта. Некоторые из них могут оказаться очень полезными - например, пресет эквалайзера для подавления неприятных присвистов при произнесении буквы "С" и "плюющегося" звука при произнесении "П". Любые настройки, конечно, можно сохранять.

Качество эффектов очень высокое. Если правильно применять их, можно будет добиться ощущения, что запись сделана не дома, а в высококлассной студии. Некоторые полезные эффекты (например, параграфический эквалайзер) уникальны и никакой другой программой не предоставляются.

Денис МАРГОЛИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

46 за 1997 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!