Sound Blaster и теперь живее всех живых

(Продолжение, начало в №№ 3, 4)

При рассмотрении характеристик аудиотракта платы Sound Blaster Live! совершенно без внимания осталась проблема разрядности АЦП и ЦАП. Существо данной проблемы можно выразить достаточно просто: "Достаточными ли для платы такого уровня являются "обычные" 16-бит?". На первый взгляд, вопрос достаточно правомерен, поскольку даже гораздо более дешевые изделия (например, TB Montego) зачастую оснащены 18-битными АЦП и ЦАП. Что уж там говорить о дорогих профессиональных платах, где нормой считается 20 или 24 бита. Впрочем, совсем не обязательно кивать в сторону "дорогого профессионального аудиооборудования": сегодня вряд ли кого-нибудь можно удивить "заурядным" 20-битным компакт-диском. Обилие подобной информации рождает в массовом сознании мысль об однозначной зависимости качества звука от разрядности преобразователей. На самом деле все значительно сложнее. Да, действительно, в теории увеличение разрядности в значительной мере устраняет недостатки, генетически присущие цифровому сигналу, практически же с увеличением разрядности приходится бороться с увеличением шумов квантования, джиттера и пр., что ведет к существенному удорожанию соответствующих микросхем. Кроме того, следует принимать во внимание и саму конструкцию того или иного преобразователя (они также бывают разные, например, дельта-сигма, с резистивной матрицей или же одноразрядные): очень часто производители микросхем сознательно идут на различного рода ухищрения ради удешевления своей продукции при видимом сохранении высокой разрядности. Более подробно вы можете ознакомиться с данным вопросом при помощи любого достаточно серьезного Hi-Fi аудиожурнала. Возможно, кому-то покажется, что решения, используемые в бытовой аудиотехнике, никакого отношения к компьютерным платам не имеют. Специфика, конечно же, есть, но не на уровне элементной базы. И в сфере бытовой аудиотехники, и в компьютерной вы наверняка встретите одни и те же имена фирм-производителей: Analog Devices, Burr-Brown, Crystal Semiconductors (список может быть продолжен). Более того, эти чипы зачастую даже изготавливают на одних и тех же заводах. Так что почва для аналогий есть. Но вернемся к рассматриваемой проблеме. Все вышесказанное приводит к тому, что действительно качественные 18- (и более) битные конверторы дороги, что непосредственно отражается на общей цене соответствующего изделия. Также для многих людей, знакомых с существом дела, не является секретом, что 16-битные аудиоданные могут на слух восприниматься как более качественные по сравнению с 20 или 24-битными. Именно по этой причине во многих профессиональных устройствах, работающих с 20- и 24-битными данными на выходе осуществляется преобразование их в привычный всем вид 44,1х16. В этом смысле подход инженеров CREATIVE к преобразователям платы Sound Blaster Live! следует назвать просто честным, а соответствующие комментарии можно и опустить.

Следующим важным моментом, не нашедшим пока своего отражения в материалах о Sound Blaster Live!, является наличие на плате полноценного цифрового интерфейса. Еще в совсем недавнем прошлом цифровой интерфейс был атрибутом исключительно профессиональных продуктов, поэтому появление двухсотдолларовой платы с цифровыми входом и выходом вызвало у нас вполне объяснимое желание разобраться, "где же здесь собака порылась..." (или "не дурят ли нам в очередной раз голову"). Цифровой интерфейс мы попытались оценить при помощи минидисковой деки Sony MDS-JE520, однако ввиду отсутствия коаксиального выхода у оной деки оценка получилась половинчатой: при таком (материальном) положении дел проверке подлежал только SPDIF выход платы. Тем не менее, его качество никаких нареканий не вызвало, и после завершения записи на минидиске оказалась практически идентичная копия записываемого фрагмента. Все это позволяет рекомендовать Sound Blaster Live! как недорогое и вполне работоспособное устройство для сбрасывания "по цифре" компьютерных аудиоданных на носители типа вышеупомянутого минидиска или DAT-кассеты. В то же время следует быть готовым и к тому, что при цифровой записи с других, более профессиональных источников вы получите существенные различия в уровне сигнала по сравнению с Sound Blaster Live!. Вполне благополучно у рассматриваемой платы обстоят дела и с цифровым CD-входом, к тому же в комплект входит соответствующий кабель, что делает процедуру соединения CD-ROM'а и платы, а также последующее прослушивание компактов особенно приятными. Обидно, что не удалось оценить качество цифрового входа, тем паче, что в Интернете промелькнула информация об имеющих место проблемах с SPDIF-входом у первых версий Sound Blaster Live!. CREATIVE, как обычно, об этом умалчивает, поэтому вопрос пока остается открытым. Делая небольшое резюме по поводу цифрового интерфейса Sound Blaster Live!, нужно сказать следующее. Отрадно, что цифровые входы и выходы становятся неотъемлемой частью даже сравнительно недорогих аудиоплат. В то же время, если вы хотите работать "с цифрой" с профессиональным качеством, то будьте добры отдать "положенные" 100-150$ за гарантированные 20-бит и 120дБ.

Однако, как говорится, "не цифрой единой...", поэтому обратим наше внимание и на другие, гораздо более выигрышные стороны Sound Blaster Live!. Приятной неожиданностью для многих энтузиастов компьютерного аудио стало появление на новом "бластере" добротного MIDI-интерфейса, оснащенного к тому еще и мини-DIN-коннекторами. Все прежние платы CREATIVE могли похвастаться уверенной работой разве что с самыми простейшими "игрушечными" QuickShot'овскими MIDI-клавиатурами. Sound Blaster Live!, в отличие от них, знаменует собой самый настоящий прорыв в будущее: мы просто не смогли к чему бы то ни было придраться. Понятно, что качество MIDI-интерфейса для многих владельцев аудиоплат - вещь вовсе не первостепенной важности (скорее даже третьестепенной). Но так дело обстоит лишь до тех пор, пока перед вами не встает задача подключения к компьютеру "серьезного" звукового модуля или же синтезатора. Согласитесь, обидно, заплатив несколько сот или даже тысячу-полторы долларов за крутой модуль, на выходе получить мучительное заикание при обмене MIDI-информацией между модулем и компьютером. Справедливости ради стоит отметить, что недостаточное качество MIDI-интерфейса - больное место не только "саундбластеров" CREATIVE (этим грешили даже такие "хиты" прошлых лет, как Tropez или UltraSound). История, правда, знает и другие примеры. "Голый" 8-битный Roland'овский MIDI-интерфейс MPU-401 обеспечивал беспроблемную работу со многими профессиональными MIDI-устройствами, но эта плата и сегодня стоит без малого 100$. Вывод отсюда напрашивается один: если перед вами стоят большие задачи, то будьте готовы ради них к большим финансовым жертвам. Возвращаясь к Sound Blaster Live!, стоит отметить, что данный продукт по совокупности своих достоинств не отпугнет своей ценой придирчивого геймера, не нуждающегося в MIDI-интерфейсе вообще, и в то же время будет находкой для относительно небогатых музыкантов-профессионалов. Единственным неудобством является недостаточная длина кабелей-переходников: если у вас не очень длинный MIDI-кабель, то вы рискуете работать, упершись носом в монитор. Впрочем, когда за окном бушует экономический кризис, комфорт отступает на задний план...

В заключение остается рассмотреть плату Sound Blaster Live! с точки зрения ее использования как источника звуков в полупрофессиональной музыке. Сразу хочется отметить, что чип EMU10K1 унаследовал все лучшее от своего предшественника EMU8000, а в некоторых аспектах и превзошел его. EMU10K1 адресует достаточный объем оперативной памяти (до 32Мб), реализует поканальный эффект-процессор, обладает достойными полифоническими характеристиками и т.д. Более того, за последний год EMU проделала значительную работу по наводнению рынка сэмплами в формате *.sf2, результатом чего стало их широкое распространение на компактах с музыкальным софтом даже у нас в Минске. Существует несколько вариантов, вполне пристойно звучащих (разумеется, для устройств соответствующего ценового диапазона) 8Мб-х GM\GS банков. Существование EMU APS решает положительно вопрос о поддержке формата *.sf2 в будущем. Редактор звуков в этом формате (Viena) является далеко не самым худшим образцом своего жанра. Sound Blaster Live! обладает весьма удобными средствами загрузки и аудирования звуков, также имеется возможность управления выделяемым для нужд платы объемом оперативной памяти. В комплект поставки входит пять компактов, из которых два целиком заняты музыкальными программами. Все это свидетельствует о том, что как сравнительно недорогая музыкальная плата Sound Blaster Live! уже сейчас вполне состоялась, а будущее лишь закрепит за ней это положение.

 

Виктор МОРОЗОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!