Compaq уже не лидер

Визитная карточка
Compaq Computer Corporation

Президент: Экхард Пфайффер (Rod Schrock)

Годовой доход: $39,2 млрд.

Штаб-квартира: Хьюстон, США

WWW: www.compaq.ru

Со времени последнего появления Compaq Computer в этой рубрике в жизни одной из крупнейших компьютерных корпораций мира произошло огромное количество событий. И главное, хоть и не самое приятное для Compaq, - то, что случилось совсем недавно. Compaq уступила корпорации Dell первое место по числу продаж компьютеров, которое она занимала на протяжении нескольких лет.

Compaq Computer Corporation была основана в феврале 1982 года бывшими сотрудниками компании Texas Instruments - Родом Кэнионом, Джимом Харрисом и Билом Мерто. Первым продуктом новой компании должен был стать портативный персональный компьютер, пригодный для использования всех существовавших на тот момент программ для IBM-совместимых компьютеров. Идея подобного портативного устройства была представлена Бену Роузену, президенту компании Sevin-Rosen Partners, специализирующейся в области высоких технологий. Мысль о создании малогабаритного компьютера, соответствующего существующим стандартам, показалась привлекательной руководителям этой инновационной компании, и они согласились обеспечить финансирование. Так на компьютерном небосклоне появилась еще совсем маленькая звездочка - Compaq Computer Corporation.

Новая компания в своей деятельности сделала ставку на персональные компьютеры, которые в то время еще никто не принимал всерьез, правильно рассчитала момент технологического скачка и смело шагнула от мини- к микрокомпьютерам. Название компании, сочетающее в себе два слова (COMPAtibility и Quality), чрезвычайно символично, поскольку заключает в себе основной принцип ее деятельности - совместимость и качество. Этот принцип практически сразу дал свои результаты, и доход компании за первый год существования вырос с 30 до 111,2 миллионов долларов.

Дальнейшее развитие Compaq продолжалось так же стремительно - вплоть до покупки Digital в прошлом году. Compaq значительно укрепила свои позиции на рынке после этой сделки. Вместе с Digital, кстати, в собственность Compaq перешел крупнейший Интернет-портал AltaVista, а также многочисленные разработки Digital по различным направлениям. Руководство Compaq, получив в свои руки такое богатство, решило не распродавать все по кусочкам (кроме, разве что, AltaVista), а пустить все ресурсы в оборот единой компании-гиганта.

 

Из компании по производству персональных компьютеров Compaq выросла в компьютерную компанию мирового масштаба, предлагающую широчайший спектр продуктов, решений и услуг - от карманных компьютеров до информационных центров - и способную удовлетворить практически любые потребности в информационных технологиях самого широкого круга потребителей.

Стратегия Compaq выходит далеко за рамки банального расширения масштабов и географии деятельности. По сути, в Compaq работают над созданием компьютерной компании нового типа. Задачи на ближайшее будущее для Compaq - активное внедрение Windows NT в качестве платформы для решений, имеющих критическое значение для бизнеса, а также развитие рынка высокопроизводительной 64-разрядной технологии и решений на базе UNIX.

Вместе с Digital в собственность Compaq перешли технологии Alpha и платформы Digital UNIX. Compaq активно занимается разработкой и совершенствованием этой высокопроизводительной 64-разрядной системы обработки данных. Микропроцессор Alpha опережает другие 64-разрядные системы минимум на пять лет. Благодаря операционной системе Digital UNIX компания Compaq может теперь предложить самые высокопроизводительные рабочие станции и серверы.

Compaq вместе со своими партнерами собирается продолжать работы по стандартизации 64-разрядной обработки данных. Следует отметить, что сама Microsoft использует Alpha в качестве платформы для разработки своей 64-разрядной версии Windows NT. Compaq также намерена использовать процессор Merced фирмы Intel в качестве платформы для Digital UNIX, и будет совместно с другими фирмами продолжать работу над внедрением Digital UNIX в качестве стандарта 64-разрядной технологии обработки данных.

Все так замечательно. Только непонятно, почему Compaq все-таки уступила первое место Dell по числу продаж персональных компьютеров?

Очевидно, это связано с неожиданным снижением уровня продаж компьютеров среднему и малому бизнесу (40% продаж корпорации). Корпорация Dell, напротив, увеличила объем продаж на этом рынке и рассматривает его как чрезвычайно перспективный для себя.

Видимо, снижение уровня продаж связано с расширением сферы деятельности корпорации, "распылением" ее сразу по нескольким направлениям. Это уже не тот мощный кулак, сконцентрированный на достижении одной-единственной цели. Раньше все ресурсы концентрировались на производстве персональных компьютеров, активно велась ценовая война, пускались в ход другие маркетинговые уловки. Сейчас "персоналки" - далеко не главный приоритет в деятельности Compaq.

Ведь даже несмотря на потерю первого места, доходы компании стремительно растут в последние годы, акционеры довольны прибылью на акции, а годовой оборот Compaq в следующем году наверняка превысит рекордную сумму в 40 миллиардов долларов.

Единственная ложка дегтя - непонятные махинации компании, связанные с влиянием на курс акций. На Западе принята такая практика: эксперты на основании текущих данных, которые предоставляет компания, вычисляют прибыль на акцию, которая ожидается к концу каждого квартала. Размер ожидаемой прибыли влияет на текущие цены акций. Так вот, уже несколько кварталов подряд с акциями Compaq происходила странная история: реальная прибыль постоянно оказывалась ниже ожидаемой, что позволило некоторым экспертам обвинить Compaq в предоставлении неверной информации на протяжении квартала и спекулировании собственными акциями.

А вообще будущее крупных корпораций-производителей компьютеров в тумане. Сейчас все шире распространяется практика раздачи бесплатных компьютеров, а цены на остальные стремительно снижаются. Так что Compaq наверняка придется искать варианты для выживания в новых условиях.

Кстати, еще один факт из жизни Compaq: несмотря на снижение уровня продаж, растет популярность компьютеров Compaq в Китае. К чему бы это?

Анатолий АЛИЗАР,
alizar@softhome.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 1999 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!