Информационные ресурсы нового поколения

Интернет - это уже давно не простое средство общения, способ поиска друзей, технической документации и драйверов к видеокарточкам. Одна из самых важных функций современной Сети - ее роль как наиболее глобального и демократичного средства массовой информации. Причем с каждым годом эта роль возрастает.

Еще года два-три назад собственные информационные ресурсы Интернета сводились к подборкам новостей на компьютерную тематику. Прочие новости (спорт, политика, культура, здоровье и т.д.) были представлены большей частью на сайтах "традиционных" средств массовой информации - газет, журналов, теле- и радиокомпаний. Собственно говоря, они и сейчас доминируют на рынке - мощные информационные ресурсы таких гигантов как, скажем, CNN, Newsweek или New York Times позволяют им насыщать собственные сайты бездной интересной и оперативной информации.

Но прогресс не стоит на месте - эту банальность хорошо иллюстрирует как раз стремительное развитие глобальных телекоммуникационных сетей. Ну а средства массовой информации всегда охотно использовали подобные технологические новинки. И уже в 1998 году громко заявили о себе неприметные до тех пор онлайновые СМИ. В Интернет пришли профессиональные журналисты, редакторы, издатели. Пришли - и начали создавать масс-медиа нового типа, используя все возможности и преимущества WWW как новой среды обитания информации.

Прошло два года. Рассказывать в рамках газетной статьи о западных интернет-медиа - занятие бессмысленное. Про них впору писать толстую книгу. Так что поговорим о сетевых СМИ, издающихся на русском языке. Тем более, что в Рунете они в последнее время "цветут пышным цветом" - сказывается обилие инвестиций.

В России сегодня наиболее известны и популярны (читай: "раскручены") lenta.ru и vesti.ru. Собственно говоря, эти два издания делаются силами одного и того же коллектива, финансируемого Фондом Эффективной Политики. "Лента.Ру" - это действительно великолепно оформленная, проиллюстрированная и разбитая на тематические блоки лента самых интересных новостей от различных информационных агентств. Новости обновляются на протяжении всего дня. А "Вести.Ру" - это интернет-газета, заполненная исключительно авторскими материалами известных российских интернет-журналистов. Оба издания гармонично дополняют друг друга и пользуются бешеной популярностью среди читателей. Это неудивительно, ведь их руководитель - не кто иной, как Антон Носик, а среди сотрудников - Дмитрий Турецкий, Максим Фрай, Вячеслав Курицын, Настик Грызунова и Алексей Андреев. Тот же коллектив делает и allnews.ru - англоязычный вариант "Ленты.Ру".

 

"Утро" (ytro.ru) - в чистом виде ежедневная интернет-газета, также весьма интересная. А небезызвестная www.gazeta.ru - прежнее место приложения сил коллектива, который теперь делает "Вести" и "Ленту". Раньше был весьма популярный ресурс, но за последние полгода его индекс цитируемости (показатель популярности СМИ в Сети) резко снизился - издание переживает глубокий кризис.

Еще один невероятно посещаемый и авторитетный сетевой информационный ресурс - сайт (www.rbc.ru) рекламно-информационного агентства "РосБизнесКонсалтинг" (входящего в тройку крупнейших в России). Сайт сделан в духе хорошего сетевого СМИ, и вся наиболее интересная информация выложена в свободный доступ. Другие информационные агентства пошли иным путем и информацию не выкладывают открыто, а продают "традиционным" СМИ.

Не забыть бы оговориться - из данного обзора мы сознательно исключили сетевые масс-медиа компьютерной тематики. У них своя аудитория и свои направления развития.

Еще одно оригинальное интернет-издание - стремительно набирающий популярность еженедельник eMedia (www.emedia.ru). У этого издания достаточно оригинальная концепция, в рамках которой совмещены как статьи на тему Сети, так и прочая полезная и интересная информация. Все статьи - авторские. Финансистам и интересующимся политикой наверняка будут интересны, соответственно, eFin (www.efin.ru) и ePolit (www.epolit.ru).

"Русский Журнал" (www.russ.ru) - великолепная подборка сетевой литературы, где публикуется, в основном, "элита" российского Интернета.

На Украине наиболее популярна и авторитетна газета www.uatoday.com, также содержащая собственный штат журналистов. "Газета для умных" - так позиционируют ее на рынке создатели.

Ну а что же у нас? Довольно уныло. Если не считать нескольких выходящих со спорной периодичностью авторских обозрений и сайтов "традиционных" СМИ, внимание можно обратить только на несколько сайтов. Полноценным сетевым медиа можно считать сайт организации "Хартия-97" (www.charter97.org). Сегодня это самый посещаемый ресурс Байнета. Все еще весьма популярен сайт www.open.by, который этим летом справит годовщину своего существования в качестве интернет-газеты. Правда, после ухода из "Открытого контакта" большинства журналистов и редакторов и разрыва отношений с "Интерфаксом" информационная насыщенность этого ресурса значительно снизилась, а с ней упала и популярность. Однако и сейчас это, пожалуй, единственное место, где можно посмотреть и программу телепередач, и курсы валют, и прогноз погоды, и какие фильмы идут в кинотеатрах Минска. В принципе, подобная информация обнаруживается и на "Минском Слоне" (slon.nsys.by), но там существуют проблемы с регулярностью ее обновления.

Более молодой и амбициозный ресурс - "Интернет-кафе" (netcafe.nsys.by). Это ежедневно обновляемая лента из нескольких десятков новостей о наиболее интересных событиях, происходящих в Беларуси, в мире, а также в сфере компьютеров и прочих высоких технологий. Хотя и прогноз погоды, и программа телепередач этому ресурсу совсем не помешали бы... Но все равно есть что почитать и чему удивиться. Лента, к слову, дублируется на "Минском Слоне".

Теперь поговорим о тенденциях. Как показывает практика, наиболее эффективным оказывается сегодня синтез "традиционных" и "новых" СМИ. То есть когда значительную долю контента (но не весь) поставляет сильная и давно существующая редакция, скажем, газеты или телекомпании, но создаваемый в результате информационный интернет-ресурс не имеет ничего общего с обычной интернет-версией оффлайнового СМИ. Тем "большим" средствам массовой информации, которые еще не поняли этого, стоит поторопиться с мыслительными процессами. Финансовая планка эффективного вхождения в этот вид бизнеса стремительно поднимается. Она уже прошла путь едва ли не с нуля несколько лет назад до сотен тысяч и даже миллионов долларов сегодня. Посмотрите, за какие суммы сегодня инвесторы приобретают пакеты акций раскрученных российских информационных и развлекательных сайтов. Опоздавший явно останется не у дел.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

23 за 2000 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!