Интернет, который мы теряем

На жизнь нужно смотреть пристально и в упор

(с) Андрей Кокоуров

Все в мире меняется, ну а такая динамичная вещь, как интернет, - в первую очередь. Еще, казалось бы, всего несколько лет назад Повсеместно Протянутая Паутина была чем-то маргинальным, атрибутом оторванных от жизни технарей. Буквально год-два тому - безграничным океаном свободной информации и универсальным каналом общения. Ну а теперь? Теперь же западные исследователи приходят к выводу, что эра бесплатной информации в интернете подходит к концу. То есть меняются сами основы существования Сети.

Недавнее исследование, проведенное компанией Forrester, выявило, что уже 18% американцев, постоянно пользующихся Всемирной Сетью, пользуются услугами платных интернет-сервисов. Как показало то же исследование, большинство пользователей Сети готовы раскошелиться, оплачивая аудио- и видеозаписи, а также онлайновые телетрансляции (при хорошем качестве последних). На втором месте - деловая и финансовая информация. На третьем - малораспространенные или вообще уникальные услуги. Например, в Японии сейчас крайне популярно скачивание с определенных сайтов забавных картинок и пересылка их на мобильные телефоны друзей и знакомых (стоимость одной картинки составляет примерно 15 центов). Меньше всего пользователей интернета готовы платить за кулинарные рецепты, чтение газет и журналов, просмотр частных объявлений, получение медицинской информации и участие в онлайновых играх. А вот еще кое-какая интересная информация на эту тему. Консалтинговая фирма Jupiter Media Metrix опросила около 1.2 тыс. пользователей Всемирной Сети, которые совершали покупки в интернете. На основе этого исследования выявлены те типы информации, которые обладают наилучшим потенциалом для продажи через интернет. Это:

  1. Информация, которая помогает в работе. Это могут быть порталы, на которых собрано программное обеспечение и практические советы, способные облегчить жизнь пользователям, либо порталы с финансовой и бизнес-информацией, экспертная информация обществ защиты прав потребителей и т. д.
  2. Информация, которая помогает управлять деньгами. Успешно продают информацию сайты, которые берут на себя функции управления инвестиционными портфелями либо публикуют комментарии экспертов, полезные для мелких инвесторов.
  3. Информация, которая помогает улучшить внешность. Далеко не все полные люди готовы признаться в этом и продемонстрировать недостатки своей фигуры. О том, сколько времени, сил и денег тратят на свою внешность женщины, вообще говорить излишне. Поэтому в американском (и не только) интернете процветают сайты, которые предлагают пользователям анонимные рекомендации по диетам, спортивным нагрузкам и т. д.
  4. Информация, которая позволяет проявлять эмоции. В последние годы отмечен коммерческий успех спортивных сайтов. Они дают возможность не только доступа к спортивным новостям, статистике, фотографиям, но и проводят онлайн-трансляции игр, сопровождая их сервисом, который сегодня недоступен для телевидения: например, дают возможность провести виртуальный тур по спортивной базе, задать вопросы конкретному игроку, на которые тот сможет ответить после окончания игры, и тому подобное.
  5. Дополнительная информация, прилагаемая к бесплатной. На очень многих раскрученных информационных ресурсах пользователю предлагается за дополнительную плату скачать видео- или аудиоиллюстрацию к тексту, досье, ссылки на полезные сайты и т. д.
  6. Информация, которая помогает управлять карьерой. Это не только всевозможные службы по подбору персонала и онлайновые кадровые агентства. Сюда же относятся еще и различные услуги по дистанционному образованию, а также онлайновые сервисы, где можно пройти разного рода тестирование, сдать экзамены на профпригодность и прочее.
  7. Информация, позволяющая оптимизировать использование интернета. К таким сервисам, например, относятся сайты, рассылающие электронные открытки.
  8. Информация для отдыха и развлечения. Здесь уже долгое время первенствуют порнографические и игорные сайты, однако в последнее время возрастает интерес пользователей к сайтам, предлагающим информацию о путешествиях, туризме и т.п.

А вот как американские маркетологи формулируют принципы, следуя которым, интернет-сайты могут начать взимать плату за свой контент:

 

Принцип 1. Не взимать деньги с посетителей до тех пор, пока не будет уверенности в том, что на сайте размещена действительно эксклюзивная информация, не имеющая аналогов в Сети. Либо, в крайнем случае, если эта информация не преподнесена явно лучше, чем на сайтах конкурентов.

Принцип 2. Экспериментировать с ценами. Никто точно не знает, сколько стоит информация, размещенная в Сети, и сколько людей готовы платить за нее. Поэтому ошибки здесь практически неизбежны.

Принцип 3. Экспериментировать с программным обеспечением, обеспечивающим работу онлайновой службы. Оно должно быть простым, надежным и недорогим. Выбрать необходимое, кстати, бывает крайне сложно.

Принцип 4. Необходимы лучшие каналы связи и наиболее быстрые серверы. Если потенциальный покупатель сталкивается с тем, что сайт медленно грузится, то вероятность того, что он купит информацию, размещенную на этом сайте, значительно уменьшается.

Принцип 5. Создавать простые формы подписки. Пользователи интернета обычно нетерпеливы и ненавидят длинные анкеты.

Принцип 6. Общаться с пользователями на разных языках. Интернет говорит не только на английском, русском или арабском. Значительную часть пользователей составляют жители стран Европы и Азии.

Принцип 7. Реклама более прибыльна, чем продажа информации. Опыт коммерчески успешных ресурсов показывает, что 80% дохода интернет-сайт получает за счет рекламы, а 20% - за счет подписки на его информацию. В исключительных случаях эта пропорция изменяется, как, например, 60% к 40%.

Что дальше? Четко ответить на этот вопрос пока никто не в состоянии. Но некоторые основные тенденции определить можно уже сейчас. Во-первых, конечно же, объем платной информации и сервисов в Сети будет непрерывно расти. В первую очередь, это коснется мультимедийной информации, финансовой информации и соответствующих онлайновых сервисов, а также игрового бизнеса. Во-вторых, будут все более активно развиваться т. н. "национальные сегменты", то есть интернет-службы, ориентированные на конкретные (зачастую небольшие) страны и народности. По целому ряду причин такие, с позволения сказать, "национальные интернеты", как показывает практика, с самого начала оказываются в весьма значительной степени коммерциализированными. Третья тенденция состоит в том, что на земле до сих пор остается колоссальное количество людей, безоглядно преданных принципу "information must be free". Это они взламывают коммерческие сайты, создают в интернете всевозможные бесплатные сервисы и ftp-архивы, пишут freeware-программы. Их силу нельзя недооценивать. Это они в последнее время перешли от слов к делу - от простого протеста против коммерциализации Сети к созданию так называемого "альтернативного интернета" (проекты WWW-2, Рунет-2). Об этих проектах, кстати, мы расскажем более подробно в одной из следующих статей. Четвертое - это то, что в последние годы пусть медленно, но все же набирает силу рынок интернет-рекламы. А это означает, что все большее количество популярных проектов сможет не просто существовать, но и развиваться, и приносить прибыль, оставаясь при этом бесплатными для пользователей. Это тот же принцип, по которому действуют находящиеся в свободном доступе телеканалы - платить за просмотр не надо, но рекламные паузы раздражают.

Но, наверное, самое главное, что следует иметь в виду, рассуждая о коммерциализации интернета, - это психологию людей. Дело в том, что на сегодняшний день абсолютное большинство пользователей (порядка 80-90%) морально не готовы платить за информацию, получаемую из интернета. Примерно 65% пользователей не станут платить за онлайновые сервисы, даже за те, которые им действительно необходимы. Эти данные, на первый взгляд, должны ввергнуть в депрессию даже самых ярых сторонников электронной коммерции. Но если рассмотреть ситуацию более пристально, то все видится не настолько мрачным. Дело в том, что большинство из тех, кто отвергает идею распространения в интернете платных услуг, - это люди, которые пользуются Сетью уже отнюдь не первый год и привыкли к тотальной бесплатности, а также к низкому качеству немногочисленных платных сервисов. "Неофиты", то есть те, кто подключился недавно или подключаются сейчас, воспринимают ситуацию по-другому: у них не вызывает удивления или отрицания тот факт, что за услуги надо платить. Они уже привыкли к этому в реальной, "офлайновой", жизни. Так что, по ряду прогнозов, уже через 8-10 лет число "принципиальных неплательщиков" снизится примерно до четверти от общего числа пользователей интернета. Не так уж и плохо.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 2003 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!