Shareware

Часть IV: распространение программы

Настало время распространить нашу программу среди пользователей - потенциальных покупателей. Можно, конечно, стоять в метро и продавать дискеты c программой, но, мне кажется, бизнес таким образом наладить будет довольно сложно. Поэтому отправимся в интернет, где ежедневно кочуют из рук в руки огромные деньги, маленькую часть которых мы попытаемся направить в нужное русло, т.е. в наш карман. Первым делом нужно сделать свой сайт, посвященный программе. Тут же появляется проблема размещения его на просторах интернета. Мы - еще только начинающие "шароварщики", к тому же из СНГ, поэтому пока не будем отдавать несколько десятков кровных y.e. за услуги хостинга, а попробуем поискать что-нибудь "халявное". Нам много и не надо:

  1. несколько мегабайт для хранения программы и страничек сайта;
  2. возможность хранить файлы формата *.zip и *.jpg;
  3. возможность загружать файлы *.zip и *.jpg при нажатии на ссылку из других сайтов (например, из какого-нибудь soft-каталога). Все дело в том, что очень многие зарубежные компании при бесплатном хостинге позволяют скачивать файлы только по ссылке с сайта-хранилища данных файлов, чтобы уменьшить трафик. А это для "шареварщика" просто недопустимо;
  4. ну и, конечно, хочется, чтобы сайт был доступен хотя бы время от времени и чтобы рекламы было не слишком много.

Если взглянуть на услуги, предоставляемые бесплатно некоторыми зарубежными компаниями, то прямо не верится, что все это "за просто так": тут тебе несколько сотен мегабайт для хранения файлов и полная статистика посещений, там - полное отсутствие рекламы и неограниченный трафик, кое-где даже поддерживаются различные скрипты... А бывает, что все это дается вместе. Казалось бы, иди на Yahoo! в раздел Free Hosting и выбирай из огромного количества предложений подходящее. Перебрав более десятка таких предложений, я в очередной раз убедился в верности правила про бесплатный сыр и мышеловку: нигде не выполнялись все пункты одновременно. Особенно редко встречалась поддержка пункта 3. Может, мне просто не повезло, но от затеи найти бесплатный хостинг "за бугром" я отказался. Поэтому поиски продолжились на просторах Рунета. Здесь почти везде выполнялись все пункты, но возникла иная проблема: многие хостеры, судя по всему, просто блокировали иностранный трафик, т.е. какой-нибудь американец не сможет даже просмотреть такой сайт, не то что скачать с него что-нибудь. Таким образом отсеивалась большая часть русских хостеров... Короче, хорошенько подумав, я решил, что лучшее место для хранения сайта - родной TUT.BY. Он бесплатно предоставляет 5 Mб под сайт, который доступен по всему миру. Имя сайта выглядит примерно так: MyProga.at.tut.by. Правда, нельзя просматривать статистику посещаемости сайта да и реклама надоедает, поэтому можно разделить сайт на две части: html-странички хранить на www.Geocities.com, где ведется хорошая статистика по сайту, а остальные файлы - на TUT.BY, который свободно позволяет скачивать любые файлы. Далее подразумевается, что мы решили полностью разместить сайт на TUT.BY. Для начала нужно зарегистрировать наш сайт. Если у вас нет ящика на Tut.by, то заведите его, вместе с ним у вас появится и личный сайт. Теперь можно закачать туда все нужные html-файлы. Главная страница сайта (т.е. та, которая отображается при наборе MyProga.at.tut.by) носит имя default.html (важен регистр букв!). После html-страничек закачиваем дистрибутив программы и ее скриншот (формат *.jpg или *.gif). Кстати, не забудьте перед закачкой дистрибутива в разделе "О программе..." и в документации поместить ссылки на сайт и на регистрационную страничку (например, MyProga.at.tut.by/regprog.html, ее мы сделаем позже). Для размещения программы в soft-каталогах было бы неплохо сделать еще и pad-файл (PAD - Portable Application Description - "переносимое описание приложения"), который будет хранить полное описание нашей программы. Делаются такие файлы при помощи бесплатного продукта PADGen (www.asp-shareware.org/pad/padgen.asp). После создания pad-файла для своей программы нужно закачать его на сайт.

Настало время составить на хорошем английском языке описание программы, которое будут читать пользователи в soft-каталогах. За это дело следует взяться творчески, ведь программу с плохим описанием никто не будет скачивать. Затем необходимо определиться с ценой за регистрацию. Здесь важно помнить, что далеко не каждый пользователь готов платить за программу большие деньги, но малая стоимость регистрации некоторым кажется подозрительной, поэтому взгляните на продукты конкурентов и установите цену одного из самых дешевых продуктов.

 

А теперь можно выбирать регистратора. Именно регистратор будет получать деньги от пользователей, копить их, пока не соберется определенная сумма, а затем отправлять вам. Все это, разумеется, делается не по доброте душевной, а ради процента от прибыли. Сейчас на рынке shareware работает довольно много регистраторов, поэтому каждый из них старается какой-нибудь "изюминкой" привлечь к себе побольше shareware-разработчиков. Вот краткое описание нескольких популярных регистраторов:


RegSoft

(www.regsoft.com)

Очень маленькие комиссионные - 10% от покупки (но не менее $3). Размещает описание программ в своем soft-каталоге - HotDownloads.com. Поддерживает все основные способы оплаты. Позволяет заказать программу по телефону. Показывает разнообразную статистику по продажам.


share-it!

(www.shareit.com)

Немецкий регистратор, поддерживает все стандартные способы оплаты. Круглосуточная техническая поддержка на шести языках. Разнообразная статистика.


Qwerks

(www.qwerks.com)

Основной "фишкой" данного регистратора является закачка дистрибутивов программ на свой сервер. Оказывает все стандартные услуги регистратора, но, пожалуй, возможностей у него все же меньше, чем у RegSoft и share-it!.

После регистрации можно делать регистрационную страничку - RegProg.html, на которую ведут ссылки из документации к программе. Разумеется, мы не могли поместить ссылки, ведущие прямо на страницу регистрации нашей программы, т.к. нам может понадобиться сменить регистратора. Поэтому со странички RegProg.html пользователь должен быть переправлен прямиком на страницу регистрации. Это можно осуществить двумя способами. Первый - пользователь видит перед собой список регистраторов и, после нажатия на одного из них, попадает на соответствующую страницу регистрации. Второй - если мы пользуемся услугами только одного регистратора, то можно пользователя автоматически отправлять к нему. Второй способ реализуется следующим образом:

<HTML>
<head>
 <meta HTTP-EQUIV="Refresh" Content="2;
  url=http://www.regsoft.net/purchase.php3?productid=5555">
</head>
<body>
 Redirect, please wait or click here:<br>
 <a href="http://www.regsoft.net/purchase.php3?productid=5555">
  RegSoft</a>
</body>
</HTML>

При загрузке такого html-файла пользователь через две секунды будет направлен на страницу регистрации.

Хочу сказать, что от рекламы регистратора большого количества скачиваний программы ждать не приходится, поэтому раскручивать shareware-продукт придется самому. Для начала зарегистрируйтесь в популярных поисковых системах. Для этого можно воспользоваться службой www.addme.com, которая бесплатно произведет регистрацию сайта в четырнадцати поисковиках. После этого поместите программу в soft-каталогах. Вот несколько каталогов, в которые можно без особых проблем добавить описание своей программы:

www.winpicks.com

www.download32.com

www.RocketDownload.com

www.ultrasoftware.com

Особо хочу выделить www.simtel.com. Этот каталог позволяет закачивать дистрибутивы программ к себе на серверы, которые расположены по всему миру, так что пользователь может выбрать для себя оптимальный вариант загрузки. Также Simtel ведет статистику скачиваний дистрибутива и позволяет пользователям оставлять мнения о программах. Ко всему прочему, Simtel сообщает в конференциях о новых поступлениях и умеет обрабатывать pad-файлы.

Еще, пожалуй, рассмотрим процесс покупки программы. Пользователь скачивает ее, устанавливает. Если она ему понравилась, то он нажимает на ссылку "Зарегистрироваться". Запускается браузер и загружается страница RegProg.html, которая отправляет юзера на страницу регистрации. Там пользователь вводит свои данные и кликает по кнопке 'OK'. Заполненная им форма попадает к регистратору, который в меру своих возможностей проверяет данные пользователя. Если все в порядке, то вы получаете письмо от регистратора со сведениями о заказе, после чего, если не увидели ничего подозрительного, отправляете пользователю регистрационный код вместе с искренними поздравлениями с удачной покупкой (если, конечно, вы не возложили почетную обязанность отправки писем на регистратора). Теперь, казалось бы, сделка состоялась. Но не все так просто... Во-первых, номер кредитной карточки может оказаться украденным. Так что, когда настоящий владелец обнаружит трату нескольких десятков долларов на некую программу, он потребует от банка вернуть деньги обратно. После этого регистратору придется не только вернуть деньги "на родину", но и уплатить штраф. Во-вторых, пользователь может по любой пришедшей ему в голову причине потребовать расторгнуть сделку (например, пользователь может просто "передумать"). На самом деле из-за второй причины сделки расторгаются очень и очень редко, т.к. у абсолютного большинства пользователей все-таки есть совесть, и, к тому же, чтобы вернуть свои деньги, пользователю придется заполнить заявление в банке. Так что можете волноваться только из-за украденных номеров кредиток.


Что почитать?

  1. www.swrus.com - русская почтовая конференция, посвященная shareware. Членство в ней бесплатное, модератор - Юрий Герасимов, автор программы Chameleon Clock. Советую почитать дайджест этой конференции, выложенный на сайте.
  2. www.euro-share.com - то же самое, что и swrus, но в европейском масштабе, так что без знания английского не обойтись. На сайте имеются архивы конференции и документация, касающаяся Shareware.
  3. Книга Станислава Жаркова "Shareware: профессиональная разработка и продвижение программ", БХВ-Петербург, 2003.

Ну и напоследок, не стоит питать напрасных надежд на огромные прибыли, ведь успех сопутствует лишь небольшой доле участников shareware-рынка. Но и отчаиваться после первой же неудачи тоже не стоит - многие успешные программы начали продаваться далеко не с первой версии.

На этом завершается цикл под названием "Shareware", в котором я рассказал, как без денежных вложений попытаться продать свою программу. Разумеется, с деньгами нужно действовать совершенно иначе, но это уже совсем другая история...

Иван ШИРКО,
FDC@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

50 за 2003 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!