Segway и его последователи

Что такое Segway? Это название время от времени мелькает на страницах печатных и интернет-изданий, будоражит обывателя своими возможностями и ценой, вызывает неоднозначные реакции и скандалы.

Представленный широкой публике в декабре 2001 года высокотехнологичный самокат Segway должен был, по заявлению его изобретателя Дина Кеймена (Dean Kamen), перевернуть наше представление об индивидуальном транспортом средстве, заставив сдать в металлолом велосипед, а машиной пользоваться только для перемещения вне города. Прошло уже 2,5 года, а ни того, ни другого не произошло: велосипеды по-прежнему в моде, а законодатели во многих странах до сих пор не могут определить, к какому типу транспортных средств отнести продукт компании Segway LLC: авто- мото- или вело- пешеходо-? От этого прежде всего зависит, куда отправлять электрический самокат: на пешеходную дорожку или на проезжую часть. По мнению многих наблюдателей, ни тут, ни там ему не место - должна быть выделена совершенно отдельная полоса, т.к. очень уж специфичен способ передвижения этой "самобеглой коляски".

Если вы не знакомы с технической стороной, то здесь ничего сложного, по крайней мере, на первый взгляд: аккумулятор, электромотор для каждого колеса, 5 гироскопов, измеряющих 100 раз в секунду параллельное положение платформы относительно горизонта, стабилизаторы, ручка поворота лево-право на руле, напоминающая ручку газа на мотоциклах, и 3 ключа "зажигания" (в специальных версиях 4), позволяющих снимать скоростные ограничения (вплоть до 30 км/ч) и микропроцессор, управляющий всей электроникой. Дальность пробега примерно 20 км, длительность подзарядки - 8-10 часов. Несмотря на то, что хитрого, вроде бы, мало, создать собственноручно подобную вещь не так-то и легко. Нет, попытки были, и самая известная из них принадлежит профессору Тревору Блэквеллу (Trevor Blackwell), сумевшему собрать свой Balancing Scooter из того, "что Бог послал" (см. www.tlb.org/scooter.html), и потратить на это "всего" $2,5 тыс. плюс две недели по вечерам в гараже. Тем не менее, собранная им модель настолько несовершенна, что, по словам самого профессора, ему больше нравится ходить пешком, чем дорабатывать свой скутер. Из-за возможных судебных преследований пытаться спорить с Дином Кейменом на тему, чей скутер дешевле (оригинальный Segway продают почти за $5 тыс.), явно не стоит, а вот попытать счастья и на волне всеобщего интереса к подобным видам транспорта смастерить что-нибудь свое - это всегда пожалуйста, тем более, что на дизайн патентов еще не существует, и зрительное подобие Segway'ю будет вполне простительно.

Одним из таких проектов, вполне банально эксплуатирующих идею индивидуального малогабаритного транспортного средства, стал электросамокат Q, представленный на Международной выставке бытовой электроники в Лас-Вегасе (Consumer Electronics Show - CES) американской компанией Rad2Go. Задавшись вопросом: "Что больше всего не устраивает потребителя в Segway?", ребята из вышеупомянутой Rad2Go решили максимально упростить конструкцию, тем самым снизив цену тоже по максимуму. Их результат, с одной стороны, достоин восхищения - Q стоит от $1000 до $1500, с другой - самокат не просто перешел в раздел "low-tech", но и вообще выпал из понятия каких-либо технологий. Судите сами: вместо гироскопов два дополнительных колеса, вместо обычных 20 км/ч - максимальные 16 км/ч и т.д. и т.п. Вывод? Обычный электрический самокат, только издалека напоминающий Segway. Зато без риска иметь проблемы с законом.

Совсем в другую сторону пошел тайваньский изобретатель Ень Хун Линь, разработавший собственный концепт-самокат на основе распространенной дорожной сумки на колесиках с телескопической ручкой. Его Transporter имеет три колеса, складывающуюся ручку, малый вес (около 20 кг против 38 кг у Segway) и возможность перемещения грузов без дополнительных аксессуаров в виде боковых сумок-корзинок. Истинно восточный прагматизм, помноженный на соответствующие возможности и почти идеальный самодвижущийся багаж у нас в руках.

 

И пока изобретатели всего мира думают, как улучшить уже имеющиеся варианты Segway, компания Bombardier представила свое видение предмета, но... во времени. Ее Embrio не что иное как Segway в будущем: ему оставили лишь одно колесо, навесили различных приборов, фар и мигалок, заменили аккумуляторы на водородные топливные элементы и... поставили за стекло - дожидаться, пока все это сможет реализовать промышленность.

Не удивительно, что каждая уважающая себя страна начала выдвигать свои идеи по поводу создания альтернативных видов транспорта. Вот и Австралия с Объединенной Европой (Швейцария) решили проявить себя на ниве подобных разработок. И если австралийцы стали заново изобретать не велосипед (самокат), а скейтборд, то швейцарцы пошли еще дальше - они заново изобрели колесо. Но обо всем по порядку.

Австралийская компания Wheelman наладила выпуск интересного продукта под торговой маркой G-Motion, скрестив в нем скейборд и мопед. Да, экологией в австралийском варианте даже не пахнет (двухтактный карбюраторный двигатель объемом 43 см3 с электронным зажиганием питается газо-масляной смесью подобно газонокосилке), зато он дешевле и гораздо ближе к спортивному варианту, чем все Segway'и вместе взятые. Оригинально решен вопрос о постановке ног - теперь они находятся в самом колесе, которое, как видите, уже не нуждается ни во втулках, ни в спицах. Управление осуществляется через выносные переключатели газ-тормоз, расположенные на рукоятке позади ездока, поворот лево-право как на скейтборде - через наклон корпуса в нужную сторону. Все просто и экстремально. Я бы даже сказал, несколько приземленно.

Гораздо более интересный подход продемонстрировали ученые из компании Easy-Glider AG. Их новинка EasyGlider - это вариант буксировщика, но с одним колесом, одной ручкой и нижней платформой, превращающей его в трицикл. Надо ехать далеко: встал на трицикл и вперед, хочешь покататься по городу - отцепил платформу, надел ролики и превратил EasyGlider в легко переносимое колесо. Вес подобного "агрегата" около 22 килограмм, диаметр колеса 40 см, искусственно ограниченная скорость 25 км/ч (реальная до 60 км/ч), дальность пробега - 35-40 км. По всем статьям, этот "швейцарец" (уже объявлено о начале продаж в конце года и в США) бьет Segway Дина Кеймена, хотя, по заверению обеих компаний, их транспортные средства находятся в разных "весовых" категориях. Это действительно так, потому что на Segway не чураются встать ни сенаторы, ни даже сам Президент, а вот надеть ролики и прокатиться с ветерком на EasyGlider, думаю, не решится ни один из них. На мой взгляд, шансов у последнего стать "народным" гораздо больше не только в силу его универсальности, но и обывательского прагматизма: EasyGlider стоит почти в 5 раз меньше, что, возможно, сыграет не последнюю роль в завоевании весьма нового и необычного рынка малых транспортных средств.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

29 за 2004 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!