Трудные пути белорусских стартапов

Многие нынешние гиганты IT-индустрии - к примеру, Apple, Yahoo, Google, YouTube - некогда начинали свою работу в прямом смысле этого слова в гаражах. Команды молодых единомышленников не могли арендовать даже самый захудалый офис, но именно их идеи потом "выстреливали" и начинали приносить многомиллионные прибыли. В результате само слово "стартап" стало нарицательным и очень часто употребляется в связке со словосочетанием "Силиконовая долина". В России сейчас молодым IT-фирмам также уделяется внимание на государственном уровне - как и во многих других странах, демонстрирующих высокие темпы экономического роста. А что происходит у нас? На тему "стартапов по-белорусски" мы беседуем с председателем правления научно-технической ассоциации "Инфопарк" Владимиром Басько.


- Владимир Викторович, как быть тем молодым белорусским IТ-специалистам, которые хотят развивать интересный проект у себя на родине?

- Первый вариант ответа (причем верный не только для Беларуси) таков: если есть идея, то с ней можно пойти в крупную компанию. И договариваться о партнерстве. Если идея действительно стоящая, то "продвинутая" IT-компания может ее рассмотреть и предложить создать общее предприятие. Таким образом, носители идеи вместе с крупной белорусской компанией могут породить новый бизнес. На сегодняшний день это, по большому счету, единственная очевидная возможность для белорусских стартапов. Хочу сказать, что часть существующего белорусского IT-бизнеса организована и работает как бизнес-группы. И нередко стартапы становятся предприятиями, входящими в такие группы.

- Что делается для поддержки стартапов ассоциацией "Инфопарк"? Администрацией ПВТ?

- Если говорить об ассоциациях, то намерения по поддержке стартапов, конечно же, имеются. Есть они и у "Инфопарка", и у Ассоциации компаний информационных технологий (АКИТ). Однако сложность в том, что эти ассоциации только сейчас прошли некий инкубационный период. Они уже более-менее наладили свой функционал, но при этом еще не обладают достаточными финансовыми резервами для того, чтобы поддерживать стартапы. Я думаю, что в обозримом будущем мы действительно такую функцию на себя возьмем.

 

Пока же речь идет не об акционерном капитале, не об инвестициях в уставный фонд. (На самом деле желающих сделать инвестиции в белорусские IT-проекты достаточно много.) Ведь кто-то должен сказать, что эти вложения не рисковые, что идея стоящая и основанный на ней бизнес будет рентабельным и устойчивым. Оценка проектных идей и контроль на первых этапах становления стартапов является тем, что я бы назвал отсутствующей на сегодняшний день в Беларуси компетенцией. Нам важно перенять механизм принятия решений, используемый на Западе венчурными капиталистами. А то бывает так: приходят замечательные ребята и говорят: "А вот у нас такая замечательная идея!". И деньги есть, и выглядит идея великолепно. А вот дать ей оценку, поддержать на ранних стадиях, проконтролировать выполнение - такой возможности нет.

Второе. Скажем, приняли решение в отношении стартапа: идея хорошая, надо поддерживать. Дальше, по сути дела, должно следовать бизнес-инкубирование, которое (с моей точки зрения) заключается в содействии лидерам. То есть тем, кто пришел с этой идеей. Или же нужно подготовить стоящих менеджеров для проекта. Известно, что в белорусском IT-секторе сегодня дефицит генеральных директоров и вообще толковых топ-менеджеров. Получается, что когда есть замечательная идея, возникает вопрос: в состоянии ли ее носители эту идею реализовать без "доводки" их самих как команды? На практике очень часто возникают чисто управленческие сбои - я много раз это видел в отношении стартапов.

Что касается Парка высоких технологий, то механизм поддержки интересных начинаний предложен самим декретом о ПВТ. Если ты - предприниматель, у которого есть идея, то пожалуйста: приходи, пробуй. Тебе будет предложено представить свою идею кому-либо из резидентов ПВТ. Если они заинтересуются, то вы станете партнерами.

- Ассоциация "Инфопарк" может быть посредником между носителями IT-идей и существующими бизнес-группами?

- Конечно же. В составе Ассоциации - 46 предприятий разного масштаба, использующих разные бизнес-модели, работающих на разных рынках. Так что дирекция "Инфопарка" в состоянии идею обработать и должным образом донести до членов Ассоциации.

- Имеет ли смысл создавать для поддержки стартапов бизнес-инкубаторы при ВУЗах - БГУ, БГУИР? Ведь большинство молодых специалистов с оригинальными разработками выходят именно из их стен; имеется там и техническая база.

- При них - нет. На их базе - да, причем я бы добавил сюда еще и академические институты. Но на сегодняшний день я вижу идеальной комбинацией совместные усилия Парка высоких технологий, "Инфопарка" и учебных заведений для того, чтобы создавать бизнес-инкубаторы, причем обязательно с функцией бизнес-инжиниринга. Дело в том, что многие белорусские IT-предприятия с хорошим потенциалом нуждаются в реинжиниринге отдельных бизнес-процессов либо целых их блоков. А некоторые важные для бизнеса функции у них отсутствуют вовсе - например, внешний промоушен или умение эффективно подготовиться и принять участие в зарубежной выставке.

- На Западе практически все стартапы вырастали в крупные компании при поддержке венчурных инвестфондов. Как с этим обстоят дела в Беларуси? Есть у нас какие-нибудь зачатки подобных финансовых структур?

- Нету. Где-то в середине 90-х годов "Центр деловых связей" (предприятие, созданное при прямом участии Еврокомиссии) был сакцессором проекта по созданию фонда венчурного финансирования, который реализовывала здесь одна французская компания. Знаете, с какой проблемой они столкнулись? Самой большой стала проблема выхода из бизнеса. То есть венчурное финансирование предполагает, что тот, кто профинансировал проект, заработает не на прибыли нового предприятия, а на продаже того бизнеса, который был создан на венчурные деньги. Причем инкубация проекта может проходить в Беларуси, а его продажа - на лондонской или нью-йоркской бирже, то есть необходима прозрачность границ как для ввода, так и для вывода венчурного капитала. Беларусь, к сожалению, еще такой прозрачности не обеспечивает.

В общем, наши проблемы венчурного финансирования лежат совсем не в плоскости поиска хороших идей. Кроме идеи, нужна еще слаженная и компетентная команда, способная эту идею реализовывать.

- А белорусские банки готовы развивать в стране венчурное финансирование IT-проектов?

- Банки не готовы. Венчурный фонд - это особая форма финансирования, имеющая особый статус. Белорусское законодательство венчурного финансирования не допускает. Из пяти венчурных проектов, по статистике, успешным оказывается только один. Это значит, что четыре остальных - целиком убыточные. Теперь представьте, что мы инвестируем по миллиону в каждый из пяти проектов. Успех сопутствует только одному, и он затем продается за 10 миллионов. Из этой суммы мы покрываем издержки по успешному проекту и по четырем стопроцентно убыточным. Прибыль - пять миллионов. Но все это - я имею в виду покрытие издержек по убыточным проектам - должно быть разрешено законодательством. Но банку это непозволительно. Выдал кредит - должен вернуть его в любом случае.

- Вы можете привести примеры успешных белорусских стартапов?

- Вы знаете, наверное, только по каким-то косвенным признакам. Вот есть у нас предприятие "Атлант-М", которое занимается автомобильным бизнесом и решило выйти на рынок провайдерских услуг. И сегодня "Атлант-Телеком" является одной из успешных фирм-провайдеров. Он динамичен, агрессивен на рынке и т.д. Так как у "Атлант-М" этого направления не было, то очевидно, что для нее это чистый стартап, а не эволюционное развитие какого-то IT-направления. Есть, конечно, и другие успешные фирмы, некогда начинавшие как стартапы. Но большинство из них уже влились в состав существовавших бизнес-групп и работают под их брендами.

Беседовал Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

50 за 2006 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!