Мультитреки. Поколение-2007/2008

В новом году, конечно, хотелось бы собрать скопом Nuendo, Cubase, Samplitude, ACID, Sonar и т.п. и сделать материал "Старые клячи-2007" :). Но... сегодня мы рассмотрим поколение "некст". Причем выборочно. То есть нам нужны программы нового поколения, которые являются одновременно и системами многодорожечной записи/редактирования/обработки, и MIDI-секвенсорами, работающими с VSTi.

На данный момент выделяются три ключевых разработки, причем сам старт большинства из них начался еще в 2006 году. Тогда мы не могли говорить о чем-то интересном, с точки зрения специалиста, - это были сырые "беты". И вот процесс естественного отбора выделил три продукта. Разработчики предлагают очень невысокие цены и, что самое главное, более современный взгляд на происходящее.


AngryRedPlanet Temper

Сам старт программы под названием Temper начался в июле 2007-го, хотя ключевые для нее модули и наработки были откатаны на двух предыдущих продуктах данного разработчика - отдельного MIDI-секвенсора Sequitur (2006) и программы многодорожечной записи Ardour. Именно Sequitur был переименован в июле в Temper. Тут следует пояснить: программ многодорожечной записи достаточно много, причем есть одна очень известная и бесплатная - Audacity. А вот развитых и при этом дешевых MIDI-секвенсоров с поддержкой VSTi на рынке практически нет.

AngryRedPlanet остановились на идее реализации продвинутого MIDI-секвенсора и добавили туда аудиочасть. Апгрейды с исправлениями ошибок от версии к версии происходили с частотой чуть ли не раз в неделю. Например, версия, которую мы рассматриваем сегодня, имеет порядковый номер 1.1.2 и датируется 17 ноября. Причем в данном случае важна не столько начинка (с точки зрения технических характеристик), сколько сама организация пользовательского интерфейса (UI).

 

На самом деле он не является понятным с первого просмотра даже для специалистов. Дело в том, что разработчики придумали свою концепцию, одновременно смешав возможности различных программ. Так, изначально вам может показаться, что мы имеем дело с модульной схемой - в принципе, так оно и есть. Ведь все, включая наполнение треков, последующих устройств обработки и т.п., собирается как конструктор. Причем сходство представленной архитектуры с устройством известной Mackie Tracktion несколько обманчиво и все больше напоминает ту же Nuendo.

В общем, у вас есть несколько типов аудио и MIDI-треков. Коммутироваться они могут на специальные треки подгрупп (Busses) или же напрямую к выходу. Соответственно, можно использовать VST и VSTi. При этом варианты с редактированием MIDI решены очень хорошо, внедрено несколько полезных новаций, кои очень редко можно встретить в ПО. В аудио же мы наблюдаем топорный метод - есть трек с отображением звуковой волны и все, разве что предусмотрены возможности автоматизации параметров VST-плагинов и использования для них графиков огибающих (envelopes).

То есть, с точки зрения MIDI VSTi-хоста, продукт готов практически на 100%, а вот мультитрек у нас достаточно тривиален и неоправданно усложнен громоздкостью коммутаций.

Стоимость программы составляет $50.


Zinewave Podium

Разработка Podium стартовала в 2004-м , и сейчас, к концу 2007-го, мы уже имеем вполне развитый программный продукт. Это аудио/MIDI-секвенсор с поддержкой всех современных технологий и стандартов, включая работу в 5.1, сведение на 64 битах, поддержку многопроцессорных систем, VST/VSTi, полноценную автоматизацию. Интерфейс откатывался три года, и это становится очевидным с того момента, как только вы начинаете работать с программой. Тут нет тех угловатостей, которые характерны для множества "беток", также устойчив сам рабочий процесс, то есть не наблюдается постоянного сталкивания с ошибками или глюками. К тому же три года поиска своей ниши не прошли даром - программа наполнилась множеством функций, в результате чего ее интерфейс кажется несколько громоздким. Но это поверхностное впечатление, "с первого взгляда", потому как функциональность рабочей области очень высока.

Почему данную программу можно отнести к новому поколению? Дело в том, что 2004 год ознаменован появлением новой программы Ableton Live, которая во многом предвосхитила первоначальную концепцию Podium. В 2005-м и 2006-м им также не удалось выбиться в лидеры - пальму первенства среди новичков тогда захватил Tracktion, перекупленный Mackie у малоизвестных Row Material. Причем, что интересно, Podium до сих пор предусматривает опцию взаимодействия с внешними устройствами от Mackie. Зачем это им? Может, речь шла о тендере?

А, в общем и целом, Podium - это то, как могла бы выглядеть Nuendo, если ее обернуть в современную упаковку. Все подходы к рабочему процессу практически идентичны, за исключением того, что в Podium все решено более эргономично.

Подход к формированию подгрупп идентичен, то есть каждый трек можно направить на определенную подгруппу, вывести параметры управления на автоматизирование, а сами треки подгрупп управляются как из программного микшера, так и в самой рабочей области.

Подытожу: ничего нового в Podium нет, интересна цена - $90.


Cockos Reaper

А вот эта разработка из трех, пожалуй, наиболее интересна, хотя и самая дорогая ($225, для некоммерческого использования - $50). Графический интерфейс практически полностью повторяет очень популярную программу Sony Vegas, хотя до этого Cockos'вцы выпускали Reaper а-ля Sony ACID ранних версий.

Reaper сегодня - это то, что могло получиться из Vegas, если бы разработчики оного не увели известный мультитрек в сторону видеомонтажа.

То есть в описываемом случае остался старый-добрый "Vegas", но с добавлением MIDI и поддержкой VSTi-инструментов.

Для эксперимента я даже дал ноябрьскую версию Reaper одному своему знакомому радийщику, который является "вегасовцем" практически с момента возникновения этой программы. И что вы думаете? Ему понравилось. Правда, он отметил, что чего-то в ней все-таки не хватает. Точно так же подумал я, когда в первый раз увидел Reaper а-ля ACID, а потом сообразил: работы с loop'ами:). В общем, Vegas'овский вариант можно считать удачным решением. Причем как и мой знакомый, так и множество пользователей взяли эту программу на вооружение в качестве замены разработки от Sony для случаев, когда все-таки нужно в рамках программы создавать некие мелодии с помощью VSTi. И если это удобство придется им по вкусу и войдет в ежедневный обиход, то, естественно, от самого Vegas скоро откажутся.


Интересно...

А стал бы Reaper так популярен, если бы не повторял один в один пользовательский интерфейс от Sony? Удался бы Flash, если бы его разработчики в свое время не проделали такое, повторив Photoshop? Говорили бы столько об OpenOffice, если бы его рабочие интерфейсы не повторяли бы точь в точь Microsoft Office?..

Например, Reaper из нашего обзора является самой тривиальной программой, по количеству функций и возможностей тот же Podium перекрывает ее в разы. Но, посмотрите на разницу цен! Причем в одном, более дешевом случае мы имеем громадную проделанную работу, достаточно большое количество собственных находок в области формирования рабочего интерфейса, причем актуальных находок, а не взятых с потолка "для просто так". А в дорогом - слепое копирование, более того, в сложных его моментах функции просто урезаются.

Ведь что лучше: разработать свою модель кроссовок или дешево скопировать чужую, на которую потрачено много времени специалистов и внушительные средства? Создать свою уникальную игру или выпустить клон чужой с другим сюжетом? Написать свою уникальную песню или "перепеть" мировой хит с изменением одной ноты?

Переделки чужого - это easy money при условии, что идет повторение один в один, но с более низким качеством. Именно так и ведет себя Cockos Incorporated. Хотя в данном случае разработчиков Reaper нельзя обвинять уж очень сильно - они взяли то, что плохо лежит: Sony ведь не собиралась продолжать продвижение Vegas в этом направлении.

Если говорить о наших предыдущих "предсказаниях", то 2007-й виделся как очень спокойный и характеризовался фразой "плавное затухание". Так и произошло. 2008 год обещает быть во многом переломным. Предпосылками этому служат значительное удешевление в профессиональном сегменте и упрощение рабочих структур.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2008 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!