Саундтреки к играм

Как-то раз мы с друзьями составили от нечего делать списки своих любимых игр по жанрам. Друзья посмотрели в мой список и дружно заметили, что очень уж он похож на список лучших саундтреков к играм. В следующий момент времени начался ожесточённый спор про игровую музыку. Я же кротко улыбнулся, собрал всю свою объективность в кулак и пошёл писать статью про лучшие саундтреки.


RPG

У каких РПГ саундтрек лучше? Конечно же, у самых лучших РПГ! Большинство геймеров привыкли выделять две наикультовейших серии: Fallout и Baldur's Gate.

Саундтрек к Fallout в далёком 1997-м году написал композитор по имени Марк Морган (Mark Morgan). Практически в одночасье он и сама игра обрели культовый статус. Имя Моргана знал и знает каждый фанат Fallout. Помимо этого, Морган отличился музыкой ещё к одной шикарной ролевой игре Planescape: Torment (творение всё той же небезызвестной команды разработчиков Black Isle).

Свой путь Марк Морган начал с уроков игры на фортепиано, которые начал брать уже в семь лет. В старших классах будущий композитор Fallout'а начал играть рок-н-ролл, а, поступив в колледж, серьёзно увлёкся джазом. Позднее Морган выступал с такими американскими группами, как Starship и Chaki. В мир компьютерных игр он вошёл по счастливой случайности. Во время работы над саундтреком к американскому телешоу Prey Боб Райс (Bob Rice) из Four Bars Intertainment услышал часть его композиций и решил, что они отлично подходят для компьютерных игр.

 

Музыка для Baldur's Gate - это вообще нечто. Симфонические композиции из этой игры, что называется, "эпичнее некуда". Слушая их, наполняешься такой жаждой приключений и сражений, что длиннющий Baldur's Gate проходится на одном дыхании. Ответственным за сие великолепие является немецкий композитор Майкл Хоениг (Michel Hoeing).

В конце 60-х годов Хоениг был редактором подпольного немецкого журнала "Love" (это про рок-музыку) это серьёзно про-рок музыку)). Как следствие, тогда он был частью разрастающейся прогрессивной рок-сцены Берлина, участниками которой были такие известные когда-то в Европе группы, как Tangerine Dream, Ash Ra Tempel и Agitation Free.

В 1996-м Хоеинг был выдвинут на Эмми за свою музыку в научно-фантастическом сериале "Темные Небеса". Однако это блекнет перед тем фактом, какие картины можно встретить в фильмографии этого композитора. Вот самое яркое. Во-первых, там есть "Девять с половиной недель" (тот самый фильм с Микки Рурком и Ким Бесингер). Во-вторых, ремейк американского ужастика The Blob (смотреть невозможно, но когда-то этот фильм был символом своей эпохи). И, в-третьих, ужастик "Дракула 3000", являющийся фильмом категории Z (в смысле совсем плохо). И всё это - композитор Baldur's Gate. Как вам такой контраст?

Забавно, но факт: этих двух композиторов объединяет то, что музыку к самым последним играм серий, которые их прославили, писал один и тот же человек. Его зовут Инон Зур (Inon Zur). Музыку к Fallout Tactics: Brotherhood of Steel и Baldur's Gate II: Throne of Bhaal написал именно он. Саундтрек таких РПГ, как Icewind Dale II и Lionheart: Legacy of the Crusader, тоже его рук дело.


JRPG

Есть такой, ни много ни мало, гениальный человек по имени Нобуо Уематсу (Nobuo Uematsu) и называют его не иначе как Джоном Вильямсом компьютерных игр. Этот композитор является создателем музыки для серии игр Final Fantasy, автором чарующего саундтрека к культовой JRPG Chrono Trigger (на пару с Ясунори Митсудой), а также к такому откровению, как Kingdom Hearts.

Начинал Уематсу с того, что выступал с разными любительскими группами в качестве клавишника. Затем, когда он ощутил тягу к написанию собственной музыки и раскрыл в себе композитора, Уематсу писал треки к рекламе. И вот, в один прекрасный день, его друг из компании Square поинтересовался у него, не хотел бы Уематсу попробовать написать музыку к компьютерной игре. Уематсу согласился и начал писать музыку к играм. Когда Square начали разрабатывать Final Fantasy, саундтрек поручили написать именно ему...

...Каждая новая работа Нобуо Уематсу всё более и более раскрывала аудитории его талант и привносила в саму концепцию написания игрового саундтрека нечто новое. Особенное место среди его композиций занимает "Eyes on Me", которая добилась невиданного доселе успеха - победила в номинации "Song of the Year (Western Music)" на 14-й ежегодной церемонии Japan Gold Disc Awards - такого не добивалась ранее ни одна композиция из игры.

В октябре 2004 года Нобуо Уематсу и Square Enix разошлись. Композитор основал свою собственную музыкальную студию Smile Please Co., Ltd. К этому моменту Нобуо написал музыку к более чем 25 играм, он создал произведения, которые были исполнены на ряде концертов, создал свою собственную рок-группу, а его композиция "Liberi Fatali" была музыкальным сопровождением на олимпиаде в Афинах. Нобуо Уематсу был назван самым великим композитором в истории компьютерных игр.


Survival Horror

Звание лучшего саундтрека данного жанра любители игровой музыки единогласно отдают серии Silent Hill. Объясняется это довольно легко: сама стилистика и концепция игры не предполагают запугивание игрока выскакивающими отовсюду, как чёрт из табакерки, монстрами. Игра нравится и пугает, прежде всего, своей неповторимой атмосферой и антуражем. Само собой, соответствующая музыка была жизненно необходима проекту, чтобы он выглядел целостно. Silent Hill без своего "фирменного" музыкального сопровождения, пожалуй, смотрелся бы так же невыгодно, как и "Челюсти" Стивена Спилберга без своего. Благо, композитор Silent Hill - человек, который знает своё дело.

Акира Ямаока (Akira Yamaoka). Детской мечтой Акиры было... гончарное искусство. К написанию же музыки Акира Ямаока вообще приобщался постепенно и только в 1993-м попал в Konami, где стал писать музыку к играм. Первым проектом, над которым он работал в составе Konami, был платформер Sparkster, являвшийся игрой довольно успешной и даже получившей продолжение. Однако целиком и полностью над музыкой для Sparkster'а Акира не работал. Первый самостоятельный проект, в котором он был главным композитором, "настиг" его только через шесть лет - в 1999 году. Это как раз и был Silent Hill. Акира написал к игре хорошую музыку, не более того. Написав же музыку ко второму Silent Hill, Акира выработал, как говорили фанаты, "свой неповторимый стиль", он совместил несовместимое: нойз и эмбиент Акира смешал с мелодичными клавишными переборами и фантастически красивыми мелодиями акустических и электрогитар, использовав в своих треках как электронные, так и живые ударные. Это и был его звёздный час.

Позднее, при разработке Silent Hill 3, к Акире присоединились композитор Джо Ромерсо (Joe Romerso) и Мэри Элизабет МакГлин (Mary Elizabeth McGlynn) - "голос" Silent Hill, исполнительница женских партий в игре.

Самым интересным в биографии Акиры Ямаока является то, что он композитор-самоучка и не знает ни нотной грамоты, ни музыкальной теории. Акира пишет музыку исключительно при помощи компьютера и своей семиструнной гитары. Как говорит сам композитор, "если бы мне пришлось работать с нотами, я обязательно что-нибудь напутал бы".


3D Action

Игр в этом жанре превеликое множество, и поэтому быть объективным в определении его фаворитов довольно проблематично. Однако главного композитора в этой области определить не так-то и сложно. Его зовут Джеспер Кид (Jesper Kid). Фактически его имя и фраза "музыка для 3D-экшенов" являются синонимами. В настоящее время Кид является одним из лучших композиторов игровой индустрии, он написал музыку для Hitman.

В раннем детстве Джеспер любил играть на пианино, а впоследствии, в течение нескольких лет, брал уроки игры на гитаре, фортепиано, а также уроки хорового пения и нотного чтения... Кид всегда больше интересовался различными аспектами написания музыки, нежели исполнением чужих вещей. Когда же ему в подростковом возрасте подарили Commodore 64, у него появилось новое увлечение... да, да - писать "компьютерную музыку". Начинал он с того, что писал трекерную музыку для европейской демо-сцены (аж восемь лет, начиная с восемьдесят шестого года). Его музыка сопровождала демки, написанные для Commodore 64. Играл он свою музыку на вечеринках, которые устраивал вместе с друзьями. А там пошло-поехало...

Послужной список Кида говорит сам за себя: Assassin's Creed, Kane and Lynch: Dead Men, Unreal Tournament 3, Hitman: Blood Money, Hitman 2... в общем, весь Хитман, Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory, Freedom Fighters, MDK2, Messiah, Soldier, Reaction Quake 3 и так далее, и так далее. Кроме того, в начале своего карьерного пути Кид был музыкантом в датском подразделении демо-группы Silents. Эта группа имела подразделения и в других странах. Между прочим, шведское подразделение Silents основало компанию Digital Illusions, которая разработала Battlefield 1942, а серия игр Max Payne была создана финским подразделением Silents.

Самым стоящим проектом маэстро любители игровой музыки называют серию игр о лысом мужике со штрих-кодом на затылке.

(Продолжение следует)

Евгений ХОМЕНКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

24 за 2008 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!