Рунет под прицелом огня

Многим из нас, если не каждому, ежедневно приходится иметь дело с поисковыми машинами, и, опять же, многие для этого выбирают "Яндекс". При этом, рутинно используя поиск, мы часто не задумываемся о том, как он устроен, не подозреваем о тех страстях, которые порой бушуют по ту сторону поисковой строки.

Уже в начале-середине 2009 года многие СЕОшники и поисковые оптимизаторы забили тревогу - из индекса крупнейшей поисковой машины Рунета стали пропадать сайты буквально "пачками". Огонь явно велся прицельно - из поиска исчезали именно сайты с некачественным контентом, сайты, использующие спамовые технологии для продвижения или специфические движки для массового создания так называемых сателлитов. Также существенно пострадали и многие вполне приличные сайты, участвующие в торговле или обмене ссылками на биржах типа Sape. Дошло даже до того, что из поиска "Яндекса" исчезли даже некоторые государственные ведомственные сайты. Паника среди веб-мастеров породила множество теорий: происходящее объясняли и глюками базы "Яндекса", и введением нового алгоритма ранжирования, и санкциями за "черное" продвижение сайтов. Оставалось только догадываться о тайных причинах всего происходящего, и только в последнее время ситуация стала проясняться.


"Яндекс" на тропе войны

В конце лета 2009 года "Яндекс" официально уведомил веб-мастеров об окончании трехлетнего тестирования и вводе в строй очередного своего фильтра. Данный фильтр под названием АГС-17 позволяет исключить из поиска ту часть страниц, которая, по мнению его создателей, является бесполезной для пользователей поисковой системы. Кроме того, как сообщается, это серьезный инструмент для борьбы со стремительно нарастающим поисковым спамом, нарушающим результативность и достоверность поиска в Интернете необходимой информации.

Что же, скажете вы, очередной поисковый фильтр, сколько их уже было, сколько их ещё будет... Почему именно АГС-17 получил такую большую и скандальную известность в Рунете? Для понимания, что такое АГС-17, давайте сначала проясним происхождение его названия.

 


Автоматический гранатомёт станковый

Те, кто служил, вероятно, уже догадались, о чем идёт речь, и оценили очень злую иронию "Яндекса" в адрес тех, против кого этот фильтр задействован. Итак, АГС-17 "Пламя" - это автоматический гранатомет станковый, предназначен для массового уничтожения незащищённой живой силы противника. Например, позволяет стрелять по навесным траекториям, превращая традиционные защитные укрытия противника, такие, как окопы или блиндажи, фактически в братскую могилу. АГС-17 обладает потрясающей скорострельностью в 65 выстрелов в минуту, снабжен радиатором охлаждения для такой интенсивности огня и эффективно поражает цели на расстоянии до километра. Воины-афганцы рассказывают, что когда расчет с АГС-17 начинал свою работу по противнику, всякое сопротивление моментально стихало, а траншея окопов после его работы представляла взрыхлённое поле с остатками частей тел противника. Как всегда не случайно, что именно это специфическое название "Яндекс" выбрал для своего нового алгоритма автоматического анализа качества сайтов.

В самом деле, АГС-17 сразу привлек к себе массовое внимание в оптимизаторских кругах своей потрясающей агрессивностью и масштабностью тех "боевых действий", которые он развернул на просторах Рунета. Например, при анализе структуры html-кода сайтов, если эта характерная структура повторяется сразу на более чем двух-трех ресурсах с IP ниже класса С, - вся пачка адресов (с сайтами, находящимися на них) отправляется в бан. После нападения АГС сайт либо банится и выкидывается из индекса целиком, либо в поиске остаются только его отдельные страницы (очень часто - одна главная страница).


На пороге АГС v2.0...

Всякому алгоритму свойственны ошибки и недочеты - вылет некоторых очень уважаемых правительственных и коммерческих организаций (например, таких, как Минтранс России или новостной портал news2.ru) из поиска "Яндекса", а также та лавина жалоб, которая обрушилась в службу поддержки "Яндекса" от веб-мастеров обычных сайтов, невинно забаненных этим фильтром, прямое свидетельство тому, что АГС-17 далеко не так совершенен и справедлив, как хотелось бы его создателям. Поэтому с начала 2010 года запущен новый, усовершенствованный алгоритм анализа сайтов под названием АГС-30, который обкатывается в поиске прямо сейчас. Итак, новый АГС-30 - это не только новая версия станкового гранатомета, ещё с более разрушающими характеристиками, с использованием зарядов, создающих эффект вакуумного взрыва, и призменным оптическим прицелом, но также это и более совершенный алгоритм анализа сайтов, призванный сделать отсев сайтов "Яндексом" ещё более качественным и релевантным.

Нужно понимать, что такие радикальные и резкие меры, какие предпринимает "Яндекс" в последнее время по отношению сразу к очень многим сайтам, - это вынужденная и решительная попытка очистить свой поиск перед лицом уже наступающего на пятки Google (поиск которого, кстати, достаточно надёжно защищён от всевозможного мусора). Время покажет, спасут ли эти суровые "массовые зачистки" "Яндекс" или, наоборот, его погубят, ну а о конкретных советах и мерах по выживанию ваших сайтов под прессом лютующего ныне АГС-30 мы подробно поговорим в следующей статье.

Игорь САВЧУК

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2010 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!