Атрибуция произведений в интернете

Последнее время в интернете появляется всё больше и больше вопросов: как оформлять произведение? А если оно состоит из различных произведений? Под произведением автор понимает любую информацию, имеющую выраженную форму (например, текст, видео, фото, рисунок, музыкальный трек). В этой статье собраны лучшие, на взгляд автора, практики оформления работ публичными лицензиями.

Когда важно использовать обозначение?

Вы размещаете свою работу, используете чужую работу, перерабатываете чужую работу, делаете составную работу или компиляцию, микширование контента – это случаи, когда необходимо обозначение.

Основные принципы

Любая работа, как правило, имеет название, автора, ссылку (на свой оригинал), если эта работа взята с другого источника. Эти три пункта самые очевидные. Каждый, кто был студентом и писал курсовые работы, в разделе литература указывал источники.

Публичное лицензирование отлично в своих целях от копирайта.  Поэтому важно, обозначая лицензию, также указать название и версию лицензии, которая используется, например, на картинке, а также сделать гиперссылку на текст самой лицензии. Ссылка здесь важна. Во-первых, пользователь может не знать, что это за лицензия. Во-вторых, публичные лицензии со временем могут меняться и обрастать различными версиями.

Не на всех работах (особенно, если это фотография, есть название. Но ничего не стоит назвать эту фотографию, например, «Фотография с концерта «Группы 1», от такого-то числа» - читателю будет понятен смысл, хоть сам автор может не называть фотографии, а просто её залить в соцсеть или какой-нибудь сервис.

Автор может дописывать какие-то собственные пожелания или отказ от гарантий (Disclaimer) возле своего произведения, если он считает, что его условий нет в публичной лицензии или хочет же особо подчеркнуть свои пожелания.

Получается 4 пункта, которые нужно знать при обозначении работы:

1. Название работы (ссылка на произведение, если оно позаимствованное)

2. Автор (ник)  (ссылка на автора, если есть профиль автора в сети)

3. Публичная лицензия, версия (важно: ссылка на текст лицензиии)

4. Прочие замечания и информация от автора (или ссылка на страницу с замечаниями)

Конвенциональные знаки и копирайт

Перед тем, как окунуться в обозначения работ публичными лицензиями в Сети, важно затронуть вопрос, а как же это происходит по белорусскому законодательству.

Атрибуция (обозначение), как правило, реализует неимущественное право автора. С её помощью создатель произведения связывает его со своим именем.

Часто на копирайтных работах можно заметить знак «С» в окружности возле имени автора (правообладателя) – это значит, что произведение охраняется Законом «Об авторском праве и смежных правах». Рядом соседствует надпись: «все права защищены». На самом деле «знак копирайта», согласно закону, не обязателен, его может и не быть, поэтому (не)обозначение авторства автоматически обозначает, что «все права защищены». Другими словами автоматически запрещается использовать (изменять, копировать, распространять) произведение, если автор (в письменной форме) явно это не разрешил.  Это ещё одна причина, которая ставит для людей, придерживающихся свободной культуры, перед важностью понимания и грамотного использования публичных лицензий.

Пункт 4 ст 16 ЗоАП гласит, что «Автор или иной правообладатель для оповещения о принадлежащем им исключительном праве на произведение вправе по своему усмотрению использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени (наименования) правообладателя; года первого опубликования произведения.

Использование знака охраны авторского права не является основанием для возникновения, изменения или прекращения каких-либо авторских прав на произведение, в отношении которого применяется этот знак.

Стоит ещё отметить ряд конвенциональных знаков, которые могут использоваться на объектах интеллектуальной собственности в том числе в Сети.

·        © - копирайт

·        ℗ - знак для закопирайтченной музыки

·        ® - зарегистрированная торговая марка,

·        ™ - торговая марка в обороте

·        ℠ - знак обслуживания

Но необходимо помнить, что все эти знаки не являются обязательными с позиции закона, а имеют лишь декларативную природу.

Открытые проекты и атрибуция

Те, кто начинает работать с открытыми проектами, распространяемыми под публичными лицензиями, могут полагать, что здесь нет копирайта и это площадь для копилефта. И на самом деле ряд публичных лицензий передают пользователям множество прав, обеспечивая свободную культуру. Но этот набор прав обеспечивается чьим-то копирайтом (нельзя передать больше прав, чем сам владеешь). Например, код свободной CMS Drupal распространяется под публичной копилефтной лицензией GNU GPL 3.0.  Сами права на обозначение системы, торговая марка, Drupal принадлежит её создатёлю Дрису Байтаерту, который в своё время при создании данной системы применил копилефтную лицензию ко всему контенту под этой торговой маркой и тем самым заложил бурный рост сообществу разработчиков по всему миру. Эта практика распространена, когда множество FOSS проектов обозначается через закопирайченное наименование или лого. Ниже автор продемонстрирует подобный подход и на сайте Википедии.

Бланкетное обозначение на сайтах

Атрибуция на сайте размещается в нижней части, «подвале». Чаще всего там указывается:

  • копирайт на движок, т.е. систему, которая лежит в основе управления сайтом. Чаще всего это CMS или framework;
  • лицензия, которая распространяется на весь контент, расположенный на сайте, использует «бланкетный» принцип (это значит покрывает всё содержимое сайта, сервиса).

Пример обозначения контента на сайте lvee.org

На контент используется лицензия Creative Commons. Ссылка на текст лицензии находится на пиктограмме.

Создатели сайта делают ссылку на разработчика движка, обозначают лицензию GPL v.2, но не делают ссылку на сам текст лицензии. Есть предложение авторов, где они оговаривают, что весь контент распространяется по заданной лицензией, если нет специально отмеченных случаев.

Пример 2. Википедия.

 

 

В обозначении есть ссылка на текст лицензии, на дополнительные условия, также указывается зарегистрированная торговая марка, под которой существует Википедия. В этом случае используется бланкетный способ покрытия материала. Есть дополнительные условия использования, оформленные на отдельной странице. Пользователям сайта явно показывается, что Wikipedia® есть зарегистрированная марка некоммерческой организации - Фонда Википедия.

Обозначение отдельной работы

Здесь всё проще. Используется первые три пункта: название работы, автор, лицензия. Также, где это возможно, используются ссылки на каждый из пунктов: оригинал работы, профиль автора в сети, текст лицензии

Пример 1.

Источник:  http://creativecommons.org/weblog/entry/43373

Ссылка на оригинал: http://www.flickr.com/photos/125728508@N05/14593513490/

Ссылка на текст лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/

Пример 2

Источник: http://creativecommons.org/

Оригинал: http://www.flickr.com/photos/brightmeadow/1277742036/

Автор: http://www.flickr.com/photos/brightmeadow/

Ссылка на текст лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/

Обозначение производной работы

Сеть переполнена производными работами. Изменили вы цвет первоначальной картинки или использовали другой фон для афиши – это производная работа. Производные работы, обозначаются также как и обычные.

Примеры текстов:

«Данная работа» создана «Автором 1», под «Лицензией 1» и дополнена «Автором 2» с такой же «Лицензией 1».

При значительной правке можно имя автора производной работы поставить на первое место:

Данное произведение «Автора 2» является производным от работы «Автора 1» Оба произведения используют «Лицензию 1»

На примере это сделано так.

Источник: http://blog.karenwoodward.org/2012/10/how-to-attribute-artwork-licensed-under.html

Выглядит лаконично.

Если проведены существенные правки в работе, текст может звучать так:

«Произведение 2» «Автора 2» производное от «Произведения 1» «Автора 1». Оба произведения под «лицензией 1»

 

Источник: http://wiki.creativecommons.org/Marking/Users

Составные произведения

Важно отметить, что делать обозначения на самом произведении необязательно. Особенно это актуально в случае составной работы, где отметить все копирайты будет не к месту. Например, это могут быть коллаж или микшированное произведение (видео-клип). Объём пространства может не позволить полно оформить лицензию. В таких случаях практикуется отметка авторства «в конце». Самое знакомое, что приходит в голову, – это как оформляются  титры к фильму. Ниже ещё два примера, как преподаватели MOOC-платформы coursera.org, обозначают копирайты на используемые во время их лекций работы.

В первом случае преподаватель использует отметку на каждом слайде. Во втором все копирайты оформлены виде титров, после лекции.

   

Графическое обозначение лицензий

Организации, развивающие публичные лицензии, стремятся сделать использование таких лицензий более понятными не юристам. Для простой запоминаемости некоторые свободные лицензии используют графические изображения, которые упрощают считывание самой основной информации.

Ниже пример одной из лицензий Creative Commons BY-SA.

Источник:  http://creativecommons.org/about/downloads

Схематичный человечек-иконка говорит, что вы можете править, изменять, создавать производные работы на базе оригинальной роботы, с указанием авторства (атрибуции, BY) оригинальной работы. А круговая стрелка обозначает, что все производные работы должны распространяться на таких же условиях (под такой же лицензией). Кратко аббревиатура лицензии записывается как «СС-BY-SA». Подробнее узнать, полиcтав эту или эту статью.

Почему всё же стоит оформлять работы в интернете?

В заключение несколько доводов, для чего стоит или не стоит оформлять работы в Сети.

Сначала о  «плюсах»:

1.           Своей запретительной природой копирайт («авторское право») замедляет культурный и интеллектуальный обмен. Стремится отделить автора от читателя. Детальное обозначение авторства произведений, наоборот, создаёт связи, усиливает диалог  между авторами и читателями – дают возможность прямой коммуникации.

2.           Копирайт создаёт запрет без границ, в котором не всегда очевидно, где заканчивается «добросовестное использование» и начинается нарушение. Обозначение произведения публичными лицензиями даёт пользователю ясную авторскую позицию по отношению к своему произведению. С одной стороны, это позволяет пользователю понимать, как  использовать произведение. С другой стороны , минимизирует «бюрократическую переписку» о «передаче прав».

3.           Детальное обозначение произведений создаёт фундамент для творческой экосистемы с прозрачными правилами.

Какие можно выделить неудобства атрибуции:

1.           Нужно линковать материал, автора, работу, что не везде удобно, – получится лес ссылок, а не произведение. Например, на афише. Создайте отдельную страницу для копирайтов или делайте отметки в конце произведения.

2.           Обозначение произведений занимает дополнительное время. Тогда определитесь с целью ваших публикаций. Внимательный читатель часто листает библиографию книг, изучает титры фильмов, также ссылки помогают ему лучше понять раскрываемое явление.

3.           Не всегда можно найти автора, в Сети «такая каша». Можно ставить ссылку на ту страницу, где вы нашли картинку.

Михаил Волчек

Материал распространяется под лицензией Creative Commons BY-SA 4.0

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

Добавить комментарий