Технический директор velcom о планах компании: собственный дата-центр, HDVoice и «оптика» в каждый бизнес-центр

«В компании velcom я человек новый, как и в Минске», ‑ говорит Кристиан Лаке. Его семья приедет в Минск только в конце мая, но Кристиан уже сейчас уверен, что им здесь понравится. В Минске он пробудет, согласно контракту, как минимум три года, и за это время планирует не только включить наконец-то для белорусов LTE, как уже включил однажды в Инсбруке – впервые в Европе сразу в целом городе, ‑ но и сделать связь удобнее. Потому что запоминать номера USSD-запросов – это прошлый век, а usability – краеугольный камень успеха любой технологии.


Улыбчивый заместитель Генерального директора по техническим вопросам, прилетевший работать в Минск из Вены, ‑ один из немногих топ-менеджеров белорусского телекома, отважившийся на тесное общение с журналистами спустя считанные месяцы после своего назначения. Когда Лаке говорит, что обещание построить быструю мобильную сеть передачи данных заставляет просыпаться утром, чтобы применять все свои знания и развивать технологии коммуникации в Беларуси, начинаешь верить: это не просто красивые слова.

В Беларуси компании velcom не удалось в сжатые сроки найти специалиста уровня Кристиана Лаке, но сам он высокого мнения о белорусских «технарях». По его словам, у нас много хороших специалистов, но каждый из них – профессионал в своей очень узкой области, и не стремится выйти из этой уютной ниши. У немецкого технического директора белорусской компании совсем иной «бэкграунд»: начинал он свою карьеру с изучения музыки и звукорежиссуры, и только потом переключился на телеком. В резюме Кристиана Лаке – опыт работы в Liberty Global, Vodafone, T-Mobile, Deutsche Telekom, причем как в сфере мобильной связи, так и в фиксированной проводной.

Несмотря на небольшой стаж работы в velcom, Кристиан Лаке уже испытывает гордость за то, что компания на 100% базовых станций в Гомеле обеспечила покрытие третьей несущей частоты, на очереди – Минск. Кроме того, около 80% базовых станций компании уже подключены к оптоволоконным линиям, и скоро завершится прокладка собственной velcom’овской «оптики» Минск-Могилев. Что касается развития беспроводной сети, velcom уже приступил к тестированию UMTS-900. Все это – шаги к увеличению скорости передачи данных, которую, как надеются в компании, пользователи смогут оценить уже до конца текущего года.

 

Впрочем, Лаке не считает миссию velcom исчерпанной только увеличением пропускной способности каналов компании. Главное в любом техническом продукте по Кристиану – юзабилити, то есть, простота и удобство для конечного пользователя. Поскольку главным драйвером расширения канала стал мультимедийный контент, velcom решил оседлать его с помощью запуска сервиса предоставления видео по запросу voka. Сейчас он доступен пользователям Android и Windows Phone, но скоро порадоваться видеоконтенту от velcom на смартфоне смогут и «яблочники». Voka для velcom является приоритетным проектом, поскольку на нем компания планирует «отточить» юзабилити сервисов, которые будут представлены в будущем.

По словам Лаке, одна из особенностей белорусского рынка – более чем активное использование USSD-запросов. Ежемесячно velcom обрабатывает около 50 миллионов запросов только от пользователей, которые хотят проверить баланс. Сегодня с помощью USSD можно подключить множество услуг, узнать, когда придет автобус, и сделать много других важных и полезных вещей, но интерфейс запросов, который заставляет пользователя запоминать наборы цифр, пусть и не такие длинные, далек от совершенства.

В целом, по мнению Кристиана Лаке, сегодня мобильной связи не хватает какой-то системы наподобие DNS, которая могла бы избавить людей от использования номеров в явном виде, как они не использую в явном виде IP-адреса интернет-ресурсов.

В качестве примера удобной DNS-подобной системы Лаке привел реализацию навигации в Токио, где каждый адрес в навигаторах связан с номером телефона, который к нему относится. Иностранцам не нужно вводить адрес, к примеру, своего отеля, иероглифами – достаточно записать телефон, и навигаторы сами найдут по нему, куда идти или ехать.

Впрочем, собственный телефонный DNS компания velcom изобретать не собирается. Как и писать вслед за «Белтелекомом» собственный мессенджер, потому что это целесообразно только для глобальных операторов. Сервис SMS-сообщений, по мнению технического директора velcom, смог в свое время стать популярным именно из-за того, что каждый мог послать SMS каждому, и потому же стали популярными Viber и WhatsApp. Открытость – вообще очень важное свойство для технологий, и тот же стандарт CDMA2000, несмотря на все его плюсы, не смог стать таким же популярным, как GSM, из-за привязки оборудования к конкретному оператору, и возникающих из-за этого сложностей с роумингом. Ту же судьбу повторил и сервис MMS, которым могли воспользоваться не все абоненты мобильных сетей. Именно поэтому Кристиан  Лаке не видит смысла в обещанной регуляторами «монетизации» Viber, Skype и WhatsApp, потому что технически реализовать её крайне сложно, а изменить привычки пользователей в мировом масштабе страна с 10-ю миллионами жителей вряд ли сможет.

Зато velcom планирует изменить привычки своих корпоративных клиентов, предложив им услуги собственного центра обработки данных. ЦОД от velcom будет иметь уровень Tier 3, а начать работу он должен в третьем квартале 2016-го года. Дата-центр velcom будет рассчитан на 200 серверных стоек с перспективой увеличения емкости до 800, и будет использоваться также для внутренних нужд компании.

Также velcom обещает  продолжить внедрение HDVoice (правда, пока только при звонках внутри собственной сети, потому что эту технологию не поддерживает сеть «Белтелекома», через которую связываются друг с другом белорусские GSM-операторы) и продолжить подключение бизнес-клиентов по «оптике». На сегодняшний день компания предоставляет широкополосный фиксированный доступ более чем 80 бизнес-центрам только в Минске, и это далеко не предел.

В целом же Кристиан Лаке видит будущее белорусской мобильной связи светлым и быстрым. Как, впрочем, и самой Беларуси. «У наших культур (белорусской и немецкой – прим. ред.) много общего», - уверен он. Единственное, что его по-настоящему удручает – это отсутствие в Беларуси электронного документооборота, из-за чего приходится тратить много бумаги и ставить на каждом документе личную подпись.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

Единственное, что его по-настоящему удручает – это отсутствие в Беларуси электронного документооборота, из-за чего приходится тратить много бумаги и ставить на каждом документе личную подпись.

Пусть не удручается. Переход на электронный документооборот обязательно состоится, и государство на этом заработает -- за регистрацию электронной подписи каждому субъекту и физлицу придётся заплатить в бюджет.

Аватар пользователя savely

Майк, ну ты же понимаешь, что инфраструктура поддержки ЭЦП все же стоит денег?