#poSEEDelki: как стартаперам преодолеть страх публичного выступления и знакомство с роботом Луи

На #poSEEDelki (место встречи айтишников) ребята вместе с профессиональным актёром Олегом Коц боролись с речевыми дефектами, страхом выступать публично, получали угощения от робота Луи, созданного за два дня на Хакатоне, а также делились впечатлениями о представленных стартапах.

̶  Первое, что вы должны запомнить,  ̶  начинает своё повествование Олег, –  выступления должны быть регулярными. Если ваша аудитория состоит хотя бы из одного человека, уже можно "прокачивать" перед ней свой стартап. Вопросы, поступающие после выступления (даже каверзные),  ̶  это хорошо. И значит, вы заинтересовали зрителя. Мы живём в такое время, когда языки сильно деформируются, и выступающим публично нужно знать некоторые       лингвистические аспекты:

1) Гласные передают эмоции (когда человек волнуется, он начинает растягивать слова), а согласные – информацию (когда нужно передать важное сообщение, вы будете говорить быстро). Поэтому нужно придерживаться "золотой середины", чтобы речь была понятной.

2) Самое главное в словах – окончания. Выговаривать их нужно до конца, иначе люди, сидящие в зале,  вас не поймут. Скороговорки запрещено говорить тем, у кого плохая дикция (её могут исправить только специалисты-речевики). А вот речевые дефекты (такие, как «вялые губы») делают речь неразборчивой, но это можно попытаться устранить. Перед выступлением рекомендуется потратить 5-10 минут на разогрев речевого аппарата.

 

Участники корчили гримасы как Роуэн Аткинсон из фильма «Мистер Бин», доставали языком до нёба во время зевания, расплывались в голливудской улыбке, в общем, тренировали все мышцы лица, чтобы избавиться от речевых дефектов (упражнение «Трубочка Буратино», «Устрашающая маска», «Голливудская улыбка»).

̶  Закон сцены гласит,  ̶  продолжает выступление актёр,  ̶  уши, шея, лоб всегда должны быть открытыми. Не нужно прятаться за распущенными волосами, теребить их или приглаживать.
Сцена  ̶  это святое место! У неё есть одежда – кулисы (их трогать нельзя, так как внимание зрителей сразу переключается на дёргающуюся кулису). Если вы хотите, чтобы зритель хорошо вас видел на большой сцене, надо отступать один шаг от авансцены  ̶  там больше света.

В театре главное действующее лицо всегда выходит с левой кулисы, а второстепенный герой, которого не должны заметить, с правой. Объяснение этому феномену очень простое: люди читают слева направо, поэтому, если хотите, чтобы аудитория сразу обратила на вас внимание, выходите с левой стороны.

Чтобы «взять» зрительское внимание, торопиться не стоит, достаточно сделать 3 неспешных шага (при наличии двух кулис лучше выйти из-за второй), за которые аудитория определит, кто вы такой. Выступающий всегда должен стремиться к середине сцены, так как это место хорошо просматривается с любой точки зала. Если вы вышли, а зрители шумят, играют в телефонах, делают селфи, используйте приём маленьких деталей (можно медленно посмотреть на часы, отряхнуть пушинку с брюк, поправить рубашку и др.). Желательно, чтобы у вас был индивидуальный жест, на него зрители тоже реагируют. Когда эмоциональное состояние аудитории восстановится, можете начинать выступление.

Но всё вышесказанное превратится в ничто, если у вас не будет связующей детали, без которой всё рушится – желание (мотивация). Желание выйти и рассказать, поделиться своей идеей, мыслями со зрителем. Самая ущербная мотивация  ̶  успех и желание понравиться, так как эти понятия неизмеримы. Да и 70 % зрителей в течение 5 минут забывают то, что они слушали и смотрели. Одна из самых прекрасных мотиваций  ̶  получение удовольствия! Если вы научитесь получать удовольствие от общения с аудиторией  ̶  это и станет основным фактором вашего раскрепощения.

Вопрос из зала: Сколько времени нужно на выступление?

- Лично я буду мучить вас до тех пор, пока не увижу в ваших глазах прозрения. Мы действуем до того момента, когда цель будет достигнута (появится реакция у зрителей). Если ваша цель заключение контракта, нужно говорить до тех пор, пока не появятся желающие его подписать. Если таковых нет, продолжайте выступление.

Если перед выходом на сцену вы перестаёте владеть своим телом (трясутся ноги, руки),  ̶ продолжает выступление актёр,  ̶  сделайте несколько простых упражнений: десять  вдохов и выдохов, если не помогает, поприседайте, попрыгайте или просто попейте воды, чтобы сбить учащённое дыхание. Когда вышли на сцену, постарайтесь не становиться в вызывающую позу (ноги на ширине влечь, руки скрещены). Самая удобная для спикера поза  ̶  фехтовальщика, только шаг значительно меньше (одна нога впереди, другая чуть позади). Чтобы руки не жили своей жизнью, возьмите спички (можно и невидимые). И самое главное, сосредотачивайтесь на том, что вы будете говорить, а не на том, как вы выглядите. Заранее выясните слабые места вашего проекта, потренируйтесь выступать перед своими друзьями, знакомыми.

После кофе-брейка, во время которого робот-малыш Луи угощал всех напитками в жестяных банках, началась вторая часть мероприятия  ̶  CRASH TEST (проверка на прочность стартапов).

Андрей Сагалов (студент 3 курса ФПМИ, представитель проекта Catch A Can). "Первый прототип Луи был создан на Хакатоне (форум разработчиков) за два дня. Робот работает на базе конструктора Lego main storm, состоит из контроллеров, датчиков, кабелей и др. приспособлений. Луи позволяет проводить нестандартные рекламные кампании для производителей напитков в жестяных банках и снимает всё это на камеру GoPro. Он может быть полезным как на акциях, так и на конференциях, в кофейнях. Сейчас он управляется оператором через пульт, но скоро мы сделаем его автономным. Робот сам преодолевает препятствия, выбирает дорогу и обслуживает клиента. Мы уже заключили первый контракт, согласно которому модернизированный Луи будет представлен на конференции разработчиков игр GDS. Впервые в нашей стране посетителей будет обслуживать робот.

Джеймс Аквух (студент 1 курса ФПМИ, представитель проекта Smart Search). "Smart Search – сервис, помогающий выбрать товар на основе анализа отзывов пользователей. Наша программа собирает и проводит анализ отзывов о продукте в интернете для того, чтобы предоставить её пользователю на одной странице и помочь ему выбрать товар гораздо быстрее, чем он делал бы это сам, юзая по веб-страницам. Наш слоган: «Мнение всего интернета на одной странице». Пока создан только прототип этого веб-сайта. Сейчас мы занимаемся опросом интернет-магазинов, чтобы понять, какие у них есть проблемы и как мы можем им помочь. Наша команда состоит из студентов разных факультетов БГУ (пиарщиков, маркетологов, программистов), которые делают всё, чтобы проект начал хорошо работать".

Александр Мелещенко – организатор мероприятия, руководитель IT House (БГУ). "Мы регулярно проводим посиделки для ИТ-специалистов и стартаперов, на которых они в неформальной обстановке общаются, делятся опытом. В основном, такие мероприятия заточены под технические темы (изучение языков программирования), но мы считаем, что для успеха стартапа должен быть баланс между technical skills и human skills. Многие компании неоднократно говорили нам, что ИТ-специалистам не хватает коммуникационных навыков, умения выражать свои идеи. Для этого мы и пригласили профессионального актёра, чтобы он помог ребятам овладеть навыками публичного выступления.

Диана Васильева

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также