История успеха: Shop.by

Вы помните те времена, когда в Беларуси появились первые сайты? Это было так давно, что кажется уже неправдой. Белорусский интернет тогда был как ребенок: юн, наивен, неопытен и полон амбиций. В это время зарождались первые интернет-сайты, которым, к сожалению, не суждено было дожить до нашего времени. Однако были весьма успешные проекты, которые до сих пор живы и радуют нас своим присутствием в Байнете. Об одном из них и пойдет речь в сегодняшнем материале «Компьютерных Вестей».

Сейчас уже трудно найти молодого белоруса, который ни разу не покупал товары в  интернете, ведь в 21 веке в нем можно купить все: бытовую технику, вещи для дома, товары для детей и, разумеется, все ультрасовременные гаджеты. Мы настолько привыкли к покупкам в «сети», что с трудом от них сможем отказаться.

На заре отечественного интернета появилась и первая торговая площадка Беларуси, которую сегодня знает почти каждый любитель «затаривания в сети». Торговый портал Shop.by - первая и крупнейшая площадка, которая помогает покупателям выбирать товары в интернет-магазинах Беларуси. Работает с апреля 2000 года. Проект перешагнул через важную дату – 15-летний рубеж. Мы не могли пропустить такое событие, поэтому зашли в гости к директору Shop.by Комкову Владимиру Валерьевичу, чтобы вместе с ним заглянуть в историю портала и узнать о планах на ближайшее время.

КВ: Владимир Валерьевич, расскажите, как и  когда зародилась идея создания сайта?

- Конец 90-х годов – это начало бурного развития белорусского интернета. Появлялись первые интернет-магазины, которые столкнулись с серьезной проблемой: как привлечь покупателя? Инструментов продвижения  для интернет-магазина в то время не было. Компания «Открытый контакт» поняла, что нужна площадка, на которой будут представлены все эти магазины.  Так началась работа по созданию Shop.by.

КВ: Каким был проект на первых этапах?

- Прототип нынешнего Shop.by – это страничка с адресами и описаниями интернет-магазинов, которые работали на тот момент в стране. В апреле 2000 года сайт впервые заработал, тогда он назывался «Сеть интернет-магазинов SHOP.by» и представлял всего-то 15 интернет-магазинов. (Скриншот 1) В том же 2000 был небольшой «редизайн» по случаю разработки Сергеем Осиповым (Red Graphic) первого для Shop.by логотипа. 

В апреле 2006 для Shop.by придумали лейбл «Торговый портал» (с регистрацией товарного знака) и сделали новый дизайн. 

КВ: С какими проблемами пришлось столкнуться при продвижении портала?

- В то время мы столкнулись в основном с технологическими проблемами. Были достаточно скудные технологии веб-разработки, всё приходилось делать вручную. Доступ в интернет был дорогим и редким удовольствием, мы даже бесплатную модемную линию доступа к Shop.by и интернет-магазинам сделали.

Ну и покупатель на тот момент был «дикий». Ему нужно было объяснять, что такое  интернет-магазин, как в нем покупать. Убедить, что если что-то закажешь, то тебе товар привезут, покажут, и ты сможешь его все-таки купить. Тогда рынок интернет-покупок в Беларуси только формировался. Сейчас конкуренция между белорусскими интернет-магазинами очень серьезная, активно приходят российские сайты, не говоря уже про китайские площадки. Нельзя забывать и про традиционную розничную торговлю, которая вовсю пришла в интернет как только были определены все нормы законодательства для торговли в интернете.

.

*Редизайн 2000 года

КВ: Сколько человек сейчас трудится в команде?

- Сейчас нас без малого пятьдесят.

КВ: Были тяжелые времена в истории проекта? Как удавалось их пережить?

- Можно отметить 3 сложных периода.  Во-первых – это старт, первые 3-4 года работы. В это время формировались и рынок, и команда. Не все, с кого начинался проект, продолжают работать над ним. Сложно было обратить на себя внимание, собрать посетителей, клиентов. Во-вторых –  это кризисные времена - и 2011-й, и нынешний год. Нелегко торговле, нелегко покупателям - нелегко и нам. Мы работаем на белорусском рынке и зарабатываем тогда, когда посетитель покупает у продавца.

Но мы любим своё дело и стараемся его делать хорошо, а Shop.by нужен и покупателям, и продавцам. Это позволяет выходить из кризисов даже окрепшими.

* Осенью 2002 Shop.by стал частью портала Open.by, сменив дизайн и переехав на shop.open.by.

КВ: В Ваших планах был выход на зарубежный рынок?

- Нам интересны другие рынки и мы пробуем на них работать.

Несмотря на все сложности, мы IT-компания, которая работает на белорусском рынке. Мы приложили руку к созданию белорусской интернет-торговли и сейчас помогаем бизнесу почти тысячи белорусских интернет-магазинов.

КВ: Чем Shop.by привлекает покупателей?

- У нас достаточно большое количество постоянных посетителей, которые регулярно совершают покупки. На Торговом портале Shop.by представлено большое количество интернет-магазинов, что является залогом широкого выбора и разумных цен. На многие категории товаров цены ниже, чем на других порталах. У нас хорошо представлены категории товаров, которые не такие топовые, как скажем, бытовая техника. Площадок, на которых эта составляющая развита – немного.  Широкий выбор, низкая цена, понимание того, что у нас продают только легальные продавцы, делают свое дело. Еще мы помогаем решать спорные вопросы, подсказываем покупателям куда обратиться, чтобы решить проблему.

*Дизайн 2006 года

КВ: Как изменился белорусский покупатель за эти 15 лет?

- За это время белорусский покупатель перестал быть диким, присматривающимся. Он теперь профессионал: по внешнему виду сайта может определить, стоит ли тратить на этот интернет-магазин время.  Люди стали тратить больше денег на онлайн-торговлю. Они научились заказывать из Китая и других стран. Белорусский покупатель прогрессирует с каждым годом. Его возможности выросли, он начинает влиять на продавцов, побуждая тех совершенствовать свой бизнес – от представления товара до доставки и гарантийного сервиса. Если раньше было достаточно просто иметь сайт интернет-магазина, то теперь нужно иметь хороший интернет-магазин как сервис, и еще нужно найти этого покупателя. А когда он будет готов совершить у тебя покупку, не стоит его подводить качеством товара или обслуживания.

КВ: Что ждет белорусский рынок интернет-торговли в ближайшее время?

- Рост конкуренции, профессионализма продавцов и требовательности покупателей.

КВ: Что удалось сделать за прошлый год  и есть ли планы на этот?

- Не так давно мы сделали полный редизайн Shop.by, начали работу над контентом по-новому. Весь прошлый год продолжали работу над юзабилити, запустили новые сервисы – «Отзывы на магазины» и «Акции и скидки».

 

Беседовал Дмитрий Кульбацкий

dk@kv.by

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!