Ремонт приводов CD-ROM

Чуть более полугода назад, в "КВ" №52 за 2000 год, была опубликована статья "Чистка приводов CD-ROM". Она замечательна тем, что позволяет пользователю собственноручно вернуть к жизни свой отказавшийся читать диски привод. Но, как говорится, дальше - больше. В этот раз приводы CD-ROM мы будем ремонтировать. Таким образом, у вас появляется прекрасная возможность либо починить своего n-скоростного трудягу, либо применить пару-тройку некрасивых слов по отношению ко мне - это если вы родились с серьёзной ошибкой в устройстве "ruki" и под моим руководством доломаете свой привод.

Рассматривать способы ремонта дисководов CD-ROM мы будем на примере модели Samsung SCR-2431 (на рисунке изображён со стороны печатной платы).

Хотя всё сказанное ниже можно применить и к большинству других приводов. Этот дисковод взят для анализа по двум причинам:

  • приводы от Samsung дёшевы, а потому распространены в нашей стране;
  • в редакции "КВ" обнаружился именно этот привод в несколько нерабочем состоянии.
 

Условно конструкцию привода CD-ROM можно разделить на механику и электронику. Последнюю мы трогать не будем - туда лезть страшновато, а о механике поговорим подробнее. Оная включает шпиндельный двигатель, блок оптической головки с перемещающим её приводом и систему загрузки диска.

Шпиндельный двигатель 2 служит для приведения диска во вращение. От него требуется высокая скорость и динамичность. Блок оптической головки включает лазерный излучатель, фотоприёмник, систему фокусировки и предварительный усилитель. Система фокусировки служит для отслеживания биений диска в вертикальной плоскости. Перемещение оптической головки в радиальном направлении обеспечивает отдельный двигатель 4, связанный с кареткой 5 зубчатой либо червячной передачей. Сама каретка устанавливается на специальные направляющие, по которым может свободно перемещаться. Система загрузки диска содержит лоток, двигатель для его перемещения, механизм установки диска в рабочее положение. Установка в рабочее положение достигается либо опусканием диска на шпиндельный двигатель, либо приподниманием самого двигателя вместе с механикой для осуществления сцепления с диском.

Итак, уважаемые умельцы, если вас не испугал предыдущий абзац, начинаем ремонт привода Samsung SCR-2431 (или другого подобного). В целях облегчения его разборки желательно предварительно выдвинуть лоток загрузки диска. Для этого на передней панели предусмотрено маленькое отверстие, в которое вставляем шпильку или распрямленную скрепку и аккуратно на неё нажимаем. При этом с лотка снимается блокировка, и его можно выдвинуть вручную. Далее откручиваем четыре винта, которыми крепится верхняя крышка, и получаем доступ к внутренним элементам привода.

Анализ возможных неисправностей начнём с системы загрузки диска. В большинстве приводов для выдвигания/задвигания лотка используется отдельный двигатель. В нашем же случае эту функцию взял на себя двигатель перемещения каретки оптической системы. Когда лоток уже почти задвинулся, он нажимает на рычаг, который в свою очередь толкает каретку в зону действия шестерёнок 3, связанных с электродвигателем, а лоток в то же время из этой зоны выходит. При этом опускается подставка с диском, и последний прижимается к валу шпиндельного двигателя. Однако экономия на двигателе перемещения лотка не прошла даром - из-за достаточно сложной системы рычагов на последний зуб линейки зубьев лотка приходится повышенная нагрузка. Кроме того, шестерня, приводящая лоток в движение, соприкасается с линейкой зубьев не на всю её ширину, а только наполовину. В результате нижняя половина последнего зуба часто срезается. При этом лоток не до конца задвигается, а если и выдвигается, то только с громким скрежетом. Решить проблему достаточно сложно. Как вариант, можно попробовать капнуть на срезанный зуб немного расплавленной пластмассы и после её застывания при помощи надфиля придать ей форму зуба. Иногда помогает поднятие шестерни, приводящей лоток в движение, на высоту верхней половинки зуба.

Кроме вышесказанного, при проблемах с загрузкой диска убедитесь в лёгкости хода всех рычагов и планок - если потребуется, воспользуйтесь смазкой. В некоторых моделях приводов вращение от электродвигателя к зубчатому колесу, приводящему лоток в движение, передаётся через резиновый пассик. В этом случае также проверьте его целостность.

Если с загрузкой диска всё нормально, а привод всё равно притворяется неисправным, то нужно проверить шпиндельный двигатель и систему перемещения оптической головки. Для этого подключите вскрытый дисковод к компьютеру и убедитесь, что при закрытии лотка каретка с лазером перемещается, а шпиндельный двигатель включается на короткое время. При этом должно появиться красное свечение лазера, которое, правда, можно заметить только под определённым углом. Ни в коем случае НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ в объектив лазера - это ОПАСНО для глаз. Диск во время манипуляций с разобранным приводом также вставлять не рекомендую, т.к. можете остаться, извините за грубость, без головы (в случае, если из-за неисправности раскрученный до большой скорости диск сорвётся с вала двигателя).

Отсутствие вращения шпиндельного двигателя может быть вызвано либо собственно его неисправностью, либо неисправностью управляющей микросхемы. Работоспособность электродвигателя проверяется подачей на него постоянного напряжения +5 В от внешнего источника (предварительно двигатель необходимо отсоединить от печатной платы). Если электродвигатель окажется неисправным, его заменяют на аналогичный (придётся хорошо побегать, чтобы его найти). Заменить сгоревшую микросхему ещё сложнее, и вряд ли вам удастся это сделать в домашних условиях.

Каретка может не перемещаться, опять же, из-за неисправности двигателя или его управляющей микросхемы, либо из-за износа элементов зубчатой или червячной передачи. В этом случае неисправная деталь также заменяется.

Предположим, что вам повезло - шпиндельный двигатель вращается, каретка "ездит", лазер светится. Только вот диски не хотят нормально читаться. Это может быть вызвано "тугим" перемещением каретки оптической системы, перекосом шпиндельного двигателя, а также загрязнением посадочного места для диска и линзы оптической системы. В этом случае снимают лоток, планку, прижимающую диск и, если нужно, плату электроники. Последнюю в рассматриваемом приводе снимать было сложно, так как зажимы 1 крепятся к основанию привода защёлками, доступ к которым затруднён. Кроме того, следует осторожно обращаться с ленточными кабелями, которые желательно отсоединить от платы.

Получив доступ к оптической системе, мягкой кисточкой протираем линзу лазера, а также смазываем направляющие каретки и оси перемещающих её шестерёнок густой смазкой (например, ЦИАТИМом). Далее проверяем крепление двигателя - если какой-либо из винтов ослаб, его нужно подтянуть. В заключение хорошенько протираем спиртом обрезиненное кольцо посадочного места.

Вот и всё. Соберите привод, и можете снова проверить его на работоспособность. В большинстве случаев описанные процедуры помогают вернуть его к жизни. Если же вам не повезло, то в качестве наиболее оптимального варианта советую обратиться к людям, специализирующимся на ремонте дисководов CD-ROM.

Сергей ШИРКО,
S_Shirko@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2001 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
Есть еще одна бякаю Когда отсутствует диск,верхний магнит не отпускает шпиндель и коретка не выезжает. Здесь виноват пасик привода двиготеля и его следует поменять.
Аватар пользователя Котвицкий Леонид Брониславович
Присоединяюсь к предыдущему. Сначала выезжает только с диском, и самое простое решение для любителя - вставлять каждый раз после выемки диска на его место какой-нибудь ненужный диск. Но со временем и это не помогает. Тогда (или ещё до того) - замена пасика. Причём при разорванном не будет выезжать вообще никогда, а вот при ослабленном - с трудом.
Аватар пользователя Леха
http://agentesecreto.livejournal.com/78605.html - описал, боролся с магнитом в приводе.