Пакеты трехмерной анимации

(Окончание. Начало в №17)


3D Studio MAX

Kinetix, подразделение Autodesk Inc.

Мощный, прекрасно оформленный пакет, который не нуждается в особых представлениях. В нашей стране по популярности он сильно обгоняет все свои аналоги. Кроме того, он дешевле всех остальных продуктов класса high-end ($3495). Этот пакет представляет собой высококлассный инструмент для моделирования и анимации, при этом интерфейс пакета полностью отвечает стандартам Windows, что немаловажно для многих пользователей.

Не впадайте, однако, в приятное заблуждение относительно того, что 3D MAX - это некий Давид, убивающий Голиафа в лице Softimage. Частично сравняться с последним 3D MAX может только за счет очень дорогих модулей расширений сторонних поставщиков. Однако на шкале цена/производительность 3D MAX занимает одно из ведущих мест за счет низкой базовой цены и широких возможностей даже без подключения модулей расширения.

 

Итак, 3D MAX имеет прекрасный Windows-стандартизированный интерфейс. Однако многие профессиональные аниматоры предпочитают не продираться сквозь систему выпадающих меню, а использовать экономящие время "горячие" клавиши. В 3D MAX система "горячих" клавиш полностью настраивается на пользователя.

Кроме того, в правой части экрана размещена панель, из которой при помощи удобной иерархической системы кнопок и свитков можно получить доступ к примерно 90% функций 3D MAX. При помощи нее можно, например, получить доступ к примитивам, модификаторам и многому другому. Вы моделируете, задаете расположение объектов и анимируете их на одном и том же экране и вместо переключения модулей просто выбираете то одну, то другую страницу на панели. Программа сохраняет список всех изменений параметров для каждого шага разработки, который вы делаете. Таким образом, вы всегда можете безболезненно вернуться назад. Одна из самых приятных особенностей интерфейса заключается в том, что подключаемые модули полностью интегрируются в интерфейс панели и неотличимы от стандартных.

Количество инструментов для анимации в 3D MAX очень велико. Это и традиционное иерархическое представление объектов, и инверсная кинематика, и редактирование функциональных кривых и возможность изменять практически все, что угодно, по ходу анимации. Продукт поддерживает как анимацию на основе ключевых кадров, так и анимацию на основе путей, инверсная кинематика проста в использовании.

Однако, к сожалению, задание инверсной кинематики для объектов проще, чем ее редактирование. 3D Studio MAX предоставляет специальный древовидный обзор, из которого вы можете добраться практически до любого объекта. Но в отличие от аналогичного обзора Softimage, где вы можете перемещать иерархические цепочки от одного родителя к другому при помощи drad'n'drop, здесь вам надо разрывать и создавать цепочки заново.

Главной слабостью 3D Studio MAX является модуль рендеринга. Интерактивный рендеринг работает быстро и достаточно качественно, редактор материалов очень удобен и многофункционален. Однако модуль окончательного рендеринга просто ниже стандарта для продуктов класса 3D MAX. Он даже не имеет хотя бы базового трассировщика лучей. Остается только надеяться, что в скором времени появится модуль расширения с новым рендерером.

Минимальные системные требования - Pentium-90, 32 Mб RAM, 100M HDD, MS Windows-95/NT 3.51.



trueSpace 2

Caligari Corp.

Несмотря на то, что этот пакет не относится к самым современным, очень большое количество пользователей все еще предпочитают его более свежим продуктам, что само по себе - достаточный повод, чтобы поговорить о нем.

Программа увидела свет в июне 1995. Тогда Caligari представила свету такие неведомые до того пользователю Wintel возможности, как булевы операции и некоторые специальные виды, то есть те черты, которые стали уже обязательными для любого приличного пакета 3D-графики. К сожалению, с тех пор программа практически не обновлялась серьезно, и этот факт вместе с отсутствием столь необходимой инверсной кинематики и точных механизмов контроля анимации способствовал тому, что она отошла на рынке на второй план. Но как бы то ни было, она все еще является превосходным инструментом для художников, Web-мастеров, дизайнеров игр и некоторых разработчиков мультимедиа-приложений, которые найдут в ней при невысокой цене ($795) практически все необходимые им возможности.

Относительная старость этого продукта дает ему одно важное преимущество - будучи разработан для Windows 3.1 и Win32s, он работает без всяких проблем и под Windows-95, и под Windows-NT (к сожалению, без поддержки длинных имен файлов). Поскольку программа вышла еще до введения в серию Pentium-Pro 200, она не требует большой вычислительной мощности для нормальной работы. На i486 с 16M RAM программа уже вполне работоспособна.

Пользователь, запустивший trueSpace впервые, может быть, несколько испуган ее рабочим дисплеем с приблизительно 40 иконками. Кроме того, программа не соблюдает многие традиционные для Windows способы взаимодействия с пользователем. Однако вы быстро обучитесь работе с ней после ознакомления с ее превосходным руководством. Прекрасная поддержка действий по правой кнопке мыши, "горячие" клавиши, строка подсказки, плавающая панель инструментов и отсутствие слишком большой вложенности в выпадающих меню делают моделирование легким и приятным. Однако, несмотря на простоту, управление настолько своеобразно, что не знакомый с базовыми концепциями интерфейса пользователь вряд ли сможет сделать хоть что-нибудь.

Раскладка экрана "спереди-сверху-слева+перспектива" соответствует старой традиции для продуктов 3D-графики и моделирования. Но возможность создания дополнительных обзоров в маленьких плавающих окошках позволяет достигнуть куда большей производительности в результате подстройки интерфейса "под себя".

Поддерживается анимация как при помощи ключевых кадров, так и при помощи путей. Несмотря на то, что анимированию при помощи ключевых кадров поддается практически любой объект, монитор анимации имеет ограниченные возможности и делает комплексную анимацию достаточно сложной.

CD с программой содержит около 200 текстур и 600 моделей в собственном формате .OOB. Можно воспользоваться практически любой геометрической библиотекой или файлом из Интернет. Программа поддерживает импорт из достаточно большого количества форматов, кроме того, имеется утилита преобразования файлов.

В программе нет возможности для подключения внешнего рендерера, но встроенный достаточно хорош и имеет ряд возможностей, которые присущи приложениям более высокого класса. Можно рендерить в .AVI, .FLC файлы и многие статические форматы.

Минимальные системные требования - i386, 8M RAM, 8M HDD, MS Windows 3.1 или позже.



Visual Reality

Micrografx Inc.

Конгломерат программ 3D-графики - Renderize Live, Simply Scenes, Visual Catalog, Visual Font, Visual Image, и Visual Model - продается вместе за $259 как универсальный пакет 3D-графики от Micrografx под названием Visual Reality 2.0. Программы интегрированы из рук вон плохо, так что пакет только изредка работает так, как нужно.

Visual Model - это модуль, в котором вы можете рисовать 2D- и 3D-фигуры. Эта программа - настоящий рудимент. В ней нет даже сплайнов. Более того, иногда попросту невозможно редактировать модели, созданные в ней! Даже Micrografx вынуждена была признать, что эту часть пакета лучше бы из него совсем удалить.

С другой стороны, Visual Font предоставляет достаточно простые и мощные средства создания объемных шрифтов TrueType. Все опции интерактивны, контролируются при помощи слайдеров, предварительный просмотр детален и гибок. Однако, к сожалению, пресеты нельзя редактировать, так же, как нельзя создавать свои. В любом случае, даже несмотря на это, программа очень полезна и создает шрифты высочайшего качества.

Renderize Live - сердце Visual Reality. Здесь вы создаете сцены, задаете материалы и текстуры и анимируете. Несмотря на то, что кричаще раскрашенный интерфейс несколько непохож на другие 3D-пакеты, поработав с ним немного, понимаешь, что, как ни странно, в нем есть некоторый смысл. Объекты, материалы, картинки, источники света и виды видны в специальных списках как большие иконы. Вы перетаскиваете их в специальные области, называемые колодцами, для редактирования. При помощи других иконок вы выбираете разнообразные инструменты.

Наложение материалов и текстур на объекты не представляет сложности. Другой модуль, Visual Image, предоставляет некоторые возможности по редактированию картинок, однако в нем нет возможности затем наложить картинку, как текстуру, прямо на объект. Сначала необходимо сделать ее частью материала.

Несмотря на то, что Renderize Live использует стандартную анимацию на основе ключевых кадров, реализация ее в этом пакете сложна. Прежде всего, даже если вам не надо анимировать камеру, вы должны задать ее анимацию. И диалог, в котором вы ее задали, будет на экране все время, пока вы задаете любое движение - даже то, которое задается при помощи других таких же диалогов. В результате получаем захламленный десятками окошек экран.

Теоретически в программе есть возможности работы с иерархически связанными объектами и морфинга. На практике ни один иерархический объект, отличный от простого соединения двух деталей, заставить работать (хоть в каком-нибудь смысле этого слова), практически невозможно.

Наиболее же забавной особенностью пакета является то, что до сих пор считалось эксклюзивной чертой пиратских локализаций игр - порча файла при его сохранении. То есть, записав на диск с любовью разработанную вами сцену и открыв этот файл вновь, вы рискуете обнаружить в нем свой проект перекореженным и испорченным самым невероятным образом. Micrografx заявила, что в принципе этот эффект не должен иметь места, но все же может возникать, если файлы объектов проекта находятся в различных директориях.

Рендеринг на экран прост и сводится к нажатию одной кнопки. А вот финальная визуализация может быть долгой, трудной и, на удивление, с печальным для таких усилий результатом.

С пакетом поставляется 6 CD с текстурами и картинками. Хоть это и забавно - перетаскивать материалы и объекты из модуля Visual Catalog прямо в сцену, но не слишком полезно. Например, для того, чтобы найти материал "стекло", вам придется прочесать подряд все 6 дисков. Каталог был бы куда полезнее, если бы позволял пользователю объединять материалы в тематические разделы.

Вскоре Micrografx выпустит новую версию своего продукта. Будем надеяться, она будет несколько лучше предыдущей.

Минимальные системные требования - i486, 12M RAM, 40M HDD, MS Windows 3.1.

Денис МАРГОЛИН

  Extreme 3D 1.0 LightWave 3D Ray Dream Studio 4.1 SoftF/X 2.5 SoftImage 3D 3.51 3D Studio MAX trueSpace 2 Visual Reality 2.0
Фирма-разработчик Macromedia Inc. NewTek Inc. Fractal Design Corp. Byte by Byte Corp. Microsoft Corp. Kinetix (подразделение Autodesk Corp.) Caligari Corp. Micrografx Inc.
Цена ($) 699 1495 499 395 7995 3495 795 259
Моделирование 3/4 4/4 4/5 3/4 5/4 5/5 5/5 2/3
Рендеринг 3/4 4/4 4/5 3/4 5/4 4/5 5/5 4/4
Анимация 3/3 4/4 4/5 4/5 5/5 5/5 4/3 3/4
Построение сцены 4/4 4/4 5/5 3/4 5/4 5/5 5/4 3/3

В последних четырех строках над чертой указано качество реализации функции, под чертой — простота ее использования. Оценки по пятибалльной системе.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

20 за 1998 год

Рубрика: 

Графика
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!