Dolby Digital 5.1

События пришли сами...

Вы думаете, кино может стать суперкассовым только благодаря таланту режиссера? Не всегда это так. Иногда выигрывает команда, а иногда и новые технологии. Одно время новые технологии нашли свое выражение в качественном и объемном звуке. Впервые для массового зрителя это было реализовано на показах фильма "Бэтмэн возвращается". Тогда мир узнал название нового формата кодирования звука - Dolby Digital. И это было сенсацией. С тех пор прошло много времени и Dolby Digital стал звуковым форматом для кино, телевидения (HDTV), а счастливые обладатели DVD могут получить удовольствие от объемного звука и в домашних условиях. Разработчик данного формата, компания Dolby Labs, на протяжении нескольких десятков лет занималась исследованиями психоакустических воздействий звука и обработки аудиосигналов. Как видно, не безуспешно. Ведь стереокино (имеется в виду видео, когда зрителю дают специальные очки, чтобы он все видел в объеме) так и не получило свое продолжение, а понятие Dolby Digital в звуке сейчас ассоциируется у многих с современным кинопроизводством. Некоторое время кодировщики АС-3 были недоступны для массового пользователя ввиду своей дороговизны, хотя представляли несомненный интерес у продюсеров и звукоинженеров небольших студий. На помощь к ним пришли разработчики программного обеспечения для компьютеров. И как это ни странно, первой протянула руку помощи компания Sonic Foundry, уже известная всему миру своим профессиональным программным обеспечением в области звука.

Первое, что хочется выяснить: почему Dolby Digital 5.1? 5.1 - это не номер версии формата Dolby Digital, как подумали бы многие пользователи компьютеров, - эти две цифры говорят о сущности данного формата. А сущность такова: при декодировании стереофайл разделяется на шесть отдельных каналов, пять из которых широкополосные и один узкополосный-низкочастотный (LFE channel - Low Frequency Effects channel). Как эти источники расположены в пространстве, показано на рисунке 1.

Рис. 1. Расположение
источников звука
при Dolby Digital 5.1

Предназначение LFE - получение мощных низкочастотных эффектов, которые человек, скорее, чувствует, чем воспринимает на слух.

 

Программа Sonic Foundry Soft Encode Dolby Digital 5.1 является энкодером (кодирующим устройством) в формат Dolby Digital или АС-3. А также данную программу можно использовать и как декодер, что является хорошим подспорьем в выполнении различных функциональных задач. Для того, чтобы прослушать закодированный файл, требуется подключить специальное декодирующее устройство, которое распакует полученный путем кодирования стереофайл и представит его в новом формате. Не все декодирующие устройства смогут понять передаваемый им сигнал, что может быть вызвано поведением Вашей саундкарты, которая сообщает, помимо прочего, еще и отдельный аудиокод к выходному сигналу, в результате чего декодер его может просто не понять и не приступить, соответственно, к декодированию. Это присуще недорогим и домашним декодерам.

Кодирование с помощью Soft Encode в формат Dolby Digital (АС-3) не представляет ничего сложного. Внешне программа напоминает мультитрековый рекордер, только имеет возможности более сложного панорамирования. Хотя сложным его не назовешь. В консольной части представления трека имеется слэйдер (фэйдер) управления громкости и схематическое изображение положения колонок, нажатие на одну из которых позволяет пользователю выбрать канал. При первом открытии файла регулятор громкости оказывается недоступным, как и невозможным является смещение трека по сетке времени. Для того, чтобы подключить файл к редактированию, нужно кликнуть правой кнопкой мыши непосредственно на самом изображении файла и в появившемся pop-up-меню отключить индикатор напротив надписи Lock. Вообще функция Lock является полезной, так как вся работа в программе сводится к простому выставлению громкостного баланса между треками и указанию канала воспроизведения каждого трека в отдельности.

Если Вы загружаете стереофайл, то Soft Encode его воспринимает как два отдельных трека. Первый загруженный в программу трек несет в себе определяющие параметры для проекта в целом. То есть, если он записан с частотой дискретизации 22050 Гц, то все последующие треки будут переформатироваться в данную частоту.

В Soft Encode можно загрузить всего шесть монотреков, или, если считать по-другому, три стереофайла. Программа автоматически расставляет каналы для каждого файла в отдельности. При изменении положения одного трека в пространстве по Вашему решению программа автоматически изменяет положение другого. Поэтому, чтобы качественно произвести работу в программе Soft Encode, требуется перед этим усиленно посидеть в каком-нибудь мультитрековом рекордере (редакторе), где Вы сможете отшлифовать каждый (из шести) трек в отдельности, грамотно расставить относительно друг друга и транспортировать в шесть отдельных моно-файлов. Тогда произведенная работа возымеет должный эффект. Если Вы понадеетесь расставить треки относительно друг друга непосредственно в Soft Encode, то я замечу, что сие возможно, но там отсутствует привязка к темпу, что важно именно для музыки.

Итак, файл мы создали. Как мы можем его прослушать? Программа предлагает два варианта. Первый - без декодирования, с помощью многовыходовых звуковых плат. Для этого нужно правильно распределить колонки и определить за каждой - отдельный канал на плате. Второй способ - Prewiev as Dolby Digital, требует аппаратный декодер на выходе, но Dolby Digital получается натуральным, так как вступают в силу настройки формирования данного формата.

Какие это настройки (смотрим в Options -> Encode Settings, окно Audio Service configuration)?

В задании параметров Audio Coding Mode мы определяем количество широкополосных каналов. В силу вступают некоторые сокращения, которые стоит пояснить:

  • 1/0 - только центр;
  • 2/0 - только правый и левый канал;
  • 3/0 - правый, левый и центральный каналы;
  • 2/1 - правый, левый и один из тыловых;
  • 3/1 - правый, левый, центральный и один из тыловых;
  • 2/2 - левый, правый, тыловой левый и тыловой правый;
  • 3/2 - полный комплект;

LFE-канал включается в отдельном окошке, и его включение возможно, начиная с mode 2/0.

Программа Soft Encode позволяет заложить все функциональные характеристики формируемого файла при помощи доступных для пользователя опций в окне Audio Service configuration. Окно имеет несколько закладок, управляющих отдельными характеристиками формируемого файла.

Как понятно, количество каналов находится в строгой зависимости с объемом формируемого аудиопотока, его интенсивностью. К тому же современные DVD могут содержать в себе несколько потоков Dolby Digital. Исходя из этого стоит выбор принадлежности файла к режимам караоке, простому диалогу или музыке. Сие выбирается в Beat Stream Mode.

Речь обычно находится в центральном канале, и, следовательно, важным для обеспечения качества является уровень нормализации центрального канала (Dialog Normalization). Но, помимо этого, можно управлять частотным спектром сформированного сигнала (Audio Bandwidth), частотой дискретизации (Data Rate) и величины kbps (Data Rate).

Разница формирования файла для РС- и Mac-платформ управляется включением-отключением указателя Save frames in Intel byte order.

Помимо центрального канала, программа позволяет выбирать параметры обработки сигнала для других каналов. Если Ваши устройства не позволяют воспроизводить все каналы или требуется создание Dolby Surround, то управление этими характеристиками можно осуществить через закладку Bit Stream Information.

Отдельное внимание должно быть уделено тыловым каналам, так как важными характеристиками для них являются компрессия, фильтры и фаза. Этому посвящена отдельная закладка Preprocessing.

Запуск кодирования можно осуществить путем File -> Encode.

Само кодирование занимает достаточно продолжительный промежуток времени, и, исходя из этого, разработчики предусмотрели удобную функцию автоматизации запуска задач, как это мы наблюдаем в программах, предназначенных для скачивания файлов из Интернета (ReGet, GetRight). Вызывается данный модуль путем File -> Batch Convert.

Dolby Surround на сегодняшний день уже реальность, применяемая в быту. Практически все современные звуковые устройства поддерживают этот стандарт не только на аппаратном, но и на программном уровне. Dolby Digital - это завтрашний день для музыкальной индустрии, также как и DVD является продолжением CD. Я неспроста акцентировал внимание на программе Sonic Foundry Soft Encode Dolby Digital 5.1, которая явилась одной из ступеней перехода к более дешевым решениям дорогих специализированных устройств и позволит в скором будущем войти в наш быт. Мы сейчас стоим на пороге к новому стандарту звукового качества, имя которому - Dolby Digital 5.1.

Кристофер М. ИХИХО,
chris@music-hall.com.ua,
music-hall.com.ua

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

11 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!