Современные музыкальные технологии: темброфония

Панорамная горизонталь

Если вы все свели в моно, ориентируясь по предыдущему разделу ("Частотная вертикаль"), то ваша композиция сможет слушаться в данном варианте практически из любой радиоточки с тем качеством, которое вы изначально заложили. Для того, чтобы обеспечить себе меньше проблем, отэквализируйте файл так называемой параболой, что означает "уберите плавным графиком низкие и высокие частоты".

Стерео... Вопрос стерео довольно-таки больной на сегодняшний день, так как большинство на телевидении и меньшинство на радио воспроизводят звук в моно. Есть понятие "псевдостерео", и можно ввести понятие "стерео-от-моно".

Псевдостерео - это, по существу, задержка между каналами, которая позволяет слушать монозвук из двух каналов объемно. Раньше объемного звучания добивались и противофазой между каналами, но это оказалось очень не практично.

Стерео-от-моно - понятие, кое мы сейчас ввели и под которым подразумевается, что если вы выверили моносхему, часть инструментов можно раскидать поканально с сохранением баланса, который был заложен в моно-композиции. Например, из предыдущего примера ("Частотная вертикаль") вы гитару ставите в левый канал, скрипку - в правый. Что-нибудь изменится? Ничуть. Разве что у пользователя может дребезжать одна колонка или она же будет сильно удалена от другой, возле которой находится слушатель (как это в редакции "КВ":)). Это и предусматривает часть звуко- и микс-инженеров для того, чтобы обеспечить "максимальную прослушиваемость".

 

Что делается для этих целей (в смысле для "максимальной прослушиваемости")?

  1. Вокал ставится обязательно в панорамном центре.
  2. Ударные или drum loop ставятся также посередине панорамы.
  3. Бас сводится и эквализируется относительно ударных и ставится или посередине, или в двух крайних положениях ручки панорамы.
  4. Перкуссионные звуки, не отображающие несущий ритм, могут распределяться по панораме (любые значения). Это касается и некоторых дополнительных drum loops, которые ставятся для "окраски" ритма.
  5. Бэк-вокалы ставятся по центру или распределяются по крайним положениям панорамы.
  6. Гитара, если она звучит в одном канале (или другой инструмент), обрабатывается так, чтобы ее отзвук был и в другом.
  7. По панораме для спецэффектов "раскидываются" незначительные для общей партитуры инструменты.
  8. Если любой инструмент звучит в панорамном центре, не мешая вокалу и другим значимым инструметам, расположенным там же, то, скорее всего, он и остается в панорамном центре.
  9. 3D-звук лучше избегать, как и фазовые обработки.
  10. Противофаза в каналах практически не используется.
  11. Все инструменты проходят стадию моно-баланса и моно-эквализации.
  12. Весь баланс сводится относительно вокала.
  13. Солирующий инструмент ставится громче ударных.

Вот такие 13 пунктов, которые надо просто знать. Можно не соглашаться (я это только приветствую:)), но знать нужно обязательно!

Настоящее стерео, как я себе его представляю, это все-таки немного не то, что схоже со схемой "стерео-от-моно". Такая схема теряет ряд выразительных средств.

Согласитесь, что современный художник может пустить в двух каналах совершенно разные композиции, и, может быть, так, что сие окажется слушаемым. Общаясь со многими композиторами и ди-джеями-новаторами, я понял, что они в своем творчестве подспудно рассчитывают, что их будут слушать на совершенной стереосистеме. Сегодня это реально на процента четыре, через пять лет это уже будет реально на 80%. Сейчас все увлечены Dolby Surround, Dolby Digital, объемными вещами в звуке. Это увлечение обращает особое внимание на расстановку акустических систем или привилегировании прослушивания музыки в наушниках. Поэтому скоро тяга к совершенству и сделает то, о чем мечтают сейчас новаторы - расширит стереополе. Понимаете, когда я прослушал в одном нашем заведении пару лекций о том, как расставить баланс между каналами, обратился к своим друзьям из Англии, которые сказали, что это чушь, и поставили в наушники композицию, где баланс все время менялся, но, помимо этого, присутствовала очень сложная локализация источников звука в пространстве. Что-то подобное я попытался сделать в "Impedance", и, надо сказать, хотя амплитудно сигнал был в одном канале тише, этого просто не было слышно явно.

Поэтому хочу сказать, что, выполняя заказы для того, кому нужна "хорошая фанера", ориентируйся на 13 пунктов, изложенных выше. Делая свой проект, экспериментируй и не бойся, может, через десяток лет твои эксперименты будут считаться нормальным явлением. Я в "Impedance" сделал это, и доволен, что на колонках и в наушниках эта музыка звучит так, как я хочу, а не так, как меня мог научить какой-нибудь "старожил". И музыку "Impedance" слушают!

Кристофер М. ИХИХО,
chris@music-hall.com.ua,
music-hall.com.ua

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!