GeForce2 MX: уже у нас

Не так давно я рассказывал о новом чипе производства компании nVidia - GeForce2 MX. Являясь по сути урезанной версией нынешнего флагмана GeForce2 GTS, этот чип предназначается для видеокарт в ценовой категории до $150. Тем самым такая видеокарта должна быть оптимальной по соотношению цена/производительность. И вот, наконец-то, у меня появилась возможность посмотреть, что она из себя представляет, проверить ее "в бою", то есть в реальных условиях.

Итак, напомню, чем объясняется такая низкая цена GeForce2 MX. Во-первых, упрощено ядро - число текстурирующих конвейеров сокращено с четырех (как у GeForce и GeForce2 GTS) до двух. В результате при наложении только одной текстуры на пиксел GeForce2MX запросто проиграет первому GeForce, зато при использовании мультитекстурирования за счет большей частоты чипа (175 МГц против 120 МГц у GeForce256) предшественник должен уступить. Во-вторых, и это очень важно, видеокарты на GeForce2 MX используют не DDR-память (с удвоенной скоростью передачи данных), как это положено нормальному GeForce2, а простую и дешевую SDRAM. Стоимость видеокарты снижается, зато пропускной способности локальной видеопамяти не хватает, чтобы доставлять данные на конвейер вовремя. Говоря проще, получается GeForce2 "в одежде" GeForce1, так как и GeForce256, и GeForce2MX используют память на одинаковой частоте - 166 МГц.

Но это не повод смотреть на соответствующие видеокарты свысока, как на Vanta. Главный козырь GeForce2MX - цена. Цены на GeForce256 с памятью SDRAM до сих пор превышают $160 (у нас), а GeForce2MX с самого начала стоит меньше $150. Разве вам не хочется получить очень современную видеокарту, поддерживающую аппаратный T&L и шейдер (программируемый растеризатор), дешевле $150? И пусть она заметно уступает GeForce256 с памятью DDR, зато полностью оправдывает свою цену.

От слов перехожу к делу, а точнее, к рассмотрению конкретной, вполне реальной видеокарты на чипе GeForce2MX. Ко мне попал инженерный образец производства хорошо известной германской фирмы ELSA - Gladiac MX.

Плата имеет очень похожий на "reference" дизайн, даже еще более компактна - почти вдвое ниже по высоте, чем обычная AGP-видеокарта на чипе nVidia. Сам чип прикрыт небольшим по площади радиатором с высокими ребрами. К сожалению, прикрутить вентилятор обычным способом - с помощью шурупа - достаточно проблематично. На плате установлено 32 Мб видеопамяти в 64Мбит-модулях SDRAM производства Samsung Electronics со временем доступа 6нс. Для второго видеовыхода (аналогового или цифрового) место на плате предусмотрено - напомню, GeForce2MX поддерживает технологию TwinView. Еще одно замечание по поводу дизайна - на обратной стороне платы дополнительный радиатор установить будет проблематично, так как мешают резисторы.

Хотя чип и выполнен по технологии 0.18 мкм и греется меньше предшественника GeForce256, одного радиатора для нормального охлаждения ему явно не хватает (особенно летом, при температуре 25оС). У меня первые признаки перегрева (ошибки текстурирования) появляются через полчаса активного использования видеокарты, хотя зависания дождаться так и не удалось. В общем, активное охлаждение все-таки потребуется.

Для сравнения ELSA Gladiac MX с другими картами я выбрал Gigabyte GA-660+ (RivaTNT2-Pro на $30 дешевле, чем Gladiac MX) и ASUS V6600 (GeForce256, на $30 дороже). Карты на GeForce'ах имеют одинаковую частоту памяти - 166 МГц, но у GeForce256 частота чипа ниже на 5 МГц. Что касается видеокарты на RivaTNT2, у нее частоты самые высокие - память и чип имеют 176 МГц. Для тестирования я использовал драйверы Detonator 5.33 (Detonator-3 на момент тестирования не существовал). Система - Celeron-600 (66x9), i815, RAM 128 (100 МГц). (Результаты измерений производительности вы можете наблюдать в таблице.)

Сравнение видеокарты на чипе
GeForce2 MX с предшественниками
  GeForce2 MX
(ELSA Gladiac MX)
GeForce256
(ASUS V6600)
Riva TNT2 Pro
(Gigabyte 660+)
3DMark-2000 (DirectX и T&L)
640x480x16bit, Hardware T&L
Game1 (Low/Medium/High) 69,6 / 52,3 / 36,4 73/55,6/39,7  
Game2 (Low/Medium/High) 100 / 42,6 / 25,5 105,2/44,2/26,2  
Polygon T&L (1/4/8 lights) 7100/4970/2588 7468/3473/1785  
640x480x16bit, SSE T&L
Game1 (Low/Medium/High) 53,7/38,6/21,9 54,5/38,8/22,2 56,2/37,8/17,1
Game2 (Low/Medium/High) 73/38,4/23,5 74,1/38,8/23,8 71/36/21,3
Polygon T&L (1/4/8 lights) 4335/3604/2977 4554/3788/3121 2674/2374/2083
1024x768x32bit, Hardware T&L
Game1 (Low/Medium/High) 52/38/18,7 51,2/37,1/18,6  
Game2 (Low/Medium/High) 45/32/21,6 43,3/31,6/21,2  
Polygon T&L (1/4/8 lights) 6574/4135/2401 5686/3089/1705  
1024x768x32bit, SSE T&L
Game1 (Low/Medium/High) 46,3/33,2/16,6 46,5/33,3/17,1 45,4/32,5/15,4
Game2 (Low/Medium/High) 47,1/34,3/22,8 46,1/34/22,6 39/31,5/21,3
Polygon T&L (1/4/8 lights) 4579/3859/3099 4775/3904/3148 2686/2382/2098
Unreal Tournament 800x600x32bit
UTBench 28.8 28.6 28.5
TreeMark (nVidia T&L Benchmark)
Low detail (640x480x16bit, 1 lights) 326 268 243
Medium (800x600x32bit, 4 lights) 62.3 50 12.8
High (1024x768x32bit, 8 lights) 13.6 9.5 -
Quake2 800x600x32bit
massive1 102.8 101 69.1
crusher 61.4 61.6 44
Quake3 Arena
fast 66.6 66.5 54.1
normal 64.7 65.1 52
high quality (800x600x32bit) 58.2 59.4 47.4
1024x768x16bit 60.5 60.4 48.7
1024x768x32bit 41.8 42.9 35.2
Half-Life 1024x768x16bit
DirectX 37.1 36.3 37.3
OpenGL 53.5 54.7 46.3

Из полученных результатов я делаю следующие выводы:

  1. Чип GeForce2MX определенно сдерживается пропускной способностью памяти, так как обогнать GeForce256 ему практически не удается, несмотря на преимущество по частоте.
  2. Падение производительности в 32-битном цвете подтверждает теорию о недостаточной скорости работы именно памяти.
  3. В принципе, будут выпускаться видеокарты с 5 нс памятью, да и 6 нс позволяют поднимать частоту до 200 МГц, поэтому разгон именно памяти будет не только желателен, но и необходим.
  4. Блок T&L у GeForce2MX определенно сильнее, особенно это заметно на высоких разрешениях; однако при увеличении числа источников освещения выгоднее использовать программный T&L (это свойство GeForce'ов известно уже давно).
  5. Старая серия Riva отправляется на пенсию.

Итак, новая видеокарта вполне конкурентоспособна. Хотя обогнать первый GeForce она не может, преимущество в цене и лучшая технологичность (напомню, энергопотребление снижено в несколько раз) дают ей право на существование. Может, чип и урезан, но разве вам нужно разрешение выше 1024х768 в Quake3? А вообще-то ситуация в деталях напоминает предыдущую линейку RivaTNT: есть старая TNT, новая и дорогая TNT2, очень дорогая Ultra и дешевая TNT2 M64. Такова, видимо, стратегия компании nVidia.

Покупать сейчас первый GeForce уже не имеет смысла - GeForce2 MX у нас появится очень скоро и по приемлемой цене. Значит, аппаратный T&L скоро будет доступен многим геймерам, появление все большего числа игр с поддержкой этого модуля неизбежно.

О качестве самой платы сказать особо нечего, так как никаких намеков на какие-либо проблемы не было. Все-таки унифицированная архитектура чипов nVidia снимает все вопросы, связанные с доводкой драйверов для новой видеокарты - достаточно взять Detonator версии от 5.22. Необходимо отметить, что это был инженерный предпродажный образец, а не готовый продукт. По поводу разгона я тоже ничего сказать не могу. Конечно, память 6 нс имеет небольшой запас для поднятия частоты, но испытывать инженерный образец на разгон я считаю бессмысленным.

И пока не вышел NV20, заточенный под DirectX8, более достойного претендента на покупку я не вижу.

Макс КУРМАЗ,
hardware@kv.minsk.by

Инженерный образец карты ELSA Gladiac MX предоставлен фирмой "Пакодан" (pakodan.shop.by)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2000 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!