Новости из прошлого

Вот говорят: раньше и трава была зеленее, и вода мокрее. Честно говоря, в этих словах есть много правды. Вот небольшая подборка любопытных фактов более чем двадцатилетней давности.

В далеком 1972 году в Норвегии появился на свет пассажирский лайнер Royal Viking Star - восьмипалубный красавец для трансатлантических путешествий. Однако через 8 лет компания, которая его приобрела, решила, что лайнер маловат, и провела над ним уникальную операцию. Вот о чем написал журнал Hobby в номере 23 от 1981 года:

"Норвежский океанский лайнер Royal Viking Star подвергся в конце 1980 года хирургической операции. На верфи в Бремер-хафене (ФРГ) его разрезали посередине, вставили в разрез кусок длиной 28 метров и снова сшили. В результате судно стало вместительнее на 222 пассажира."

Интересно, а что сейчас с этим судном? Как оказалось, Royal Viking Star живет и здравствует и по сей день. Порт приписки - Багамы. Пассажировместимость - 761 человек. Пассажирских кают 435. Построен в 1972 году. Капитальный ремонт в 1998 году. Длина - 674 фута, команда - 310 человек.

В том же 1980 году была разработана и успешно внедрена в производство уникальная совместная болгаро-немецкая разработка автопилота для производственного автотранспорта. Фактически это был электронный водитель, устанавливаемый в кабину обычного транспортного средства и заменяющий шофера.

 

Как писал в то время Neues Deutschland, по цехам электрозавода в Марцане, новом районе Берлина, снуют болгарские электрокары "Балканкар" с прицепами. Они развозят по рабочим местам заготовки, материалы, забирают готовую продукцию. Но водительские места электрокаров пустуют. Движением управляет электроника. Эта система разработана инженерами завода совместно с сотрудниками двух научных институтов ГДР.

Управляющие сигналы передает электрокарам центральная ЭВМ через индукционные катушки, заложенные в пол. Кроме того, на каждом электрокаре стоит микрокомпьютер, выбирающий кратчайший путь к нужным остановкам. Прибыв на место, машина подает звуковой сигнал. Система блокировки делает столкновение двух электрокаров невозможным; от столкновения с предметами, случайно появившимися на пути, предохраняет вынесенный" вперед бампер, прикосновение к которому отключает ток. Однако, 1980 год. Стоит задуматься, так ли велик прогресс компьютерной техники, как нам его малюют...

Вот еще весьма интересный факт двадцатитрехлетней давности.

Инженеры фирмы Philips в Эйндховене (Голландия) создали механизм микроподачи, выполняющий прямолинейные перемещения на очень малые расстояния - до сотых микрометра (а точнее, до 0.04 микрометра) - с большой точностью. Шаговый электродвигатель поворачивает на небольшой угол червячную передачу, которая обеспечивает уменьшение этого движения в сто раз. Затем идут две ступени фрикционной передачи, в которой валики из твердой стали без смазки соприкасаются с роликами из такой же стали. Здесь происходит уменьшение еще в 60 раз. В механизме нет мертвого хода и люфтов, а так как не требуется смазка, то к трущимся поверхностям не липнет пыль и грязь, что обеспечивает точную воспроизводимость результата.

Жаль, что современная механика накопителей на жестких магнитных дисках пошла другим путем, и современные Левши и Кулибины больше не требуются.

А вот еще чудо компьютерной техники - программно-аппаратный комплекс, анализирующий кинорентгеновские снимки бьющегося сердца. В 1980 году такая машина была установлена в одной из детских клиник Лондона. До того времени такие анализы выполнялись вручную, с большой затратой времени. На каждом кадре кинопленки с рентгеновским изображением лаборант измерял границы сердца, производил сложные подсчеты. Машина, выпущенная фирмой Robotron, делает это самостоятельно, затрачивая на анализ каждого кадра девять секунд, а затем выдает цифры, нужные врачу: объем камер сердца, количество крови, выталкиваемой в аорту при каждом сокращении, и т.д. На телевизионном экране установки появляются линии, очерчивающие сердце в разных фазах его биения. Особо подчеркну тот момент, что все расчеты выполняет восьмиразрядная ЭВМ с тактовой частотой 4 МГц.

Действительно, трава была зеленее. Особенно если сравнить оснащение современной белорусской клиники и Английской - двадцатилетней давности. Впрочем, наши родители переплюнули нас не только в серьезных разработках, но и в технологических игрушках.

Взять хотя бы Ginger от компании Seagway, по поводу которого было столько шума. Для тех, кто подзабыл, напомню, что это не что иное, как двухколесный самокат с электрическим приводом, ездить на котором положено стоя. Однако, опять-таки, в 1980 году, серийно выпускался американской компанией Franklin схожий аппарат. Тоже двухколесное транспортное средство, правда, ездить на нем было гораздо удобнее - сидя. Система механических гироскопов обеспечивала устойчивость транспортного средства, а отсутствие сложной электроники и наличие двигателя внутреннего сгорания делало этот аппарат значительно дешевле и практичнее, чем Ginger.

Яхен П.,
Yahen@kv.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

24 за 2003 год

Рубрика: 

Вчера
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!