"Человек on-line" и его проблемы

Хотели как лучше, а получилось как всегда

(с) Виктор Черномырдин

Западные исследователи в очередной раз бьют тревогу. Оказывается, проповедники широкого использования высоких технологий в крупном бизнесе опять перестарались. Считалось, что повсеместное внедрение новейших коммуникационных и компьютерных "примочек" вознесет производительность труда во всех сферах бизнеса буквально до недосягаемых высот. На практике же все вышло с точностью "до наоборот".

Большие боссы большого бизнеса чувствуют себя все более неуютно. Несколько лет назад они купились на сладкие речи представителей hi-tech-индустрии и вложили миллиарды долларов в то, чтобы оснастить рабочие места своих сотрудников всеми мыслимыми и немыслимыми технологиями. Современный менеджер среднего звена в "продвинутой" западной корпорации просто-таки обложен со всех сторон: сотовый и обычный телефоны, факс, пейджер, e-mail, web, instant messenger... Даже за ланчем бизнес-процесс не прерывается - сотовый с наладонником не позволяют. Словом, мечта технократа. Казалось бы, вооруженный всеми этими достижениями человеческой мысли, современный менеджер просто-таки обязан вознестись до заоблачных высот в своем деле. Восхищенные журналисты быстро ввели в обиход выражения "человек On-Line" и "среда Always-On", ставшие чуть ли не определениями новой вершины эволюции homo sapiens. Ан нет!

На самом деле новые технологии вместо того, чтобы помогать ведению бизнеса, стали ему, наоборот, мешать. Как выяснилось, человеческий мозг (о ужас!) не поддерживает многозадачность. В результате, проводя все больше времени в компании разного рода коммуникационных устройств, уделяя мониторам все больше внимания, люди только теряют в производительности. Добавьте сюда резко возрастающий уровень стрессов на рабочем месте - и картина станет еще более мрачной. В сверхподключенном режиме внимание размывается, а действия приобретают хаотичность, так как ответить на звонок или сообщение, проверить почту и новостную ленту становится насущно необходимым. При этом, само собой, прерывается нормальный, линейный ход рабочего процесса - и так порой по несколько раз в минуту! Нормальный менеджер превращается в кого-то, более похожего на авиадиспетчера. Существуя и действуя в многозадачном режиме, менеджер теряет способность сконцентрироваться на одном занятии, а его мысли рассеяны и хаотичны. В результате даже самая бурная деятельность все чаще оказывается неэффективной, а любое требующее внимания и сосредоточенности дело занимает все больше времени. Впрочем, все зависит от конкретного направления деятельности. Положим, для менеджера по продажам или рекламе состояние "Always-On" является вполне нормальным, а многочисленные коммуникационные возможности только помогают вести бизнес. Тем более, что у таких людей, как правило, повышенная устойчивость к стрессам. Все то же самое относится и к биржевым брокерам, журналистам и т. д. А теперь представьте себе бухгалтера или банкира, ежеминутно отрываемого от работы телефонными звонками, факсами и радостными воплями "А-а!" "Аськи". Результат вполне предсказуем.

Но это еще далеко не все. Человек, длительную часть времени находящийся в среде "Always-On", испытывает психологическое возбуждение от потока постоянно прибывающих данных. Как утверждают психологи, воздействие потока данных на мозг физиологически схоже с воздействием наркотиков стимулирующей группы - например, амфетаминов. Со всеми вытекающими последствиями, разумеется. В результате описанный нами выше абстрактный "современный менеджер", выпав из среды "Always-On", откровенно скучает, чувствует дискомфорт и мечтает о мгновении, когда снова упрется в монитор, пробегая взглядом ленту новостей, ведя разговор сразу по двум телефонам и скосившись на моргающий интернет-пейджер. Неудивительно, что такое состояние "выпадения" психологи прямо сравнивают с состоянием абстиненции. Тем более, что симптомы "информационной абстиненции" удивительно совпадают с симптомами наркотической или алкогольной абстиненции - то же плохое настроение, подавленность, депрессия, мысли о самоубийстве, раздражительность, неадекватность реакции - словом, все, вплоть до физической "ломки"! Интересно, что одним из первых забил тревогу медиабизнес. Обслуживающие его социологи обнаружили, что современные средние городские жители (самая прибыльная социальная группа) все меньше внимания уделяют телевизору и прессе и все больше - интерактивным средствам общения, то есть компьютеру/интернету с телефоном.

 

Социологи уже говорят о порожденной вездесущими технологиями новой субкультуре. Однако муха сомнения ползает по тарелке моего ума. Дело в том, что практика раз за разом показывает: социально-политические проблемы цифрового века больше похожи на неразрешимые философские вопросы. Ответы на них либо неверны, либо не устраивают общество. В общем, поживем - увидим.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 2003 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!