Интервью с ASUS

Недавно столицу посетили руководители верхнего звена из российского представительства компании ASUS - глава представительства Алекс Ким, директор Анжела Сю и представитель по продажам Дмитрий Лукин. На пресс-конференции, организованной компанией CD-Life, официальным дистрибьютором ASUS в Республике Беларусь, журналисты имели возможность задать ряд вопросов представителям мирового лидера в производстве материнских плат. В ходе беседы было высказано много идей, самые интересные из них, а также ответы на мои вопросы собраны в этом материале.


Алекс Ким (АК): - Компания ASUS образовалась в 1989 году. Ее название произошло от английского слова "Pegasus" - пегас, символ успеха, возрождения. Была взята только часть названия - "asus", чтобы быть в начале списка по алфавиту. Потом были добавлены другие слова, и полное название звучит как ASUSTeK Computers Incorporated. Что интересно, с самого начала компания хотела делать чипсеты - как Intel и VIA. Для этого нужно было подготовить тестовые платы, PCB-шки. С чипсетами не получилось, и ASUS переключилась на материнские платы. Уже в 1995 году мы заключили стратегическое соглашение с Intel, и с этого времени являемся стабильным лидером на рынке материнских плат. С 1997 года компания выбрала правильную политику диверсификации - выпуска широкого спектра продукции: мы добавили мультимедийную линейку - это видеокарты и оптические накопители; чуть позже благодаря сотрудничеству с крупными компаниями, такими, как HP, стали выпускать серверную линейку; уже 5 лет в списке наших продуктов значатся ноутбуки. Компания быстро растет - с каждым годом число сотрудников практически удваивается, и на сегодняшний день у нас работает 38 тыс. человек по всему миру.

Краеугольный камень нашей стратегии - концепция "3C": Computers (компьютеры), Communications (коммуникационные устройства) и Consumer electronics (потребительская электроника). В области компьютеров мы чувствуем себя очень уверенно - имеется в виду производство материнских плат, видеокарт и оптических приводов - CD- и DVD-ROM. Кстати, по материнским платам ASUS в прошлом году начала пользоваться стратегией "Giant Lion" - "гигантского льва". Руководство ASUS вовремя заметило, что нельзя оставлять конкурентам ни одной ниши на рынке. Несмотря на то, что мы традиционно базировались в сегментах Hi- и Mid-range, ASUS выпустила платы так называемой X-серии. Они очень быстро заполнили нишу плат начального уровня, что позволило нам практически удвоить выпуск плат и опередить ближайших конкурентов с отрывом более чем в полтора раза.

Речь идет прежде всего об EliteGroup: она делает порядка 1.2 млн. плат в месяц, а ASUS этой осенью выпускала более 3 млн. плат в месяц. На сегодняшний момент объем рынка компьютеров (всех компьютеров - серверов, ноутбуков, настольных систем) составляет порядка 120 млн., а ASUS за 2003 год выпустит 25 млн. плат. Это значит, что в каждом пятом компьютере будет стоять материнская плата ASUS. В России и странах СНГ благодаря успехам Х-серии, мы считаем, в каждом втором компьютере будет стоять плата ASUS.

Теперь о видеокартах. Вы знаете, что недавно ASUS совершила стратегический маневр и добавила видеокарты на чипсетах ATI. Если в России и странах СНГ NVIDIA сохранила конкурентоспособность, то в Европе уже стали ориентироваться на ATI. ASUS первая выпустила видеокарты на чипах сразу двух компаний.

 

Это вкратце о первом "C". Второе "C" - это коммуникации. Тоже очень важная для нас отрасль. Вы, наверное, слышали, что ASUS является вторым в мире производителем ISDN- и DSL-оборудования (на первом месте - Motorola). Пока мы работаем только на OEM, но скоро будем выпускать продукты под собственной маркой. Также сейчас продвигаем собственную технологию "Home Wi-Fi" - домашняя беспроводная сеть. Мы выпускаем карточку, которую можно вставлять в специальный слот на наших платах.

Теперь перейдем к теме потребительской электроники. Наша стратегия в том, чтобы наш брэнд знали все - от домохозяек и студентов до олигархов. Те, кто связан с компьютерами, знают, что ASUS - это материнские платы, другие считают, что это ноутбуки, а для третьих это будут сотовые телефоны. Поэтому направление потребительской электроники для нас сейчас стратегически важно. Мы выпускаем три вида продукции - ноутбуки, карманные компьютеры и сотовые телефоны. Причем не стремимся лидировать на этих рынках любой ценой - вместо этого выпускаем по OEM-соглашениям продукцию для многих мировых брэндов - японских, американских и т.д.

МК: У меня есть вопросы по материнским платам. Вы называли цифру 3 млн. плат в месяц. Какая доля этих плат продается под вашей торговой маркой, а какая идет по OEM-соглашениям?

АК: До 70% плат продаются под нашей маркой.

МК: А входят ли в эту цифру платы, выпускаемые вашей дочерней фирмой ASRock?

АК: Нет, ASRock мы не считаем. Дело в том, что сама ASUS покрывает почти весь диапазон плат, кроме супер low-end, который был отдан на откуп ASRock. ASUS - публичная компания, которая должна быть прибыльной для своих акционеров. Мы не имеем права работать "в ноль", а это было бы неизбежно, если бы мы выпускали очень дешевую продукцию. ASRock работает очень успешно, выпуская до 350 тыс. плат в месяц и конкурируя с компаниями вроде EliteGroup, но она получает очень мало прибыли.

МК: А как вы делите эти 70% между системными интеграторами, дилерами, розницей?

АК: Существует так называемое "золотое деление", которое действует во многих странах, хотя в Беларуси ситуация немного отличается. Так, 20% - это рынок hi-end, 40% - крупные системные интеграторы и 40% - мелкие и средние сборщики, собирающие менее 500 компьютеров в месяц. А в Беларуси доля последней категории даже больше: до 70% потребителей составляют мелкие сборщики, выпускающие от 10 до 200 компьютеров в месяц.

МК: Если рассмотреть отдельно те ниши, которые вы нам обрисовали, то в каких из них ASUS наиболее сильна?

АК: ASUS очень прочно держит нишу hi-end. Также нас уважают крупные сборщики компьютеров, для которых не так важна цена или имя, как надежность и качество. Только в нише мелких сборщиков у нас были проблемы - для них на первом месте стоит низкая цена. И специально для них мы сейчас выпускаем платы Х-серии.

МК: Вы уже упоминали, что Intel является вашим стратегическим партнером. А как относитесь к другим производителям чипсетов? Насколько я знаю, у ASUS есть платы практически на всех возможных чипсетах.

АК: Сейчас у нас 60-70% плат выпускается на чипсетах Intel, на долю плат для процессоров AMD приходится 30-40%. Одно время было много плат на чипсетах VIA, однако когда у AMD дела пошли хуже, VIA тоже опустилась. Очень хорошо пошел SIS. Лет пять назад это был лидирующий производитель чипсетов в России и Беларуси, но в 2000 году он очень сильно подмочил себе репутацию. После 2001 года SIS снова поднялся, и теперь самые ударные платы Х-серии мы выпускаем именно на SIS.

МК: Каковы основные отличия ваших плат от плат конкурентов, которые позволяют вам оставаться лидерами этого рынка?

АК: Если не рассматривать очень сильный брэнд ASUS, то самое главное, конечно, это "Compatibility Testing" - проверка плат на совместимость. Если другие сразу кладут платы в коробки, то проводим их тестирование. Из 12 тыс. человек на Тайване 1 тыс. - это разработчики и тестировщики. Они проверяют платы со всеми новыми технологиями и устройствами. И второе. Практически все компоненты мы делаем сами. Например, печатные платы, в том числе и шестислойные, мы производим у нас на своем оборудовании, а не заказываем у других фирм. Представьте, что было бы, если бы мы использовали компоненты 30 различных фирм, как это делают другие: мы выпускаем 3 млн. плат в месяц, и если у одного из 30 производителей компонентов будут проблемы с качеством, наши платы не будут работать.

МК: А как вы боретесь с тем, что из-за этого платы ASUS оказываются дороже плат любого другого производителя?

АК: Конечно, прежде всего позиционированием. На рынке всегда должен быть лидер. Перед вводом Х-серии мы очень долго, почти полгода, колебались: а вдруг какой-нибудь Microstar добавит чего-нибудь на десять баксов, и в умах пользователей ASUS потеряет статус лидера. Поэтому мы хотим всегда оставаться на недосягаемой высоте. Очень важно быть лидером не только в технологиях, но и в брэнд-имидже.


Итак, в ходе интервью мы выяснили, что основная стратегия ASUS - присутствовать во всех возможных сегментах рынка: за счет дорогих продуктов сохраняется позиция лидера, а дешевые платы Х-серии позволяют компании закрывать нишу компьютеров начального уровня. Есть у ASUS и другие продукты, в частности, сотовые телефоны и карманные компьютеры, которые она собирается активнее продвигать на всех рынках, в том числе и у нас.

Отдельное спасибо компании CD-Life, официальному дистрибьютору ASUS в РБ, за организацию пресс-конференции.

Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (
www.hw.by)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

50 за 2003 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!