Цифровой дом

Ликбез неискушенного пользователя

Понятие "цифровой дом" (умный дом, интеллектуальный дом) стало очень популярным в конце ХХ века, когда на гребне волны, поднятой бумом доткомов, всеобщая автоматизация и интернетизация окружающего пространства виделась в самом радужном свете. Именно тогда "умный дом" стал ассоциироваться с холодильником, который сам следит за наличием в нем продуктов (закупка через интернет), и кофеваркой, начинающей свою работу с момента пробуждения хозяина. Однако кризис в отрасли и несовершенство технологий почти поставили крест на похожих фантастических замыслах, и лишь через некоторое время стало окончательно ясно - цифровому дому быть!

Уже к 2003 году большинство компаний оправились от шока и вышли на докризисный уровень прибыли - в воздухе снова стал витать дух глобальной интернетизации, начинать которую следовало с малого: собственного дома. Первой весточкой того, что к этой проблеме собираются подходить серьезно, стало объявление альянса между корпорацией Intel и Sony по производству совместимых бытовых устройств, постоянно подключенных к Сети для свободного хранения и обмена медиа-контентом. В течение года к новому объединению, названному Digital Home Working Group, присоединилось более ста производителей и разработчиков бытовой техники, в числе которых значатся и такие имена, как Fujitsu, Gateway, Hewlett-Packard, IBM, Microsoft, Nokia, Panasonic, Philips, Samsung, Sharp, Thomson и др. Такая массовая поддержка нового объединения позволила уже через год (22 июня 2004 г.) создать новый альянс, куда вошли уже более 145 крупнейших компаний, производящих почти 90% мировой компьютерной и бытовой техники. Основная задача Digital Living Network Alliance состоит в выработке спецификаций по совместимости своих продуктов через глобальную сеть и разработке средств защиты подобного контента.

По прогнозам американской исследовательской компании Parks Associates, рынок устройств систем домашней автоматизации возрастет к 2005 году до 2.5 млрд. долларов в том случае, если с появлением нового стандарта появятся устройства типа "plug-and-play", что позволит преодолеть естественный человеческий страх перед новыми технологиями, их сложностью и кажущимся неудобством.

По прогнозам специалистов, освоить новый рынок наиболее эффективно смогут только крупные компании с их возможностью потратить огромные средства для разработки новых устройств и проведения глобальных рекламных кампаний для изменения мироощущения пользователя в нужное русло. Несомненными лидерами в этой области являются Intel и Microsoft, поэтому с их виденья интеллектуального дома будущего мы и начнем.

 


Умный дом от Intel

Основой полноценного умного дома должен стать компьютер. Это понятно всем и даже не обсуждается. Однако в вопросе, каким должен быть этот самый "компьютер", мнения существенно расходятся: критичность подобного устройства к производительности и скорости передачи данных оспариваются до сих пор (кофеварке не нужны ни беспроводные технологии, ни суперсовременный процессор). Но обслуживание бытовых приборов - лишь одна сторона медали: передача цифрового контента - дело более трудоемкое, сложное и капризное.

Замедление роста продаж персональных компьютеров и появление у нас в квартирах множества медиа-устройств натолкнуло Intel на мысль о выпуске некоего "центра", способного заменить их все. Новое решение с рабочим названием Creativity and Entertainment PC появится на прилавках магазинов уже во 2-ой половине этого года. Основным его отличием от подобных задумок других производителей (Gateway, Compaq) станет специальное программное обеспечение от Microsoft (читайте ниже) и максимальная совместимость с другими бытовыми устройствами. Возможности системы предполагаются как значительные, т.к. одновременный просмотр TV и работа за компьютером разных членов семьи (причем просмотр телевизионных передач предусматривается как активный - возможность записи на DVD и декодирования), работа с аудио-файлами и в интернете возможна только на мощном компьютере. Производитель умышленно не перечисляет все предполагаемые формы работ, прекрасно сознавая, что человек сам увидит и правильно использует возможности системы, основным девизом которой станет: Simplify (простота в обращении), Wi-Fi (беспроводность), High-Fi (высокое качество). Кроме всего прочего, Intel уже вкладывает огромные деньги (по последним данным, около $200 млн.) в разработку и включение в концепцию "цифрового дома" экосистемы, являющейся следующим шагом в направлении домашней автоматизации.

Стремление мирового лидера по производству чипов занять наиболее выгодную нишу на новом рынке понятно - там тоже используют чипы, а необходимость в наращивании мощностей подтолкнет их продажи. Понятно и стремление обосновать, что только Prescott с Grandsdale (новый чип и платформа) способны максимально широко реализовать новые возможности. Однако ситуация с туманной попыткой монополизации рынка (в Digital Living Network Alliance не входит ни AMD, ни Apple Comp, ни Real Networks) заставляет насторожиться - исторические примеры доказывают, что подобные прецеденты не всегда отвечают интересам пользователя и ребром ставят вопрос о толщине его кошелька.


Что думает об этом Microsoft?

Еще в конце прошлого года рэдмондский гигант заявил о выпуске новой оболочки Windows Media Center. Строго говоря, это не новый продукт и даже не операционная система, а всего лишь надстройка над Windows XP Professional, которая объединила в себе множество разрозненных возможностей Windows в виде ее программ (Windows Movie Maker 2, Windows Media Player 9 и т.д.). Полное название программы звучит как Windows XP Media Center Edition, а сама она интегрирует все возможности вышеперечисленных программ. Большие иконки и буквы меню, работа с ДУ и многое другое делают Windows Media Center перспективным программным обеспечением для новых медиа-центров сторонних производителей.

На выставке Consumer Electronics Show (CES) Microsoft в лице своего основателя Билла Гейтса представила также Windows Media Center Extender, концентратор, через который пользователи смогут объединить большинство медиасистем в доме. Реализация нового продукта намечена на конец 2004 года и будет встраиваться во все компьютеры с предустановленным Windows Media Center, т.е., в первую очередь, для официальных партнеров: Intel, Dell, HP.

Кроме всего прочего, Microsoft анонсировала новый протокол передачи данных для цифрового дома SCP (simple control protocol), позиционирующийся как максимально удобный для построения "цифрового дома".

Эти и другие новации мирового лидера программного обеспечения позволяют представить, какую ставку Microsoft делает на новый рынок. Несмотря на многие недостатки представленных ею систем, по оценкам специалистов, именно она сможет "протолкнуть" идеи "умного дома" в массовое сознание.

На самом деле идея "умного дома" не упирается в покупку "навороченного сервера" (коими и являются большинство медиа-центров) и управление через него большинством аудио-видео периферии вашего дома - все гораздо проще и гораздо сложнее. Общая концепция подразумевает, в первую очередь, как современные возможности по энерго и теплосбережению (грамотное управление светом и обогревом), так и предоставление должного уровня безопасности и контроля за домом. Т.е. идет постепенный отход от красивых, но мало перспективных проектов к сугубо практическому использованию современных средств автоматизации, их перенацеливание и выход на вполне обывательский уровень.

Кажущаяся фантастичность проектов от лидеров мировой IT-индустрии преследует вполне конкретные маркетинговые цели, а их видимая невостребованность (по данным исследовательской компании The Diffusion Group, сегодня подобные устройства готовы покупать только 6% населения промышленно развитых стран) будут преодолены в ближайший год-два, т.к. заинтересованность покупателей этой темой составляет более 60%.

Тем не менее, уже сегодня в Беларуси реально построить прототип будущего Умного дома, максимально автоматизировав (а по возможности и телефонизировав и интернетизировав) свое жилище. О том, как это происходит не где-то там, на уровне небоскребов, а в простой "советской" квартире, вы узнаете в следующих статьях. Так что... продолжение следует.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

28 за 2004 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!