10 правил для интернет-стартапов

Ив Уильямс (Ev Williams), сооснователь успешных стартапов Blogger.com и Odeo.com, решил помочь своим начинающим коллегам. Он составил список из десяти главных правил для стартапов (www.evhead.com/2005/11/ten-rules-for-web-startups.asp). Их нужно знать каждому, кто собирается начать собственный бизнес в интернете.

№1. Будь узким.

Нужно фокусироваться на узкой нише - максимально маленькой проблеме, которую вы позволите решить с помощью своего сервиса. Специализация в узкой нише дает много преимуществ: при меньших трудозатратах вы можете стать лучшим в своем деле, вам легче позиционироваться на рынке, а при поглощении или покупке бизнеса у вас меньше шансов получить конфликтную ситуацию. Если вы стали лучшим в своей категории, то можно расширять бизнес.

№2. Будь другим.

Идеи витают в воздухе. Возможно, кто-то именно сейчас обдумывает или реализует вашу "оригинальную" идею. Однако, как мы знаем на примере Google, даже известную идею можно реализовать по-своему, то есть переделать ее так, как надо. Что еще важно для успешного стартапа - придумать хорошее и нестандартное название.

 

№3. Будь неформальным.

Сейчас мы входим в эпоху "неформального интернета" (Casual Web) и такого же неформального создания контента. "Неформальный интернет" сам по себе гораздо больше, чем "профессиональный интернет" прошлого или "любительский интернет" еще более давнего прошлого. Почему? Да потому, что у каждого человека есть своя жизнь. А сейчас у него в этой жизни появился широкополосный доступ. Создайте сервис, который подходит этому человеку. То есть такой сервис, которым он может воспользоваться изредка, непринужденно. Skype - именно такой сервис для неформальных разговоров. Flickr - для неформальной публикации фотографий.

№4. Будь избирательным.

Еще одно важное правило для всего, что вы делаете, будь то функции сервиса, персонал, инвесторы, партнеры или общение с прессой. Стартапы зачастую слишком легко принимают людей или идеи со стороны. Не нужно спешить: у вас почти всегда есть время, чтобы обстоятельно все обдумать, и почти всегда отрицательные моменты оказываются важнее, чем положительные.

№5. Концентрируйся на пользователе.

Это самое главное. Если вы не знаете основ юзабилити - изучите их. Наймите человека, который их знает. Нужно жить и дышать этим. Лучше сто раз переделать функцию и сделать ее правильно. Это лучше, чем сделать сто неправильных функций. Крупнейшие интернет-компании обращаются к Ajax и открывают API не потому, что это модно, а потому, что это более удобно для пользователей.

№6. Концентрируйся на себе.

Отличные продукты почти всегда создают люди, который сами ощущают внутренний зуд от нерешенной проблемы. Создайте то, чего вам лично не хватает в этом мире. Будьте пользователем своего собственного продукта. Нанимайте тех людей, которые тоже будут пользователями этого продукта. Сделайте так, чтобы продукт идеально соответствовал именно вашим нуждам (только в случае с юзабилити этот трюк не пройдет).

№7. Будь жадным.

Хотя популярность сервиса сама по себе важна, но финансовый доход никогда не будет лишним. Придумайте в рамках своего сервиса какую-нибудь платную услугу и введите ее в течение шести месяцев. Если вы все сделали правильно, то появление дополнительного источника дохода ускорит рост вашего стартапа. Кроме того, это значительно улучшит ваши позиции на следующем раунде венчурного финансирования или на переговорах о продаже бизнеса. Вообще, иногда стоит задуматься: а нужна ли вообще бесплатная версия вашего продукта?

№8. Будь крошечным.

Сейчас на рынке сложилась такая ситуация, что маленькому инновационному бизнесу с небольшим количеством персонала гораздо легче продаться. Для сокращения собственного штата можно пользоваться услугами вспомогательных сервисов.

№9. Будь проворным.

Знаете ту старую поговорку про самолет, который во время полета из Калифорнии на Гавайи 99% времени летит не в ту сторону, но постоянно корректирует курс? То же самое верно для успешных стартапов, с той лишь поправкой, что изначально самолет мог вылететь в направлении Аляски. Многие примеры подтверждают эту истину: например, Flickr изначально должен был стать игрой, а eBay собирался продавать софт для проведения интернет-аукционов. Первоначальные цели почти всегда неправильны. У любой компании.

№10. Будь сбалансированным.

Что за стартап без бессонных ночей, литров кофе, перекуса на скорую руку? Ответ: это гораздо более приятное рабочее место. Да, иногда перегрузки неизбежны. Но они не могут продолжаться постоянно. В здоровом теле мозг работает более эффективно.

№11 (бонус). Будь осторожен.

Никакие списки правил нельзя принимать слишком буквально. Из любого правила есть исключения.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2005 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!