Территория звука. 2005-й...

Вроде, совсем недавно "территория звука" была затеяна, а уже 7-й выпуск выходит и обсуждено очень много тем. Прежде всего хочу высказать благодарность... блин, понесло не туда. Интересную "защиту" от фотографирования и записей на концертах сделала группа The Prodigy (до 5 декабря у нее проходил активный концертный тур по Туманному Альбиону). Я начал отслеживать блог российских фанов группы, которые решили побывать на всех выступлениях. Так вот, внятных концертных фотографий они сделать не смогли - очень много световых вспышек. Записать выступление на аудионоситель также проблемно - сильно "ухают" низы. В результате фанам остается только делиться впечатлениями:). Все-таки хорошо, что эта группа вернулась - много веселья и положительных эмоций. Voodoo people, magic people...

А вообще, готовясь к некоторому подведению итогов этого года, могу сказать, что 2005-й оказался очень интересным, насыщенным творчеством и богатым на события.

Итак, это очередная "Территория звука", поехали! Сегодня продолжим тему раскрытия творческого потенциала благодаря интернету. А то как-то мало конкретики...


Продвижение своего творчества, или конкурсы - конкурсам рознь

В рамках ремиксов и на примере ACIDPlanet мы уже обозначили имеющуюся и реально работающую конкурсную структуру для "электронных творцов". А теперь стоит поговорить о возможностях раскрутки для начинающих групп и исполнителей через всемирную паутину. Нет, здесь речь не пойдет о популярности в виртуальном мире - просто интернет является большим информационным пространством, которое стирает границы и значительно облегчает продвижение. Сейчас существует достаточно много мощных онлайн-конкурсов, результатами которых являются хорошие денежные призы, предложения сотрудничества со стороны студий, исполнителей, продюсеров и так далее.

 

Ситуации с интернет-продвижением в СНГ и на Западе очень сильно разнятся. Это связано с историей становления шоу-бизнеса в обоих случаях. В принципе, наше музыкальное интернет-движение родилось больше как альтернативный ответ закостенелой "тусовке "профессионалов", годами выступавших под фанеру и понизивших техническую и эстетические планки ниже уровня плинтуса, а теперь руководящих множеством процессов. Можно сказать и о доминировании "вкусовщины". Но занятие искусством - это создание нового, а не бессмысленное копирование старого... Поэтому с открывшимися возможностями интернета основной активный творческий потенциал масс, не найдя выхода в сложившейся ситуации, ринулся туда. Правда, во многом бесцельно...

Realmusic.ru - одно из старейших и мощнейших музыкальных образований в Рунете. Совершенно бесплатно там можно создать свою страничку, загрузить медиа и сопутствующую информацию. Структурирование, в основном, происходит по музыкальным стилям. Рейтинг того или иного исполнителя - это количество скачиваний и выставленный суммарный балл. Со временем этот портал превратился в определенное сообщество, в рамках которого стали, правда, достаточно редко, проводится небольшие локальные конкурсы - весной этого года прошел "конкурс куртуазного декаданса", а летом прошлого "Всесоюзный розыск", организованный Тон студией "Союз" на лучшую аранжировку для песни, в котором жюри состояло из одного человека - представителя "Союз". Что касается общего количества участников этого сообщества, то можно указать цифру - на данный момент на портале находится около 320 Гб музыкальной информации, что соответствует примерно 5400 часам непрерывного прослушивания (225 дней). Представляете, какой это поток?

В этом году во второй раз стартовал достаточно мощный интернет-конкурс по поиску новых имен - MuseON (museon.ru), который изначально раскручивался как "первый независимый конкурс музыкальных исполнителей в сети интернет" и развивался под крылом московского продюсерского центра Fast Forward Music. Данный конкурс, как и его интернет-ресурс, является более профессиональным в плане организации. Например, результаты голосования фильтруются сразу по многим параметрам, а каждому голосующему нужно набрать определенное сочетание цифр, выведенных на специальном рисунке, что исключает автоматические программные методы накрутки (такой же механизм защиты используется в системе регистрации Mail.ru). В жюри, отвечающее за финальный выбор победителей, входят очень известные люди, такие, как Артемий Троицкий, Геннадий Бачинский (генеральный продюсер радио "Максимум"), Александр Кушнир ("Кушнир Продакшн"), Олег Нестеров, Антон Пронин (студия "Монолит"), Евгений Сафронов (главный редактор ИА "Intermedia") и так далее. Организационный комитет MuseON провел очень мощную работу, привлекая множество информационных спонсоров, в результате чего в новый, второй по счету, конкурс "записалось" около 1.200 групп, проектов и исполнителей. Участие - бесплатное, нужно заполнить форму, загрузить медиа-файлы и сопутствующую информацию. Учитывая такой мощный массовый интерес, можно сказать, что в последнее время родилось еще одно крупнейшее российское интернет-образование музыкантов. Вот как сказал о нем Троицкий: "Я так думаю, что конкурс только набирает обороты, формула его вполне симпатичная. Мне нравится, что он высокотехнологичен. Это не какой-то замшелый конкурс художественной самодеятельности в виде живого фестиваля, к которым все уже привыкли и от которых все уже устали, а что-то такое "виртуальненькое".

В принципе, из высказываний Троицкого на виртуальной пресс-конференции, из которой взят этот отрывок текста, предельно ясно, что конкурс молодой и только набирает обороты, а комментарии первого конкурса, который уже завершен, свелись к тому, что "...во всяком случае, некоторых исполнителей я послушал, и некоторые мне даже понравились". Каков приз, спросите? В этом и разница российских конкурсов от зарубежных - цель непонятна:). В принципе, ничего конкретного, кроме предполагаемого сотрудничества с Fast Forward Music. Хотя, возможно, у MuseON в будущем появятся богатые спонсоры и перспективные пакеты услуг по продвижению, которых сейчас так не хватает. Но в первом конкурсе MuseON было около 2.000 участников, а в этом уже около 1.200. Организаторы объясняют это уменьшение внедрением более сложных форм регистрации, хотя я бы это связал, скорее, с потерей интереса. 30 ноября представители оргкомитета MuseON посетили город Олбани (США), и целью их визита было "решение вопросов сотрудничества с американскими музыкальными компаниями и рекорд-лейблами" - новая "фишка" для желающих поучаствовать.

И в обоих случаях-примерах мы говорим практически о "голом энтузиазме" со стороны музыкантов! Вот что интересно. Ни тебе призов, ни реального выхода, ни информационного пространства... Цель не понятна, но вперед! Копать от этого столба и до обеда! Менталитет, блин.

Если говорить о западных организациях, занимающихся подобным делом, то у них совершенно другой подход, поскольку важны деньги. В принципе, даже сами конкурсы обычно являются коммерчески успешным и окупаемым мероприятием. Без серьезных спонсоров ничего не происходит. Поскольку организаторы смотрят на все через "финансовую призму", то одним из главнейших пунктов является реализация коммерческой заинтересованности со стороны участников, то есть реальной мотивации. Голыми словами "мы поможем пробиться молодым талантам" никого не проймешь. Во-вторых, реальная финансовая мотивация позволяет брать небольшие деньги и с самих участников, что составляет определенную статью дохода.

Для примера приведем Song Of The Year (www.songoftheyear.com)...


Song Of The Year

На примере этого конкурса я постараюсь вам показать профессиональное видение вопроса и взаимовыгодный коммерческий подход. Да, всем нужны молодые таланты, новые песни и стихи. Но к делу нужно относиться как к бизнесу. Song Of The Year - это американский конкурс, имеющий статус интернационального. У его основания стоит достаточно некоммерческая организация VH1Save The Music Foundation (сокращенно VH1 STM), занимающаяся повышением качества музыкального образования в бесплатных средних школах на территории США. Сама VH1 STM поддерживается со стороны Министерства образования США, ассоциации NAMM (известной нашим читателям по крупнейшей мировой выставке) и многих других весомых учреждений. Но не стоит вас отпугивать, повторю, что конкурс интернациональный (это специально выделено жирным шрифтом на сайте), и среди его победителей можно встретить граждан разных стран мира со всех его уголков.

Song Of The Year проводится уже второй год по счету. Всего имеется десять достаточно широких по смыслу категорий-номинаций: Rock, Folk, Adult Contemporary, Country, Pop, Lyrics (только стихи), Only Dance/Electronic, Christian/Gospel, Hip-Hop/R&B, Instrumental/Jazz/World Folk. Размещение композиций в них - платное. Тут мы говорим о небольшой сумме, например, одна песня стоит $29.95. Если вы размещаете две песни и более, то предусмотрена специальная система скидок. Также скидки распространяются, если вы хотите участвовать с одной композицией сразу в нескольких категориях. Помимо этого, предусмотрен дополнительный сервис - критика (!) вашего произведения. Стоит сие удовольствие $8.95 дополнительно. За эти деньги вам приходит лист с подробными оценками профессионалов (звукорежиссеров, продюсеров, представителей лэйблов и т.д.). Так вот, по десятибалльной шкале вашей работе дают оценки по следующим ее параметрам - эмоциональность стихов, эмоциональность музыки, эмоциональность названия произведения, общие эмоции слушателя от композиции, техничность вокала и его соответствие стилю, оригинальность, уровень музыкантов, оригинальность мелодии, ее согласованность, структура композиции и аранжировки, качество звучания, сведения, динамики и финальной обработки и, наконец, общая оценка "коммерческости" представленного продукта. Интересно? На этом не все. Выставленные критические оценки не имеют никакого отношения к самому конкурсу и предназначены лично для вас. В принципе, хорошая находка, поскольку исключает постоянные пользовательские вопросы "А почему, собственно...?", во-вторых, эти баллы как бы и ни при чем.

Сам конкурс судит высокопрофессиональное жюри (не участвующее в критике), в составе которого есть многочисленные победители Grammy и MTV Awards, номинанты Emmy, в общем, люди, за которыми стоят многомиллионные распроданные тиражи. Вас наверняка заинтересуют конкретные личности, поэтому приведу лишь нескольких из декабрьского жюри - певица Norah Jones (восемь Grammy, 18 миллионов проданных записей), продюсер, аранжировщик и музыкант Андре Фишер (три Grammy, 40 "платиновых" и 25 "золотых" дисков различных исполнителей, в разные времена был вице-президентом MCA/Universal Urban Music, Jazz A&R for Quincy Jones, Qwest/Warner Bros., Publishing Development 20th Century Fox Records & Films), звукорежиссер Tim Palmer (U2, последний альбом Ozzy), директор подразделения по организации концертных туров компании Capital Records Paul Dellafiora (работал с The Beastie Boys, Radiohead, Coldplay и так далее). Всего в состав жюри в рамках декабря-2005 входит 27 человек из разных сфер шоу-бизнеса, несомненно, профессионалов и высокоуважаемых. Месяц от месяца состав жюри меняется.

Также стоит сказать и о спонсорах конкурса - Sony Media Software (софт, который мы знаем), D'addario (гитаристы любят эту фирму), Guitar.com, журнал Music Connection, Neato (выпуск дисков, полиграфии и т.п.), Music Utility (прибамбасы для музыкальных инструментов). Отдельно нужно отметить присутствие Online Gigs - интернет-системы музыкального менеджмента, или, простыми словами, это электронный каталог с множеством полезной и актуальной контактной информации. Помнится, наши музыканты с большим трепетом покупали специализированные бумажные каталоги типа Euro Pop/Rock, где находились адреса, телефоны, адреса сайтов и e-mail контактных лиц фестивалей, лейблов, концертных учреждений и т.п. Online Gigs - это то же самое, но доступно через интернет. Стоит сие удовольствие около $20 в месяц.

Теперь о самом конкурсе. Вы посылаете композицию и в течение месяца участвуете в соревнованиях, в результате которых выявляется в каждой категории один победитель и четыре финалиста. Всего получается отмеченными 50 работ (10 номинаций). Их авторам дается бесплатное право пользования каталогом Online Gigs сроком на один месяц, а также все эти работы рассылаются по продюсерам, лейблам и тому подобное. Скорее всего, речь идет о точечной рассылке, а именно, победители раздела Jazz представляются джазовым специалистам и так далее. Итого, за год этот конкурс "продвигает" около 600 работ только в рамках итогов каждого месяца.

По итогам года выявляются три главных победителя и еще 10 лучших, которые получают денежные и вещевые призы. Например, 1-е место - это $5.000 кэшем, $970 продуктами и услугами (программа ACID Pro, другое обеспечение). Всей этой "чертовой дюжине" обеспечивается возможность рассмотрения издания их альбома со стороны BMG.

Общий суммарный призовой фонд Song Of The Year составляет $100.000.


Счастливые истории...

Победитель в 2004 году в категории "Electronic" и финалист подраздела "Pop" Jenna Drey сейчас работает с продюсером Nile Rodgers (Madonna, David Bowie, Duran Duran) и в марте 2005 года уже попала на 23-ю строчку "Billboard" в дэнс-чарте. Победитель раздела "рок" за январь-2005 группа "Band Stand" заключила контракт с E.V.L.A/Atlantic Recording Group, немецкая группа ATUT очень понравилась одному из членов жюри Thomas Savoy, была приглашена в США и заключила контракт с The Frontline Entertainment Group. В общем, счастливых историй много, причем организаторы постоянно следят за успехами своих конкурсантов и не обязательно победителей. Например, некая Laura Gosa заплатила только $39 (размещение песни и критика), нигде не выиграла, но человек, дававший критическую оценку, заинтересовался ею и выпустил ее мини-диск. Практически то же самое было и с бразильянкой Larissa Liles - примеры я выбирал "методом тыка" из большого списка. В общем, все работает, а счастливые истории нужны конкурсу для того, чтобы привлекать все больше участников - чем не коммерческое мероприятие? Оно взаимовыгодно и увязано на финансах.

Кстати, если захотите поучаствовать в Song Of The Year, то лучше это сделать до конца декабря, поскольку вы автоматически попадаете и в выбор лучших по итогам месяца, и, при удачном стечении обстоятельств, в выбор лучших за 2005 год.

И не забывайте об авторских правах, эту тему мы обсудим в следующих выпусках.

Так, стоп, отвлекусь на дочь... "Лыжы" пишется с "и" на конце, "жи" и "ши" пиши с буквой "и". Нет... это правило без исключений. Все, пошел проверять уроки... Респект!

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!