Электронная беседка

В гостях - Алексей Зайцев

Мы продолжаем знакомить вас с лучшими представителями современной белорусской музыкальной культуры, и сегодня вам необычайно повезло, поскольку мой собеседник - Алексей Зайцев, один из лучших звукорежиссеров страны. Что интересно, в англоязычной терминологии нет дословного перевода этой профессии, там есть sound producer, programmer, mix engineer и так далее. В русском языке все это объединено в более удачное и емкое название с применением слова "режиссура". И если в кино вы можете отличить работы Бессона, Тарантино, Лукаса и т.д., то в звуке все примерно так же - у каждого звукорежиссера свой "почерк" и свое видение, которое выкристаллизовывается годами. Итак, не будем долго тянуть со вступлением и перейдем непосредственно к самому интервью


Алексей Зайцев родился в 1967 году в Минске, музыкой занимается с восьмого класса, когда попал в ансамбль дома пионеров. С 1988 года играл на ударных в группе “Зартипо”, много гастролировал по Советскому Союзу и за рубежом. В 1996 году был принят на работу в новую студию “Меццо-форте” в качестве сессионного барабанщика и звукорежиссера. С отличием окончил Белорусскую Академию Искусств по специальности “Звукорежиссура”. Работал со многими известными группами (“J-Mopc”, “Леприконсы”, “Ляпис Трубецкой”, “Запрещенные барабанщики”, “Сестра”, “Жуки”, “Харли”, “Нео”, ЛОМ и др.) и поп-исполнителями (Корриана, А. Солодуха, А. Хлестов, Гюнешь, В. Каретникова, О. Барабанщикова, Д. Дудинский, Нилс, Примавера, И. Афанасьева...). В прошлом году основал студию “Бегемот”. Сотрудничает с продюсерами (Л. Ширин, М. Алейников, В.Кубышкин, В.Гулевич, А. Колтунов). Много работает с кино- и телепроектами.


- Леша, расскажи нашим читателям, как ты вообще докатился до жизни такой? :) Есть же нормальные гражданские специальности, а ты стал профессиональным звукорежиссером...

- Это все из-за лени, которая, как известно, вечный двигатель прогресса. Я был барабанщиком в одной известной в свое время команде. Группа была профессиональной, то есть на репетиции мы ходили как на работу - с десяти утра до пяти вечера по будням. Ну о-о-очень длинный рабочий день для музыканта. Попробуйте когда-нибудь позаниматься на инструменте хотя бы четыре часа в день пять дней в неделю, и вы меня поймете. Играть-то я научился, но одновременно с этим у меня возникла стойкая нелюбовь к занятиям и упражнениям. В начале 90-х у нас была своя live-студия на основе пульта TESLA из комплекта "Метроном-2" (если кто-нибудь из читателей еще помнит, что это такое). Тогда, когда все нормальные музыканты занимались на инструменте, играли гаммы и упражнения, я с паяльником в руках пытался заставить хоть сколько-нибудь прилично звучать вышеназванное микшерное устройство. Должен признать, что пульт в конечном итоге так и не зазвучал, а играть на инструменте я разучился. Вот и пришлось перебираться из тон-ателье в аппаратную.

 

Кстати, то, что звукорежиссерами становятся чаще всего барабанщики и бас-гитаристы - это забавный факт, неоднократно обсуждавшийся в специализированных конференциях. Из-за той же самой лени не буду рыться в ссылках, кто захочет проверить, пускай пошарит в архивах rusaudiopro. Мне кажется, что корни этого явления лежат в том, что именно барабанщики и басисты по существующей традиции (или технологии) первыми заканчивают трекинг. Гитары, клавиши, голос и остальная красота пишется после того, как на ленту (хард-диск) положена ритм-секция, и таким образом у басистов и барабанщиков остается куча свободного времени для того, чтобы со спокойной душой вникать в процесс и портить кровь режиссеру записи :). Так что мой случай - это всего лишь подтверждение правила. Мне сильно повезло, что первым специалистом, кому портил кровь лично я, был Витя Глазков - звукорежиссер московской студии "Мелодия", у которого в портфолио уже тогда (1988 год, кажется) были Гребенщиков, Малинин (Александр, естественно), Кинчев, Градский, Лоза и другие, не менее громкие имена. Так что я в полной мере заглянул в неведомое - увидел, что может сделать специалист за пультом AMEK из заурядной панк-группы. Потом мне довелось поработать с ним еще раз - во время записи пластинки в Москве на той же студии фирмы "Мелодия". К тому времени мы уже играли музыку значительно более интеллектуальную, чем банальный рокешник, так что возможностей проявить себя у звукорежиссера стало намного больше. Результатами месяца пребывания в студии стали записанная пластинка и еще более разогретый интерес к профессии звукорежиссера.

- Итого, сколько на твоем счету уже проектов?

- Я не считал их, да и нет в этом необходимости. Летом был какой-то большой ТВ концерт - то ли "Песня года", то ли "Граммофон". Я в это время был на даче, где возможности ТВ-серфинга ограничены тремя-четырьмя программами, так что волей-неволей пришлось смотреть концерт. Девять песен из трех десятков, прозвучавших на нем, так или иначе прошли через меня. То есть, почти каждая третья.

- Какие из проектов тебе запомнились больше всего?

- J-Mopc, Шедько, немножко Харли... Хлестову пару песен записал достаточно удачно - Адамса того же. У Коррианны несколько песен получились. "Странник М" такой весь наивный и загадочный - тоже, скорее, удача, чем нет. "Чехова" люблю выборочно. "Нео" пару песен. В поп-музыке есть хорошие попадания - Вера Каретникова, Гюнешь Абасова, Наташа Тамело, Барабанщикова, Денис Дудинский ("Да Винчи"). Недавно для "Звездного дилижанса" четыре песни с Леней Шириным сделали. Две из них - хороши. Давным-давно писал "Запрещенных барабанщиков" и "Жуков". Любимый барабанщик - Шевандо, любимые басисты - Башков и Калиновский, гитарист - Сергей Антишин. Практически все, в чем принимали участие эти Музыканты, в той или иной степени удалось.

Несколько интересных кино- и видеопроектов было - двенадцатисерийный "Человек войны" (НТВ), "Тарарам" (НТВ), в этом году с Шедько записали саундтрек к "Стае" (RenTV кажется...).

- Чем сейчас оснащена твоя студия в плане "железа" (компьютер, интерфейс, мониторы)?

- Компьютер - обычный "пень", достаточно шустрый. Интерфейс - Digi002 рэковый. Мониторы - мои бессменные Dynaudio Acoustic BM-15, барабаны "Тама" с хорошим "железом", гитарный комбик - 100-ваттный Mesa-Boogie... Одним словом, нормальный джентльменский набор для несложной работы.

- Какое ПО ты любишь использовать?

- Особых предпочтений у меня нет. Приобретение "диджика" предполагает использование Pro Tools LE, для которой он, собственно, и создан. Остальной софт - тот же, что и у всех.

- Откуда взялась любовь к Pro Tools? И навскидку скажи пять ее главных преимуществ, на твой взгляд, по сравнению с тем же Steinberg Nuendo.

- Здесь надо сначала определиться в терминологии :-). Есть Pro Tools TDM, работающий на специализированных процессорах, и есть Pro Tools LE, использующий ресурсы компьютера. В первом случае Pro Tools - ресурсонезависимая система, во втором же - это обычный секвенсор со стандартным сервисом. И преимущество у нее только одно - звук приличный. Steinberg Nuendo - прекрасная программа с характерным "мутным" звуком и поистине безграничными возможностями. Практически невозможно найти то, что она не умеет. И интерфейс у нее совершенно "европейский" - понятный любому пользователю PC с базовыми знаниями. Практически любую операцию можно выполнить, как минимум, тремя разными способами - или из меню, или из контекстного меню (правый "клик" на объекте), или "горячей" клавишей. "Горячие" клавиши назначаются по желанию пользователя, так что нет никаких проблем с управлением программой. Pro Tools же - программа, ориентированная на пользователей "Макинтошей" с характерной "маковской" идеологией и эстетикой. Все управление - на "горячих" клавишах, перечень их занимает восемь страниц машинописного текста через один интервал. Если не надеешься на свою память, можешь купить специализированную клавиатуру с наклейками - это двести евро. Из меню программы доступ только к настройкам и к базовым функциям.

На "протулсовских" семинарах даже конкурсы проводятся на знание программы - как сделать то-то и то-то. Если не знаешь "хоткеев", не сделаешь никогда. В 2003 году в журнале "Звукорежиссер" (№8) было опубликовано интервью с известным московским звукорежиссером Игорем Бабенко (www.625-net.ru/archive/z0803/babenko.htm). Среди прочего он говорил о том, что обладатели ресурсонезависимой системы на основе Pro Tools TDM часто отказывались от использования самой программы, предпочитая ей Logic Audio, который тоже может работать на диджиковском "железе".

МР3-файлы понимает любая из известных мне программ. Кроме Pro Tools. Вернее, Pro Tools их понимает после того, как купишь опцию за 17 евро. Если хочешь получить экспорт в МР3 - еще семнадцать. Хочешь экспорт в OMF (в Nuendo эта функция встроена по умолчанию), будь любезен, выложи 420 евро за Digitranslator. И так во всем. Таким образом, отличий набирается достаточно, но все они - не в пользу Pro Tools. В пользу него - приличный звук микса, весомый брэнд и отраслевой стандарт. Если Pro Tools не в версии LE, а в версии TDM, к "плюсам" добавляется еще 48-разрядный микс, ресурсонезависимость и множество прекрасных TDM-плагинов стоимостью не ниже полутысячи евро за каждый.

Так что "любовь" к Pro Tools - понятие очень условное. В Москве на студии "Рефлекс" у Тюрина работает Андрей Слончинский. Он - "кубэйсник" до мозга костей, работал в Cubase с самой первой версии - с той, которая только MIDI. Так вот. Недавно он перешел на Logic. Говорит: "Это просто волшебство! VST-инструменты зазвучали! Студия упакована клавишами и саунд-модулями выше головы по самый потолок, а в аранжировках - одни VSTi! Тюрин ругается, зачем, говорит, мы все это "железо" покупали, если ты им не пользуешься. Я тогда для порядка беру какой-нибудь трек с железного синтюка, а остальное все равно VST-шное ставлю".

Так что, кроме Pro Tools, есть и другие "звучащие" секвенсоры, например, тот же Samplitude. Опять же, Mackie разработали свой секвенсор Mackie Tracktion - в нем точность вычислений даже больше, чем в Pro Tools TDM - 64 бита. Я покрутил его немного - хорошая программа, зрелая, только вот ресурсов лопает...

- Не секрет, что современное производство требует просто огромных ресурсов от компьютера, иногда невозможных. Как ты борешься с этой проблемой?

- А я не занимаюсь современным производством :-). Я записываю музыку. 8 из 10 фонограмм не требуют ничего невозможного от Пентиума-4 с частотой 3,5ГГц.

Оставшиеся 2 фонограммы тоже "бегают", но иногда не с первого раза :-).

- Кстати, хотел у тебя спросить... Ты вообще раньше чувствовал наличие проблемы с задержками при программной обработке плагинами, это я говорю о новой моде на плагины с линейной фазой (нулевой задержкой)? Например, когда я брал интервью у Криса Крейга, разработчика GoldWave, т.е. старожила рынка, он вообще сказал, что для пользователей эта проблема абсолютно несущественна.

- Плагины с линейной фазой - это такой же маркетинговый ход, как и 24-разрядные АЦП в звуковом интерфейсе стоимостью 50 долларов. Или "провитамин "В5" в шампуне за тысячу рублей за килограмм. В рекламных целях берется чисто инженерная фишка, значение ее раздувается неимоверно, рекламопослушные потребители выстраиваются в очередь приобщиться к цивилизации и заплатить денег за новую версию старой программы, чтобы теперь их фонограмма уж точно получила "Грэмми" или хотя бы попала на "Русское Радио".

Частотно-зависимый фазовый сдвиг - это непременный атрибут работы любого фильтра. Он зависит от типа фильтра, его порядка и частоты сигнала. Дорогущие приборы (тот же Manley VoxBox) в фильтрах и эквалайзерах содержат не только RC-цепи, но и LC-контуры - цепи на основе конденсаторов и катушек индуктивности. Фазовая неравномерность там отнюдь не маленькая, а звук этого прибора оценивается в пять тысяч долларов. С другой стороны, в конце восьмидесятых на Muzikmesse анонсировали "полностью цифровой многополосный эквалайзер с нулевым фазовым сдвигом", который почти всеми специалистами был оценен как "звучащий кошмар". В маркетинговых целях часто происходит подмена понятий - когда музыкальность того или иного прибора (явление исключительно субъективное) пытаются представить в виде цифр и формул. Ну не связаны они! Вернее, эта связь далеко не так прямолинейна, как говорится в рекламе. И "минимальный фазовый сдвиг эквалайзера "Перкинс"" совершенно не означает, что эквалайзер нового детища Грэга Мэки (Mackie), его серии "Onix", будет музыкальнее, чем эквалайзер его предшественника - серии "8 BUS". Хотя на самом деле он действительно неплох.

Я когда-то готовил материал для статьи именно по этой теме - фазовая неравномерность приборов и алгоритмов обработки звука. Проводил измерения, сравнивал... И знаешь, что оказалось? Nuendo'вский эквалайзер, звучание которого иначе, чем недоразумением, не назовешь, имел самый маленький фазовый сдвиг.

- Видел ли ты WaveArts Multidynamics и Final Plug? Если да, то как они тебе, в сравнении с Waves L3?

- Я не люблю максимайзеры и по мере возможности пытаюсь обходиться без них. Если нужен пик-лимитер, я предпочитаю Sony Oxford Inflator.

- Я помню твою статью о транкейтинге в "Музыкальном Оборудовании", что была несколько лет назад. Как ты сейчас смотришь на этот вопрос?

- Статей было несколько, ты, вероятно, имеешь в виду ту, которая про "дырки" в алгоритмах. Естественно, время идет, и некорректно работающей функции Undo в программах уже не найти. А что касается разрядности вычислений... Думаю, что весь основной софт считает правильно, но тестировать просто некогда.

- Какие у тебя последние публикации, занимаешься ли ты преподаванием, или на все не хватает времени?

- Времени вообще ни на что не хватает :-(. Я запускаю свою студию, и поэтому приходится решать кучу совершенно разных задач, никак не связанных с музыкой и компьютерами. Покупать огнетушители, например, или согласовывать с энергетиками электромеханический счетчик учета электроэнергии. Спасибо минскому представительству A&T Trade, помогают мне очень с оборудованием.

- Какие ошибки у начинающих звукорежиссеров и аранжировщиков (а сейчас эти профессии во многом объединены благодаря компьютеру) ты бы выделил в первую очередь?

- Именно благодаря этому объединению профессий сейчас зарождается совершенно новая эстетика звука. Клиповая. Это как есть большое кино с Бреговичем и Бергманом - глубокая картинка, выверенная драматургия, прорисовка характера, яркий конфликт, и есть трехминутный клип группы "Хрюки-Мауси" - одноплановый, но броский, короткий, но очень динамичный и неожиданный. Естественно, что второй путь проще - он не требует каких-то особо специальных знаний, в большей степени основан на интуиции и вкусе режиссера.

Если говорить о музыке, то аналогией будет, с одной стороны, традиционная звукозапись (со звуковыми планами, полифонией, разработанной акустической средой), а с другой - современная музыка, основанная на электронике, например, весь R&B, большая часть dance, рэп - все то, что предназначено для клубного прослушивания и обозначается как "многоточечное моно".

Аранжировка этих двух направлений тоже имеет свои характерные особенности. Традиционное звучание, присущее поп- и классической рок-музыке, требует множество "слоев" аккомпанемента, контрапунктов, предусматривает наличие звуковой перспективы - расположения инструментов не только в разных местах по панораме, но и на разном расстоянии от слушателя. Главенствующим принципом здесь является реалистичность и выразительность акустической среды и богатство звуковой палитры произведения. Тут в полной мере применимы известные критерии экспертной оценки фонограмм - пространственное впечатление, музыкальный и акустический баланс, прозрачность и т.п.

Клубная музыка же предназначена не для ублажения "гурманов", а для прослушивания на большой громкости и "что б колбасило". Здесь главенствующим является жесткий риф и выразительность тембров инструментов. Отсутствие звуковых планов и применение стереофонических тембров ограничивает свободу расположения инструментов только панорамированием, что приводит к относительной скупости инструментовки (вспомните "Music" Мадонны или "Satisfaction" Бенни Бенасси).

И очень часто приходится слышать стилевое несоответствие между формой музыки и ее содержанием. В основном, это выглядит как перенесение минималистической электронной эстетики в современные направления музыки (рок и поп), что приводит к формированию плоского и бедного звучания с убогой инструментовкой и без выраженных контрапунктов. Малое количество инструментов приводит к невозможности создания звуковых планов, при этом тембральная проработка инструментов отсутствует - получается, что произведение нельзя отнести ни к популярной, ни к клубной музыке, и после прослушивания остается лишь ощущение примитива. И это не ошибки сведения, это именно неправильное стилевое представление музыкального материала. Очень показательна в этом смысле работа над новогодними музыкальными проектами, где белорусские исполнители пишут римейки на западную эстрадную и рок-классику. Необходимость "съема в ноль" в той или иной песне приводит к открытию нового, неизвестного ранее мира в хорошо известной песне. Оказывается, каждый такт ее наполнен событиями, практически неощутимыми при обычном прослушивании и служащими именно для формирования акустической среды и полифоничности фонограммы. Двенадцать треков никогда не играющих одновременно гитар и восемь совершенно разных звучаний клавишных у Брайана Адамса, или три играющих одновременно "фидбэковых" гитары у U2 - с аранжировкой такого уровня палитра произведения просто расцветает, важно только правильно расположить эти звуки в пространстве, и песня сразу приобретает необычный лоск и законченность. Очень хорошая школа и для музыкантов, и для аранжировщиков, и, конечно, для звукорежиссеров.

- Спасибо, что нашел время на интервью. Пожелания читателям "КВ", собственно...

- Побольше тишины, шума ветра и пения птиц.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2006 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Халецкий
Замечательное интервью! Спасибо!
Аватар пользователя Pavell
Статья содержательная, но сравнение хостов портит все впечатление, попахивает заказом... Известно что все хосты цифру месят одинаково - сумма, она всегда сумма и тут ничего не сделаешь... Известно обратное мнение, что PT звучит замылено по сравнению с той же Нуендо... Но это, как говорится, разговоры лабухов. Субъективное восприятие зависит от параметров панорамы, дитеринга и некоторых других настроек. При правильных и идентичных настройках все современные хосты дадут идентичный микс.