Зов космоса

Название: "Х3: Воссоединение"

Жанр: космический симулятор

Разработчик: Egosoft

Издатель: "Новый диск"

Системные требования: Pentium 4 1.7 ГГц, 512 Мб оперативной памяти, видеоадаптер со 128 Мб памяти, 4 Гб свободного места на жестком диске, Windows 2000/XP

 

Оценка: 8


"Попрощайтесь со сном и общественной жизнью!" - предусмотрительно информируют авторы увесистого мануала и оказываются, в общем-то, почти правыми. Игроки, преодолевшие сложности и нюансы управления в этой воистину огромной Вселенной, надолго будут потеряны для общества. Третий по счету мир Х верен идеям и сложившимся традициям космосерии, но в то же время обладает рядом новшеств, о которых - ниже.


"Объединение должно быть, ибо этого требуют выгоды существ"

По большому счету, тройки в названии предмета сегодняшнего обзора не должно было быть. Разработчики из Egosoft задумывали лишь адд-он к X2: The Threat под рабочим названием Х2: The Return. Но высший космический разум распорядился по-своему, и "Возвращения" не случилось. Съевшие не одну собаку маркетологи издателя распорядились доработать симулятор, создать полноценный сторилайн и как-нибудь "обозвать" результат трудов, не забыв о порядковом числе в заголовке. "Эгоисты" дружно взяли под козырек и титаническими усилиями выполнили задание партии.

Было бы верхом глупости создавать новый игровой мир, поэтому авторы третьей серии продолжили историю корпорации Терракорп, созданную отважным капитаном Кайлом Бреннаном. Согласно летописи Х3, в 2934 году в ходе поисковой операции Кайл узнает о своем без вести пропавшем сыне, Джулиане Гардна. Потерявшие друг друга родственники встречаются во время отражения хаакской атаки, но хэппи-энд не наступает - отец впадает в кому, а лучшего товарища сына убивают враги. Джулиану бы самое время задуматься о наличии веревки с мылом, но юноша не опускает руки и решает найти остальных своих приятелей и дать жару проклятым хаакам.

С этого момента будущий герой переходит в стальные руки игрока, но, забегая вперед, стоит отметить, что сюжет в "Воссоединении" довольно-таки слаб, почти что не "держит" и ни в коей мере не может претендовать на главную причину продолжения игры. Даже если посмотреть на него непредвзято, то возмущает скоротечность. Впрочем, длина прохождения зависит от вас - если строго следовать по сюжету, ни на что не отвлекаясь (а это, поверьте, очень сложно), выбрав в качестве дебюта "Быстрый старт", то к финальному ролику можно прийти с космической скоростью. Задать стартовые условия можно в самом начале, при выборе режима. Именно режима (коих три), так как понятия "сложность" не существует. И если для новичка приемлемым будет старт с хорошим кораблем и большим количеством денег-кредитов, то для повидавшего виды хардкорщика самым лучшим выбором станет дряхлая посудинка с несколькими кредитами в кармане.


"Ни один атом Вселенной не избегнет ощущений высшей разумной жизни"

Первые впечатления от представшего перед глазами бурлящего жизнью космоса во многом зависят от того, играли ли вы в предыдущие части космосаги. Ветераны не станут терять времени и тут же возьмут курс на какую-нибудь станцию. Корабль новичка рискует надолго задрейфовать в бреющем полете, пока его хозяин, ахая и вздыхая, насмотрится на завораживающие красоты, освоится с управлением и определит ближайшие планы. "Кем быть? Что делать? С чего начать?" - вот основной круг вопросов, стоящий перед начинающим. Но прежде чем решать подобные дилеммы, неплохо бы разобраться с навигацией по миру, иначе дело рискует не сдвинуться с мертвой точки. Если в Х2 наличие джойстика было приоритетным и фактически обязательным, то нынче можно обойтись стандартными для всех PC средствами - клавиатурой и мышкой. "Горячие" клавиши помогают не стать легкой добычей врагов - своевременно выбрав нужный тип вооружения или предусмотрительно сделав ноги, можно избавить себя от нудного save/load. "Хвостатая" же будет весьма кстати при навигации в интуитивно понятном интерфейсе в мирное время. На первых порах панацеей для новоприбывших станет автопилот, который избавит от ювелирной стыковки с космическими станциями и сбережет вестибулярный аппарат от перегрузок при попытках поймать в перекрестие прицела особо надоедливого пирата. Продвинуться по сюжетной линии или получить ощутимые прибыли в рамках одной звездной системы не удастся, поэтому придется пользоваться вратами, которые являются "переходниками" между различными секторами. Наибольшее удовольствие можно получить, лишь исследуя глобальную карту, знакомясь с другими расами и выполняя различные задания.


"Вы не богач, если у вас нет того, что можно купить за деньги"

Разработчики не стали брать железной хваткой игрока и предоставили ему свободу выбора: поначалу можно попробовать себя в роли межгалактического челнока, цель которого в изучении спроса и предложения, а также равномерное заполнение экономического сектора Вселенной. Узнав из ленты новостей о произошедшей на какой-нибудь планете катастрофе, повлекшей дефицит на товар х, можно неплохо нагреть руки, под завязку затарившись товаром х поблизости. Правда, не стоит забывать, что оппоненты не дремлют, поэтому нередки случаи "обломов". В X3 ввели полезную торговую операцию - бартер, которая выручит не один раз. Пристыковавшись к торговой станции, можно просмотреть список коммерсантов, меняющих один товар на другой, минуя денежные операции. Не стоит пренебрегать и своим кораблем, который должен быть достаточно вместительным, чтобы ощутить весомую прибыль от провернутой сделки. При малом бюджете, когда средств на покупку транспортника нет, стоит обратить внимание на внушительный список апгрейдов, позволяющих повысить скорость передвижения, автоматизировать поиск наиболее выгодных мест покупки/продажи, а со временем и вовсе поручить коммерческие сделки AI, а самому заняться выбором другой стези.


"Анархия есть несовершенство и зло"

Мир "Воссоединения" немыслим без боевых действий. Оглянитесь вокруг - вполне возможно, что прямо под носом военные корабли аргонцев ведут ожесточенную схватку с хааками, а за спиной полицейские истребители учат жизни анархиста-пирата. Несмотря на то, что космос живет своей жизнью, игрок не остается незамеченным со стороны любителей легкой добычи. Выбрав прибыльный, но рискованный торговый путь, не стоит делать круглые глаза, когда обнаружишь стайку хищных акул, медленно окружающих неповоротливый транспортник. Впрочем, никто не заставляет быть добрым и пушистым торгашом - можно отправиться сколачивать состояние, ведя непрерывные схватки и наводя ужас на даже на издревле спокойные сектора. Хорошенько вооружившись, можно сколотить огромное состояние за куда более малые сроки, нежели послушно выполняя квесты или мирно приторговывая. Тяжкое бремя выбора поджидает и здесь: на выбор представлено большое количество боевых кораблей, начиная от юрких, но непрочных истребителей и заканчивая крупногабаритными крейсерами. Для удобства и те и другие делятся на классы, отличающиеся мощью вооружения и типом брони. На какой бы корабль не пал выбор, главное - помнить о том, что не надо бросаться развивать все характеристики разом - толку от этого будет мало. Куда более эффективным будет целенаправленная прокачка судна - у Boron Barracuda на обшивке написано о его мощном атакующем потенциале, чего не скажешь об авианосце, который будет обречен без поддержки более мелких кораблей. Не последнюю роль играет и выбор типа оружия, ведь лазерные пушки, ракеты и торпеды имеют массу модификаций.

"Прирожденным убийцам" всегда найдется занятие - в любой, даже самой спокойной системе есть пара-тройка пиратов, а местные доски объявлений так и ломятся от количества потенциальных "заказов". Кому и этого будет мало, рекомендую заглянуть на чаек к хаакам, которые не идут ни на какие компромиссы. Наличие свободного от пушек и лазеров места на корабле приветствуется - после жаркого боя остается немало дорогих вещичек, которые можно выгодно сбыть по прибытии на торговую станцию.


"Нет начала и конца Вселенной"

Сколь бы ни был интересен процесс борождения космоса, рано или поздно он начинает приедаться, возникают резонные мысли о будущем. Скопив немалую сумму кредитов и получив достаточное количество лычек на мундир, самое время подумать о создании собственной корпорации с обязательными для нее заводами, фабриками и пунктами сбыта товара. Любое подобное начинание состоит из наема крупногабаритного транспорта, способного доставить в выбранное место строительные материалы. Помимо постройки фабрики, необходимо будет озаботиться наличием перевозчиков сырья для предприятия и построением производственной цепочки. В прошлых играх Egosoft после создания сети фабрик и заводов управление подведомственными единицами было затруднено и требовало много внимания. Теперь все гораздо проще - одновременно со строительством покупается конструктор предприятий, соединяющий их тоннелями. Теперь неважно, где находится игрок - с помощью панели управления можно оперативно раздавать указания своим производствам. Единственной проблемой остаются вездесущие пираты и иные недоброжелатели, которые могут попытаться повредить фабричные коммуникации. Но если дело дошло до покупки собственной фабрики, вы легко сможете проучить негодяя, а равномерное размещение заводов в разных системах будет залогом гарантии "заначки на черный день".


"Он скопил огромное состояние, он создал империю и построил флот, чтобы приблизить этот момент"

Величественные оркестровые мотивы ласкают слух, из кабины открывается дивный вид на огромную планету, поэтому самое время дать команду автопилоту взять курс на южные врата и рассказать о графике. Говорить о таких сухих терминах, как "шейдеры", "FPS", "антиалайзинг", "бамп-мэппинг" просто не хочется, из уст вырываются лишь сплошные эпитеты и восклицания. А что делать, ведь такой сложной архитектуры моделей космических станций и кораблей больше нигде нет, желание наделать кучу скриншотов и замостить ими рабочий стол просто непреодолимо, а сконцентрировать внимание на очередной цели бывает довольно проблематично - какая тут может быть мирская суета в этой величественной Вселенной? Но все-таки придется спуститься с небес на землю и разочаровать многих из вас. Проблем, связанных с такими багами, как вылет в систему, графические артефакты или досадные зависания в попавшей ко мне английской версии Х3 от "Нового диска", не было. Чего не скажешь о повсеместных "тормозах", долгих загрузках и медленной работе даже на минимальных настройках, являющихся причиной неоптимизированности движка, лени разработчиков озаботиться проблемами пользователей со средними системами. Тотальный апгрейд - вот основной пропуск к комфортной игре. Минимальных системных требований, указанных в шапке статьи, достаточно лишь для ознакомления с местным миром, не более того. Фактором, снизившим конечную оценку космическому симулятору, стало также отсутствие обучающей кампании, а также относительная незамысловатость сюжета вкупе с невзрачными видеовставками на движке "Воссоединения". Но разве для космоса это веские причины? Как любил говаривать почтенный Циолковский, "если космос имеет причину, то и причине этой мы должны приписать такие же свойства всеобщей любви".

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "АДМ-опт"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!