В Минске прошел фестиваль фильмов, снятых мобильными телефонами

На прошлой неделе InterFilmWostok совместно с Samsung представили в Доме Кино мини-фильмы международного берлинского фестиваля короткометражного кино. Это была целая программа с проекциями на тему фестиваля, живой музыкой, видеоинсталляциями в фойе и общением любителей современного искусства.

Еще до начала фестиваля компания Samsung провела акцию раздачи VIP-приглашений на церемонию открытия покупателям камерофонов. Ну а на самом фестивале Samsung организовала стенд, где по демонстрируемым любительским клипам на ноутбуках можно было оценить авторские мобильные киноработы, созданные разными моделями мобильников с видеокамерой. Если сравнивать только техническое качество показа, то по восприятию снятых сюжетов, несомненно, доминировала камерофонная модель Samsung D820. По зрительской оценке приятности снятой картинки на экране компьютерного монитора 1280x1024 она выглядела самой лучшей. Никакой зернистости, чрезмерных задержек и грубых переходов не было. Наибольший демонстрируемый сюжет занял 10 минут. Это максимальное съемочное время, в течение которого можно сделать видеозапись данной моделью. Камера имеет и возможность ручных настроек под выбор нужного восприятия цвета "режиссером" в конкретных условиях съемки. Стандартный формат записи MPEG4 вроде как позволяет беспрепятственно заниматься арт-проектами, но объективности ради стоит признать, что в наше время, разбалованное самыми продвинутыми электронными системами передачи изображения, техническое качество съемки мобильными телефонами остается явно недостаточным.

Один из самых заметных недостатков съемки камерофоном D820 - недостаточная устойчивость к изменению яркости света автоматической системы управления камерой. При резкой засветке система АРУ канала изображения не успевает достаточно быстро отрегулировать уровень, чтобы это не резало глаз. Правильна была бы следующая оценка качества видеоизображения: на экране компьютера фильмы с мобильника смотрятся очень приемлемо.

Там же, на фестивале, стильная группа поддержки из Samsung как раз экспонировала камерофонные мобильные телефоны модели Samsung D820. Про эти новинки не только рассказывали, но и давали желающим попользоваться в действии. Телефон D820, рассчитанный на GSM и UMTS стандарты, имеет поворотную камеру. Конечно, автоматической системы слежения за выделяемыми объектами наблюдения и даже несложного электронного поворотного механизма камерофон не содержит. Камера просто механически вручную поворачивается на 180 градусов. Выглядит телефон очень деловито и продвинуто, при толщине в полтора сантиметра имеет TFT-дисплей с диагональю 2,12 дюйма, отображающий 262144 цвета. Все сервисные примочки, как то адресная книга, беспроводная передача данных, поддержка карт расширения, медиаплеер, органайзер, будильник и т. д., конечно же, присутствуют. Модель относится к классу слайдеров и на ее экране разрешением 240х320 точек снятые фильмы выглядели вообще суперски. Правда, когда я пытался снимать сходу сам, а затем воспроизвести, никакого суперкачества и близко не получилось. Видимо, никакие инновационные технические сервисы не помогут при отсутствии профессионального операторского умения "общаться" с видеокамерой.

Но это что касается технической стороны дела. А если говорить о культурном явлении съемки кинофильмов мобильными телефонами с претензией на искусство, то, однозначно, эта арт-тенденция состоялась и имеет успех. А прошедшая демонстрация на фестивале в Минске мини-фильмов из Европы, Америки, Индии, Южной Африки и Австралии - тому одно из доказательств. Можно говорить уже о своеобразии и неповторимости короткометражных фильмов, снятых мобильными телефонами. Примечательно, что многие сюжеты фильмов, снятые камерофонами, описывают события, где непременно участвует мобильный телефон или видеосъемка. И отсутствие профессионального технического качества таких картин даже становится неотъемлемой чертой и "изюминкой" привлекательности законченного материала. Однозначно камерой мобильника можно выразить то искусство жизнеописания, которое не доступно к выражению другими средствами. И особенно удачно использование мобильных видеокартин для описания проблем и сущности современной постиндустриальной жизни, основная черта которой, как раз таки, именно мобильность и рациональная конкретика. Бесспорно, можно говорить о сформировавшемся выделенном прогрессивном классе "мобильного мини-фильма". Основные его черты - это короткое время съемки и быстро меняющиеся события сюжета, в терминологии современного кино называемые как "рапид". Что интересно, именно самые суперкороткие фильмы с оригинальными рапид-сюжетами приводили в наибольший восторг минскую публику на фестивале. Более того, зрители показанной программы международного берлинского фестиваля короткометражных фильмов в Минске максимально дружно аплодировали и одобрительно восклицали после мобильных арт-клипов без звука и ярких красок видеооформления. Видимо, потому, что изменилась только форма жизни - все вокруг ускоряется и становится мобильным, а вопросы содержания, как то любовь, добро и зло, смысл существования, остаются прежними. Популярность мобильного мини-фильма как класса у авангарда мирового сообщества подтверждена и тем, что в данном направлении создаются не только сюжеты - зарисовки на основе жизненных ситуаций, но и анимационные компьютерные ролики неодушевленных предметов. Однако они получают такое компьютерное оформление, что в результате кажется, что съемка проводилась именно камерофоном. Посетившие просмотры фестиваля белорусские любители арт-кино подобные эксперименты восприняли на ура. После окончания программы среди молодежи слышались разговоры о планах создания своих оригинальных фильмовых сюжетов с помощью мобильников.

 

Слоганом фестиваля, организованного InterFilmWostok и Samsung, заявлялась фраза: "Размер не имеет значения". После прошедших представлений киноработ хочу несколько не согласиться. Мое мнение, что иногда имеет: чем меньше - тем лучше.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

25 за 2006 год

Рубрика: 

Мобильные системы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!