Ретро. С десятилетием, "Квейк"!

Помните, в известной русской народной сказке герой приезжает на развилку, где путь расходится на три дороги? Там же стоит большой камень, и написано на нем примерно следующее: "Направо поедешь - себя спасать, коня потерять. Налево поедешь - коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь - женату быть". Вот примерно перед таким невеселым выбором сталкивался каждый, кто впервые запускал на компьютере трехмерный шутер Quake от компании id Software. Те же три дорожки, а крайняя справа так и вообще с огнедышащей лавой, через которую надо исхитриться перепрыгнуть. Конечно, русских сказок левел-дизайнер не читал, - так он оригинально решил вопрос выбора сложности уровня.

Первый Quake, он же "Квака", как многие стали любовно называть этот шутер, был выпущен в виде shareware-версии 22 июня 1996 г. Тогда, разумеется, он был просто Quake безо всякой нумерации, никто и не думал о продолжении. Скорее, новая игра должна была стать неким сиквелом Doom II, по крайней мере, на это надеялись многие "истинные думеры". Однако мало кто знает, что герой под именем Quake мог появиться еще в самом начале 90-х прошлого столетия! Да, именно тогда, закончив с тремя частями популярной скроллинговой игрушки Commander Keen, парни в id Software задумались об игре с названием "Quake: The Fight For Justice", где среди оружия и артефактов фигурировали молот, стреляющий молниями, кольцо регенерации и артефакт для путешествия между измерениями. Предполагался уклон в РПГ, где каждый персонаж имел бы свой характер и руководствовался бы своими мотивами. Планам id Software не суждено было сбыться - в немалой степени из-за слабости компьютеров того времени.

К игровой концепции Quake решили вернуться уже после триумфа Wolfenstein 3-D и двух частей Doom. Один из создателей игры, Джон Ромеро, вспоминал, что первоначально и молот (увеличивающий свою силу по мере уничтожения врагов), и атмосфера РПГ/адвенчуры входили в планы перед началом создания Quake, но эта идея так и не воплотилась в жизнь. Причина тому была очень характерна для id Software - нехватка времени, потому концепцию игры сменили всего за семь месяцев до релиза shareware1. Не откажись компания от первоначальной идеи, мы имели бы совсем другую игру и явно не в 1996 г. А изменить все буквально на ходу удалось потому, что "под рукой" уже был великий и ужасный Doom. Под его нехитрый, но ураганный геймплей и атмосферу дьявольщины и подогнали еще неразвитое тельце бравого пехотинца "Квейка". Оставили лишь революционную трехмерность да название, потому как весь мир, затаив дыхание, ждал именно Quake (реклама - она, сами понимаете, двигатель чего).

Зачатый в таких невыносимо сложных, "антирабочих" условиях, Квейк негаданно получился могучим и злобным шутером, который сразу же отправил Doom на пенсию. Он заставил "трактористов"2 вымереть как класс, приведя им на смену новое, более прогрессивное поколение "мышатников". Он привнес в геймерский мир понятие многопользовательской игры через интернет, с тех пор многие игроки не мыслят себя без подключения к игровому серверу, где можно "порубиться" в Quake, Counter Strike, Unreal и другие шутеры от первого лица (я уже не говорю о современных MMORPG). И именно он, "Квейк", заставил оперуполномоченного Дмитрия Пучкова бросить все, начать писать про Quake, Doom, другие хорошие игрушки и, в конце концов, превратиться во всем известного мегаэксперта Гоблина. А Деннису Фонгу (который больше знаком многим по нику Thresh) он принес приз в виде автомобиля Ferrari 328. Фонгу для этого понадобилось "всего лишь" выиграть Quake- турнир "Red Annihilation" 21 июня 1997 г.3

И вот этой для многих судьбоносной игре уже минуло 10 лет. За это время было выпущено немало доброкачественных шутеров, да и продолжений "Кваки" уже насчитывается целых три, но первый Quake никогда, уверен, не будет забыт. И, когда как грязная вода в раковине исчезает очередная рекламная шумиха вокруг нового "гениального" FPS, вдалеке мы вновь видим знакомые очертания готических замков Quake, манящих своей невероятно правдоподобной жутью и своими кровожадными порождениями Ада. Тогда мы снова берем в руки шотган и отправляемся на треклятую развилку, чтобы, выбрав свой путь, пройти его до победного конца.

 

Юрий ДРОЗДОВ


1 Кстати, по той же причине не была сделана такая фишка: Огр, монстр, с бензопилой и гранатами, должен был, ухмыляясь, мочиться на лежащее тело убитого игрока (кто играл в Quake, должен помнить, что после своей "смерти" можно было просто лежать и наблюдать за происходящим вокруг).

2 Так называли тех, кто играл в Doom и Quake без помощи мышки - на одной клавиатуре.

3 Машина 1987 г. выпуска с турбодвигателем принадлежала самому Джону Кармаку из id Software, который выставил ее в качестве приза на кибер-соревнование. Немногим позднее, 16 июля 1997 г., в онлайне появилась "Библия Квейка" (Quake Bible), написанная Фонгом, где он открывал многие трюки и секреты успешной мультиплеерной игры в Quake.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

35 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!