Точка Ку (КВ-Лайт)

Архитектура... Не так давно, примерно в мае-июне, власти США серьезно задумались над тем, чтобы еще больше усилить границу с Мексикой, "продлив" имеющиеся заборы с помощью "виртуальных" высокотехнологических заграждений, оборудованных датчиками движения, с патрулированием беспилотной авиацией, наблюдением со спутников и так далее. Чтобы хоть как-то остудить пыл военных, газета New York Times обратилась к одиннадцати архитекторам и специалистам по городской застройке с просьбой предложить мирные альтернативы. Некоторые отказались, но несколько человек все-таки уделили время данной проблеме. Например, тот же Энрике Нортен (Enrique Norten - www.ten-arquitectos.com) сразу предложил за эти деньги построить два скоростных шоссе, соединяющих США и Мексику. И это было, пожалуй, самое радикальное решение, другие архитекторы предлагали более "культурные" варианты... Эрик Оуэн Мосс (Eric Owen Moss Architects - www.ericowenmoss.com, на этом сайте вы увидите его же разработку Мариинского театра и Мариинского культурного центра в Санкт-Петербурге) решил сделать стену из высоких светящихся стеклянных колонн, а внутри всей конструкции разместить музеи, объединяющие культуры двух стран. Здравый вопрос "А кто туда будет ходить?" остается без ответа. Наверное, перебегающий границу мексиканец заскочит по дороге. Скорее всего, об этом архитектор просто не подумал, он занимался искусством. То есть, это - разработка-жест.

Третья работа, которую можно бы было отметить, является промежуточной между радикальностью первой и абсолютной бесполезностью второй. Ее автором является Джеймс Корнер (James Corner - www.fieldoperations.net). Он не отказался от идеи заграждения, но при этом предложил использовать его в качестве экологической электростанции, то есть, собирающей энергию ветра и Солнца. Наличие источника энергии, по мнению Джеймса, может привлечь промышленников, а значит, появятся рабочие места и... мексиканцы будут добегать до границы, устраиваться на работу, а дальше и не бежать. Да, после таких предложений уж лучше датчики движения и беспилотная авиация, подумает Джордж Буш, листая New York Times. Хотя... было одно умное и практически реализуемое предложение.

В данной ситуации отлично себя проявил Кельвин Тсао (Tsao & McKown Architects - www.tsao-mckown.com/projects/categories/home.htm). Он посмотрел на проблему с правильной, экономической, стороны и предложил на границе сделать зону предпринимательства, которая через некоторое время перерастет в малые города, а в качестве иллюстрации к своей идее представил фотографию будущего со спутника, где граница светится огнями этих самых городов. Вот такие разные подходы бывают у людей искусства. Например, если бы спросили не 11 архитекторов, а 11 военных, то расхождений во взглядах, скорее всего, и не было бы.

Теперь поговорим о более практических разработках, хотя в этом случае о возможных к практическому воплощению. Речь идет о достаточно известном дизайнере и архитекторе Майкле Янтцене (Michael Jantzen), работы которого вы можете посмотреть на сайте www.walrus.com/~ddprod/michaeljantzen. Часть из них посвящена ветровым механизмам. Наиболее яркой и интересной идеей было создать здание, каждый этаж которого представляет самостоятельно вращающийся ярус, то есть он может менять положение под воздействием ветра, при этом вырабатывая энергию, или же просто очень медленно вращаться вслед за Солнцем - вариантов на самом деле масса. "Ветровая эстетика" - под таким девизом можно обозначить и другие работы Янтцена как то ветровая башня, ветровой мост-туннель. То есть, естественно, данные объекты не смогут запитываться только от энергии ветра, но при этом дают элемент технического и творческого антуража, являются вспомогательными.

И вообще, это приближает людей к проблемам экологии. Кстати, о ней самой. Очень интересный ресурс расположен по адресу www.thehighline.org. Речь идет о заброшенной железнодорожной эстакаде, проходящей на высоте 10 метров через 22 квартала в Нью-Йорке (западная часть Манхэттена). Она ведет свою историю еще с 1847 года, другими словами, проржавела вся, требует ремонта или демонтажа. Но, нет, есть энтузиасты-общественники, которые ратуют за сохранение "Хай-Лайн", при этом в 2004 году был объявлен конкурс на лучшую идею использования "достопримечательности", тем более, что она расположена высоко и никому сильно не мешает. Идей была масса, но остановились на том, что эта многокилометровая трасса превратится в парково-развлекательный комплекс, чего так не хватает жителям мегаполиса. То есть, растения, бассейны, небольшие спортивные комплексы - уголок природы в центре мегаполиса. А добраться туда можно будет с помощью специально предусмотренных лифтов. Проект планируется завершить в 2008-м, а о самом процессе вы можете прочитать на указанном сайте.

 

Уф-ф, что-то ваш покорный слуга расписался сегодня. В общем, по адресу www.propeller-island.com вы сможете увидеть очередной отель, каждая комната которого представляет собой отдельное произведение дизайнерского искусства, в некоторых из них нельзя жить, поскольку они перевернуты вверх ногами, а по ссылке www.siggraph.org/artdesign выйдете на архив онлайновых выставок компьютерной графики SIGGRAPH, начиная с 1994 года. Там очень много интересного.

На сим завершаю,

Ваш Кристофер

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 2006 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!