Россия на пороге бума IPTV

Стремительное распространение в России широкополосного доступа в интернет закономерно повлекло и внедрение новых медиа-технологий. Одной из них стало IP-телевидение, которое в 2006 году начало развиваться необычайно высокими темпами. Угрожает ли IPTV традиционному телевещанию - кабельному и эфирному - или займет на медиа-рынке собственную нишу? И насколько полезен для нас окажется российский опыт в области интернет-телевещания?


Цифры и пользователи

На первый взгляд, рынок IP-телевидения в России еще только зарождается. По итогам октября 2006 года, российская аудитория пользователей IPTV ненамного превысила 40 тыс. абонентов - таковы результаты исследования компании J&P. Однако зарождение это получается очень бурным: сегодня ежедневно в российских городах к IPTV подключается почти тысяча человек. Как считают аналитики, уже к концу года количество абонентов удвоится, а к концу 2010 года - увеличится в 15-20 раз. В J&P считают, что IPTV в России будет развиваться, в первую очередь, за счет активного маркетинга провайдеров широкополосного доступа в интернет. При этом консолидация среди региональных операторов может привести к появлению новых крупных игроков на рынке IPTV - сейчас 95% этого бизнеса сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.

По наиболее скромным прогнозам специалистов J&P, к концу 2010 года количество российских абонентов IPTV достигнет 630 тыс., а по оптимистичным - превысит цифру в один миллион. При этом большая часть российской аудитории окажется сосредоточена в Москве, где уже к концу 2006 года каждая четвертая семья будет иметь широкополосный доступ в Сеть. Соответственно, операторы сфокусируются на предоставлении пользователям IPTV разнообразного медийного контента, а также будут предлагать все более привлекательные цены на пакетные услуги (интернет + IPTV).

На сегодняшний день в России только единичные компании запустили в коммерческую эксплуатацию собственные проекты IPTV. Но различными фирмами уже реализуется целый ряд тестовых проектов, готовых перейти в коммерческую стадию. Сейчас рынок выбирает максимально успешную бизнес-модель предоставления этой услуги конечному пользователю. Благо, первый опыт уже накоплен - к примеру, успехи и неудачи "СтримТВ" сегодня у всех на слуху.

 


"СтримТВ"

Это, на сегодняшний день, фактический монополист российского рынка IPTV. Его рекламный слоган "Интерактивное телевидение из телефонной розетки". "СтримТВ" - детище одного из крупнейших интернет-провайдеров, компании "МТУ-Интел". На московском рынке широкополосного доступа "МТУ-Интел" по количеству пользователей является безусловным лидером - 38%. Проект по развитию IPTV стал для "МТУ-Интел" своего рода испытанием на прочность - чего стоят одни только судебные разбирательства на тему, является "СтримТВ" телевещателем или нет, штрафы за отсутствие лицензий и т.д. Понятно, что в таких условиях говорить о прибыльности не приходится, но владельцы "СтримТВ" все же с оптимизмом смотрят в ближайшее будущее.

Стоимость услуг "СтримТВ" вполне доступна, особенно по меркам российской столицы. Базовый пакет (51 канал) стоит 10 USD в месяц, расширенный (80 каналов) - 18 USD, а безлимитный (телеканалы + мультимедийные услуги неограниченно) - 50 USD. При этом все, кто хочет подключиться к "СтримТВ", могут взять оборудование (специальный ADSL-модем и телевизионную приставку-декодер) в аренду всего за 3 USD в месяц. (Их, разумеется, можно сразу купить.) У "СтримТВ", к слову, даже есть четыре телеканала собственного производства - "Ретро", "Здоровое ТВ", "Драйв" (авто-мото) и "Охота и рыбалка".


Другие проекты

Среди начинаний в области IPTV-вещания выделяется проект провайдера "Корбина Телеком" (5% широкополосного доступа в Москве), запустившей несколько месяцев назад IPTV в опытную эксплуатацию. В компании планируют к концу этого года перевести проект в коммерческое использование. Сервис Corbina.TV его создатели характеризуют как "интернет-телевидение нового поколения". И хотя он пока заметно отстает по своим масштабам от "СтримТВ", имеет ряд неоспоримых преимуществ. Одно из них - услуга "Виртуальный видеомагнитофон", позволяющая абоненту записывать программы и смотреть в любое удобное именно для него время.

Другой интересный пример - проект компании "Центральный телеграф", которая с 1 октября начала в Москве коммерческое тестирование сервиса "Цифровое телевидение". Сервис реализован на базе Qwerty - собственной услуги высокоскоростного доступа в интернет. Последний участник московского рынка IPTV - компания "Искра ТВ". Ее разработки пока особо не рекламируются, однако уже известно, что в ее планы входит продвижение HDTV на базе IP.

За пределами двух российских столиц собственные проекты в области IPTV-сервиса уже запустили лишь несколько компаний. Это краснодарский "Дизель" (проект межрегиональной компании электросвязи ЮТК), дальневосточный TVI ("Дальсвязь") и "Вебстрим ТВ" ("Сибирьтелеком"). Однако в консалтинговой компании J&P уверены, что все еще только начинается: "Компаний, занимающихся IPTV, намного больше, чем видится на первый взгляд: пальцев ни на одной, ни на обеих руках не хватит, чтобы их пересчитать. Пусть большинство из них и отлаживают услугу пока только в тестовом режиме. Но крупные игроки, желающие выйти на рынок, без проблем запустят свои проекты после приобретения лицензии кабельного оператора".


Сегодняшний день и перспективы IPTV

Сейчас в России IPTV не является сколько-нибудь прибыльным бизнесом, и неизвестно когда станет. Между тем, среди возможностей IPTV такие услуги, как интерактивная реклама и игры, многоканальные трансляции, чат, голосование, доступ в Web, охранный мониторинг, а также видеочаты и конференции, доступ к различному мультимедийному контенту. Чем активнее провайдеры будут предоставлять все эти услуги, тем скорее будут окупаться инвестиции в IPTV, так что дело тут прежде всего за грамотным маркетингом.

Однако проблем в этом виде медиа-бизнеса пока более чем достаточно. Госпрограмма "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 годы)" подразумевает, что к 2015 аналоговое вещание будет свернуто. Но эта программа рассматривает, в основном, вопросы эфирного вещания, не затрагивая нормативные аспекты отрасли кабельного ТВ, и, уж тем более, не затрагивает IPTV. Это, как считают специалисты, станет сдерживающим фактором, ведь без нормативной базы сервисы IPTV не смогут полноценно развиваться.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2006 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!