NAMM Show 2007 Winter

В индустрии звукопроизводства каждый год начинается не 1 января и не на Рождество, а с момента проведения зимней выставки NAMM Show, которая обычно приходится на конец третьей недели января. То есть, это наше своеобразное Рождество.

Сама выставка имеет очень длинную историю, на ней еще представлялись первые вокодеры в 40-х годах, 70-е связаны с расцветом аналоговой техники, появлением первых многофункциональных синтезаторов, цены на которые в некоторых случаях доходили и до 100 тыс. долларов, причем выставку тогда, впрочем, как и сейчас, посещало множество известных музыкантов, они пробовали различные инструменты, после чего вся пресса буквально взахлеб описывала: "Стиви Уандер сел за новый синтезатор фирмы Х и высказал свое восхищение!". И вся общественность как эхо вторила: "Вах...". 80-е - это появление MIDI, его повсеместное внедрение, возникновение массовой электронной музыки. 90-е - переход производства на компьютеры. В общем, по самой выставке NAMM можно написать биографию современного звукопроизводства.

По официально объявленным данным, в прошлом году выставку посетило 81315 зарегистрированных посетителей, что на 4% (ох уж эти дотошные американцы) больше, по сравнению с показателями 2005-го. В этом году заявку на участие подало 1462 компании, и ожидается прирост (или привес:)) посетителей на 9%. Знаете, когда все время прирост и привес... постепенно думаешь о том, а что они будут делать, если произойдет уменьшение хотя бы на один процент? Объявят об этом? Как вы думаете? Мне кажется, что нет. Ну да ладно. 1462 компании со всего мира - это уже о чем-то говорит. Кстати, на удивление в последнее время выставки начали активно посещаться, хотя в начале 2000-х был очевидный спад. Та же европейская Musikmesse буквально стремительно взлетела вверх, в прошлом году им даже понадобился дополнительный павильон, что они не предполагали до этого. То есть, интерес есть.

Мало того, 2007-й год будет достаточно плодотворным в этой отрасли, поскольку в ней потерпели крах коммерсанты и делом занялись специалисты, которые действительно в этом разбираются и знают, что именно нужно. И это касается не только Solid State Logic, которую в позапрошлом году приобрел Питер Гэбриэл, но и многих других. Например...


RND - не случайный подбор чисел

 

Да, аббревиатура компании - то, что нужно. На самом деле речь идет о новом имени на рынке профессионального софта, а именно - Roger Nichols Digital, Ink. Роджер Николс работает в индустрии звукозаписи как саундпродюсер (по-нашему, звукорежиссер) и звукоинженер около 20 лет, среди его работ можно выделить множество имен уровня Фрэнка Заппы, Стиви Уандера, Алана Парсонса, Донны Саммер, Бич Бойз, Джо Кокера, Ал Ди Меолы, Глории Эстефан, Марка Нопфлера, Фрэнка Синатры и так далее (имен на самом деле очень много), включая известные рекорд-лейблы. На его счету семь Грэмми. Первую программу, как сам Роджер утверждает на сайте, он написал в 1978 году для своего собственного использования.

В мае 2006 года Николс вошел в партнерство с достаточно молодой, но перспективной компанией Elemental Audio, известной многим в 2004-2005 гг. по профессиональным плагинам Firium, Neodinium, Eqium и Finis. Причем данные названия больше известны благодаря рекламе, а не популярности среди специалистов. Само партнерство получило очень странное развитие. Elemental Audio полностью закрыла продажу и поддержку собственных программных продуктов, на их сайте висит объявление, что "мы вошли в партнерство с Roger Nichols Digital, все вопросы к нему". А на сайте Roger Nichols Digital написано, что его компания и Elemental Audio - это две финансово независимые структуры. В принципе, тут все понятно, скорее всего, последние используются как программисты.

И "в детство" уже никто не играет. На данный момент выпущено 8 профессиональных плагинов для разных платформ и стандартов по высоким ценам, например, один максимайзер у них стоит порядка 350 у.е. и так далее.

Скачать демки, действительные в течение 14 дней после активации, вы можете прямо на сайте компании, а те, кто уже знаком с этой продукцией, вам скажут, что все выполнено на высоком уровне. У Waves и WaveArts появился реальный, сильный конкурент. Хотя, заметьте, он не демпингует цены, что в данном случае просто удивительно.

В общем, сейчас RND ведет активную рекламную кампанию, и Роджер Николс, наверное, впервые приехал на NAMM как представитель собственной фирмы, что-то продающей. Рекламировал он все тот же максимайзер за 349 баксов.


Solid State Logic

Меня все время интересовал вопрос: зачем было нужно Solid State Logic сотрудничество с Waves? Ну реклама бренда и т.п. - это понятно, но никак не увязывается с тем, что продает и выпускает сама фирма SSL. То есть тут получается как в знаменитой истории с рекламой фотоаппарата, где в ролике красиво и качественно снимали гекконов (ящерицы такие). Так этот рекламный ролик увеличил продажу... гикконов, но никак не фотоаппаратов. Так и тут, усиление позиций Waves.

Но потом постепенно стали появляться разговоры вокруг новой программно-аппаратной системы от SSL - Duende (как бы расшифровать название... в испано-латинской мифологии это существо по типу гоблина или тролля). На самом деле мы говорим сейчас о внешнем устройстве цифровой обработки, какие мы могли встречать раньше в рамках Muse Research Receptor, TC Electronic PowerCore и так далее.

Но здесь-то мы говорим об SSL! Они сделали внешние рэковые блоки, каждый из которых поддерживает 32 канала с частотой дискретизации до 96 КГц, при этом подключается к компьютеру через Firewire 400. И сделали великолепную программную часть (в частности, есть и то, что предлагает Waves у себя в виде коллекции). Но при этом в рамках Duende SSL-ского софта намного больше, постоянно появляются новинки.

На NAMM 2007 был представлен программный модуль для обработки и сведения ударных Drumstrip.

Многие могут удивиться моей особой любви к SSL, но просто попробуйте сами отключить все программные эквалайзеры и компрессоры в микшере вашего мультитрека и вставьте вместо них модули из набора Waves SSL 4000. Почувствуете разницу.


Beyerdynamic Headzone

Лично я удивлен тому, что 5.1-наушники не имеют сейчас широкого распространения. По крайней мере, этим должны были заинтересоваться хотя бы китайские производители, обеспечивающие пространство СНГ своей продукцией. Ведь квартиры у всех маленькие, с 5.1 не развернешься, а DVD с суперзвуком посмотреть хочется. Вот и приходится наблюдать только две-три модели, выпущенные три или четыре года назад... и все. Что касается самого производства 5.1, то профессиональных наушников в этой сфере и не было. Очевидно, очень трудоемко проектировать и выпускать подобный класс устройств.

Но такая выставка, как NAMM, заставляет шевелиться множество компаний, готовить уникальные новинки, и... теперь можно сказать, что первой ласточкой в области профессиональных наушников 5.1 стали Beyerdynamic Headzone, созданные специально перед NAMM. Причем профессиональный подход виден во всем, например, предусмотрено два вида подключения к источнику - аналоговое (6 входов), цифровое (Firewire). При этом данные функции возлагаются на отдельный коммутационный блок, к которому подключаются наушники, имеющие маркировку DT 880 Pro HT. Если предусматривать вариант подключения к компьютеру, то с этим комплектом поставляются специальные драйверы и ПО. Среди других новшеств следует отметить реализацию системы HeadTracking, то есть улавливается положение головы слушателя и т.п.

В общем, это только начало прихода данного типа устройств на всеобщий мировой рынок. При этом у производителей появится очень хорошая возможность сменить технологии полностью, ведь 5.1 наушники могут воспроизводить простое стерео, и даже в объеме, в них можно внедрить более сложные функции "сурраунда" для того же стерео и так далее. То есть, возможностей масса. Я бы сказал: не паханое поле.


Korg Legacy Collection Analog Edition 2007

Учитывая популярность коллекции программных эмуляций своих синтезаторов, Korg занялась этой нишей серьезно. Как знать, может, она полностью превратится в софтверную компанию. На NAMM 2007 была анонсирована новая редакция Analog Edition 2007. Она включает эмуляции:

  • Mono/Poly
  • Polysix v1.2
  • MS-20 v1.2
  • Legacy Cell v1.2
  • MS-20FX v1.2
  • MDE-X v1.2

Если по уровню это сделано так же, как и в Digital Edition, то сейчас мы говорим о лучшем продукте в области синтеза для 2007 года. Скорее всего, так оно и есть.


FL Studio 7

Компания Image-Line выпустила 7-ю версию своего замечательного популярного продукта FL Srudio также в четырех вариантах, как и в предыдущей 6-й. Основным изменениям подверглась аудиочасть, а именно - то место, где работа идет с wav-треками, а не сэмплами. Нужно отметить, что это было самое слабое место программы. Поэтому в "семерке" добавлены:

  • track-based sequencing, то есть новая схема сведения дорожек;
  • вместо WaveEditor появился новый звуковой редактор Edison;
  • события автоматизации управления могут быть преобразованы в специальный клип автоматизации.

Помимо этого, пользователей ожидает множество других новшеств, о которых он узнает, открыв эту версию. В продаже она появится в середине февраля.


Steinberg

В принципе, компания себя не утруждала особо, поскольку их продукция и так является одной из самых лучших в мире. На выставку они привезли Cubase 4, WaveLab Studio 6 (если не ошибаюсь, это их набор и для осенней AES в прошлом году), ну и, помимо этого, был продемонстрирован продукт Cubase AI4. Что за зверь такой? Любители Steinberg могут не хвататься за сердце, поскольку Cubase AI4 - это та же "четверка", но с дополнительными возможностями коммутации и взаимодействия с аппаратурой производства Yamaha. Причем анонсы идут под заголовками "Steinberg and Yamaha announce...". Вот это больше насторожило, ведь на самом деле мы говорим об одной и той же фирме (Yamaha), только бренды разные. Что-то тут замыслили японские стратеги от маркетинга.

Steinberg сейчас занята приобретением коммерческого лоска, и, кстати, это правильно, поскольку другие фирмы выдают огромные списки известных имен, а данная компания - нет. В NAMM 2007 продукцию немецкого (или японского?) бренда представляли:

  • Тедди Райли (победитель Грэмми, R&B продюсер, проекты: Майкл Джексон, Бобби Браун, Мэри Джей Блайдж);
  • композитор Роб Арбиттайэр (проекты: Стиви Уандер, Майкл Джексон, Уитни Хьюстон, "Нестле", "Кока-кола");
  • знаменитый продюсер Майкл Уэйджнер (проекты: ВИА "Металлика", ВИА "Мотли Крю", ВИА "Куин", работник современной эстрады дружественной нам страны Оззи Осборн, ВИА "Скид Роу", представитель нетрадиционного жанра Элис Купер).

Извините, что все по-русски, надо же как-то повеселиться:). Конечно, я перечислил не всех, кого пригласила Steinberg на NAMM представлять свою продукцию. В общем, компания сейчас на вершине, с этим не поспоришь, пусть занимается, чем хочет... Правда, в софте у нее практически кризис жанра и застой, но это простительно.


Garritan...

Имя этой компании известно очень многим музыкантам, поскольку речь идет о производителе одних из самых популярных звуковых библиотек, например, их Personal Orchestra удостоена множества наград. Причем сэмплы от Гарри Гэрритона вы можете услышать на выступлениях и записях U2, INXS, Tom Johnes, Cinderella, компьютерных играх Warcraft III, StarWars, Indiana Jones и так далее.

На NAMM 2007 компания представила отсэмплированную виолончель Страдивари (лично я думал, что этот мастер только скрипки делал). Ну и вторая, не менее интересная новинка... внимание!!!... новый программный графический интерфейс, который называется "Drag and Drop". Из названия очевидно, что нужно что-то перетаскивать указателем мыши, а что... Представьте себе, что вы рассаживаете оркестр, так и тут: есть некое заданное пространство, и вы, например, рассаживаете в нем струнные, духовые, ударные. За каждым из таких инструментов стоит его виртуальная сэмулированная модель. Я бы сказал, просто, но со вкусом. Причем никто так и не додумался именно таким образом делать графические оболочки, хотя они удобны и понятны даже детям.


Промежуточное завершение

Итак, для начала перечислю новинки среди других звуковых библиотек:

  • Sony Media Software Vital Drums: The Vitale Collection [ACID|WAV];
  • Ueberschall SCORETRAX (это даже больше не звуковая, а музыкальная 24-битная библиотека для озвучки кино, видео, ТВ/радио-программ и т.п., все "royalty-free", т.е. очищено в плане авторских прав, вес - 7,5 Гб);
  • IK Multimedia Miroslav Philharmonik Classik Edition (думаю, этот продукт вам представлять не нужно);
  • TerraTec Producer WAVE XTABLE VI (в данном случае мы говорим о другой попытке (первой была Native Instruments Band Stand) модернизировать звучание банка GM);
  • Sonic Reality announces Ocean Way Drums (эта библиотека ударных создана в легендарной студии Ocean Way);
  • Sonic Reality Studio ProFiles Artist Stereo Master Editions (речь идет о коллекции грувов (или loop'ов), сыгранной лучшими ударниками мира);
  • Sonic Reality Rhythm & Soul Drum Sessions and British Rock Drum Sessions Studio ProFile Multitrack Groove Collections (очень качественные loop'ы ударных, причем записанные в мультитрековом виде, все на уровне 24 бит).

:))) Ueberschall скоро будет продавать просто готовые музыкальные альбомы исполнителей с надписью "royalty-free".

Ну а если серьезно, то все очень хорошо. Рынок обновляется, причем качественно. Например, сколько мы говорили о внешних устройствах обработки? Много. А то, что было выпущено, удовлетворяло современным требованиям? Нет. SSL взяла и сделала все так, как нужно, и теперь ясно, куда стремиться. Да, их устройство стоит 1500 английских фунтов, но, учитывая качество и результаты взаимодействия с компьютером, данная цена не велика и даже окупаема.

Говоря о графическом интерфейсе Garriton, ваш покорный слуга немного слукавил. Дело в том, что я видел подобные реализации в... старых программах объемного звука и 5.1 типа InMoton 3D, и к ним мы, то есть работники звука, еще вернемся.

(Продолжение следует...)

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!