Территория звука. 2007-й...

Итак, наконец-то, наступили морозы, выпал снег и зима стала похожа на зиму. Вот буквально сегодня бегал в парке, и пристали журналисты с какого-то местного СМИ, суют микрофон и говорят: "Поделитесь впечатлениями об этой поре года, как вам снег?". То есть, насколько я понял, делали абсолютно кондовый репортаж о том, как хорошо нам живется. Ну я напустил самый что ни на есть серьезный вид и сказал: "Хочу особо поблагодарить за снежную зиму...". Дальше меня остановить было трудно... Журналисты стояли ошарашенные, но и микрофон убрать не могли, в общем, постебался над ними, дальше побежал. Так что, если вы услышите по радио, что кто-то моим голосом... это я:). А у нас "Территория звука", между прочим, уже началась.


Уэллс, Уэллс, Уэллс...

Вот любит наш читатель подумать об абстрактном, и пусть у него, например, частота - это ускорение (!?), помноженное (!?) на длину волны, но он думает! То есть, в процессе. Очень многое из того, что пришло мне на почтовый ящик, ваш покорный слуга с величайшим терпением и завидной внимательностью вычитывал. Многое узнал для себя нового из аэростатики и аэродинамики, впрочем, нового и для этих двух дисциплин.

Для тех, кто не в курсе, речь идет о конкурсе, который был объявлен в одном из последних выпусков "Территории". Речь шла об известном рассказе Герберта Уэллса, в котором некий профессор изобрел напиток-нейростимулятор, приняв который, главные герои, как говорится в рекламе, "ускорились", весь мир вокруг стал статичным, звук разложился на "капли", при этом в данном состоянии герои успешно беседовали друг с другом, перемещаясь на скорости, большей звуковой. Вопрос был об ошибках, которые Уэллс допустил в данном рассказе.

Я не стану терроризировать свой и, тем более, ваш мозг цитированием писем, которые иногда были занимательнее самого рассказа Уэллса. Просто скажу правильный ответ: перемещаясь со скоростью больше звуковой, они бы не могли сдвинуться с места (раз), дышать (два) и, тем более, разговаривать (три).

 

Теперь обсудим ответ, который присутствовал в большинстве писем: они общались на ультразвуке. Во-первых, выше скорости звука это сделать нельзя в принципе, поскольку молекулы не успевают сжаться и разжаться для того, чтобы сформировать звуковую волну. Во-вторых, давайте представим, что скорость все-таки дозвуковая, то есть передавать друг другу сообщения они могли, НО... ПОЧЕМУ ИМЕННО УЛЬТРАЗВУК?

Объясню свой возглас "на пальцах". Представьте, что у вас есть одна натянутая струна, например, в ноте ми (когда я был маленьким, а я тоже был маленьким, то для выступления на концерте совсем не обязательно было иметь на гитаре все шесть струн, на шести и дурак бы сыграл, или попсарь какой-нибудь, а так - две-три - это нормально :)). Так вот, есть одна нота ми. С какой скоростью вы эту струну теребить не будете, даже приняв n-е кол-во нейростимулятора, все равно она будет воспроизводить ноту ми.

Наши голосовые связки могут генерировать частоты только в заданном диапазоне, они, конечно, могут сжиматься под давлением (всем известные эффекты водолаза или хохма с воздушным шариком), но не до степени ультразвука. Хуже того (для данного примера - хуже:)), у человека есть еще и органы слуха, которые настроены на определенный частотный диапазон, то есть, он не услышит ультразвук в любом случае.

Студент или учащийся Алексей предложил интересный расчет. За основу он взял эффект кино, то есть скорость, на которой мы перестаем замечать смену статических кадров и они превращаются в движение, и предположил, что ускорились наши известные персонажи, как минимум, в 24 раза, это примерно достигли скорости при ходьбе 120 км/ч. Ну в этом случае рассказ будет выглядеть уже достаточно правдоподобно.

С другой стороны, мне очень понравилось письмо Александра Николаевича (далее А.Н.), который был наиболее близок к правильному ответу, причем наткнулся он на все случайно, одновременно читая "КВ" и смотря передачу о крокодилах по Animal Planet. Все-таки "синдром Цезаря", т.е. когда "делаешь несколько дел одновременно", выделяет людей великих. Дело в том, что крокодилы (а "о великих" - это к А.Н.) обладают универсальными свойствами, они могут менять сердечный ритм, в результате чего у них изменяется скорость восприятия, например, при значительном замедлении обычная жизнь у них выглядит как быстро прокручиваемый фильм. Говоря словами современников, изменяется скорость выборки кадров. Причем тут А.Н., рассуждая о звуке, допустил грубейшую ошибку - частоты не понижаются в результате эффекта Допплера, просто при замедленной выборке могут анализироваться только волны с большими длинами, т.е. низкочастотные. Они не изменяются. Дальше дорогой А.Н. пошел не в ту степь... Извините.

Теперь подвожу к другому правильному ответу, раз уж все перешли "на ультразвуки". Поскольку данный материал является территорией звука, то его читатели должны представлять себе, как выглядят скрипка, виолончель, контрабас, а также знают об эффекте ускоренного воспроизведения, когда тон повышается, а объект виртуально уменьшается. То есть, вы должны представить зависимость: скорость/частота/размеры. Если уменьшать человека со всеми пропорциями, то уменьшатся голосовые связки, органы слуха, соответственно, станет доступен новый диапазон слышимых частот, расположенный выше обычного, а для его правильного восприятия будет необходимо убыстрение основного синхронизатора - сердечного ритма. Сердечный ритм, т.е. пульс, во многом отвечает за скорость нашего восприятия, кстати, и секунда как величина времени очень удобна, она ведь соответствует человеческому пульсу в состоянии покоя (60 ударов в минуту, в ударах в минуту измеряется и темп композиций). То есть, в данном случае Уэллсу для достижения необходимого эффекта нужно было просто уменьшать героев - в этом случае мы бы уже могли поверить самому рассказу.


По вашим письмам

Писем с вопросами пришло много. Причем один читатель даже высказал обиду по типу: "Вот Макс Курмаз отвечает на все письма, а Вы... Кристофер, на мое не ответили". Кстати, данный вопрос я и не помню, хотя он достаточно интересен. Дело в том, что у читателя стоит мощная активная акустическая система, но в этой же электросети находится холодильник. Он включается - система громко щелкает, выключается - опять щелкает. Конечно, читателю не комфортно. Мало того, могу сказать, что он так может и потерять свою АС. И вообще, все, что подключено в единой связке с холодильниками, микроволновками, стиральными машинами, при недостаточном внимании может выйти из строя. Самый очевидный способ устранения проблемы - установка сетевого фильтра, лучше дорогого. Для более дешевого варианта вам нужно знать, как устроена электросеть в вашей квартире, ведь обычно имеет место наличие нескольких сетей, разделенных гальванической развязкой или еще как-то, то есть распределите устройства. И, в-третьих, подумайте о заземлении (например, контуре), проблемы могут заключаться и в этом критическом моменте.

На вечные вопросы, как удалить вокал из композиции, чтобы сделать минус, а тем более, подсказать программы, которые могут разбить сведенную запись на дорожки с инструментами :), отвечу, что все это невозможно качественно сделать. Поэтому заходите на midi.ru, находите там готовые аранжировки нужной композиции, а потом воспроизводите не через системный General MIDI-синтезатор, а через что-то более навороченное в виде отдельных VST-инструментов либо комплексно в рамках Native Instruments BandStand.

По всем остальным вопросам рекомендую пролистать выпуски "Территории", где найдете ответы на нужные вопросы.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

06 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя ICQ254702195
Да и обсуждать тута и нечего, правда забавно что есть люди утрудившие себя написать письмо, но поленившиеся заглянуть в справочник по физике насчет скорости звука...
Аватар пользователя Mexicanetz Express
по поводу щелчков при включении питания

http://kv.by/index2002033001.htm