"Наша задача - агрессивно завоевывать позиции"

13 марта 2007 года состоялась пресс-конференция компании Xerox, посвященная результатам деятельности корпорации в 2006 году, планам и прогнозам компании в Беларуси на 2007-й. На пресс-конференции компанию Xerox представлял Владимир Павленко, генеральный директор Xerox Eurasia International Group. После отчетного мероприятия мне удалось поговорить с Владимиром Николаевичем и более подробно расспросить о его впечатлениях от работы белорусского офиса, общего бизнеса компании и личном взгляде на такие спорные утверждения, как скорый приход тотального электронного документооборота.


- Компания заявила о росте доходов за 2006 год. Какие рынки СНГ сыграли в этом особую роль?

- Прежде всего, Россия, потому что этот регион занимает 2/3 бизнеса "Ксерокс Евразия". Но так как я не отвечаю за бизнес в России, то отмечу страны, входящие в "зону моей ответственности". В 2006 году бизнес Xerox вырос в Украине, в Казахстане, Болгарии, но абсолютными лидерами можно считать Беларусь и страны Балтии. В среднем, эти регионы показали похожие результаты роста - больше 60%. Однако причины роста различны. В Прибалтике рост во многом обусловлен тем, что мы начинали с достаточно низких позиций ("растили" бизнес с очень небольших цифр). А вот для Беларуси, судя по всему, просто пришло время: в прошлом году рынок очень сильно рос сам по себе и, что самое отрадное, белорусскими заказчиками были востребованы серьезные решения. В немалой степени свою роль сыграло активное продвижение различного оборудования и решений Xerox в предыдущие годы. Из самых серьезных инсталляций 2006 года отмечу проект по оснащению Национальной Библиотеки периферийным оборудованием Xerox.

- Как "Ксерокс Евразия" собирается развивать кадровый потенциал компании?

- Число сотрудников компании увеличивается пропорционально росту бизнеса. Я ориентируюсь по такому субъективному показателю, как "выработка на одного человека" - каждый сотрудник должен "приносить" $1 млн. в год. Примерно такое соотношение сотрудников к общему доходу представительства за год и существует в Беларуси: 14 человек "принесли" $12 млн. Соответственно, мы инвестируем в персонал в тех странах, где есть рост бизнеса. В этом году представительство в Беларуси пополнило свои ряды еще 3-мя сотрудниками.

 

- Исходя из озвученных цифр, я не буду спрашивать, насколько вы довольны работой представительства Xerox в РБ. Но какие основные задачи поставлены перед ним на 2007 год?

- Наши базовые задачи из года в год одинаковы: оборот должен расти быстрее, чем рынок, а прибыль быстрее, чем оборот. Если говорить более конкретно, то в некоторых сегментах мы хотим нарастить долю на рынке, в других же, где она и так высока, удерживать эти позиции. Важно, чтобы успех прошлого года был закреплен результатами года текущего. Этот год должен показать, насколько устойчивы наши позиции на рынке Беларуси и насколько надежный фундамент для дальнейшего роста мы смогли выстроить.

- Компания показывает большие цифры процентного роста в Беларуси. Стоит ли полагать, что данный рынок еще далек от насыщения и влияние конкурентов заметно, но слабо?

- Сразу хочу сказать, что влияние конкурентов очень заметно. На рынке Беларуси играют те же мировые компании, что и на других рынках. Возможно, одно из наших важнейших преимуществ в наличии постоянного присутствия на рынке. Одним из основных факторов, обеспечивающих рост, является наличие развитой партнерской сети, и это, в немалой степени, результат работы высококвалифицированного персонала представительства Xerox в Беларуси. В целом же, компания нацелена на активный рост и увеличение доли на рынке. Задача не просто присутствовать, а агрессивно завоевывать позиции.

На вопрос по насыщению рынка пока трудно ответить, т.к. требуются статистические данные. Компания IDC в последние год-два стала проводить такие исследования, и их результаты мы надеемся получить где-то в мае. Тогда можно будет говорить о насыщении более конкретно. Если же судить по тем темпам развития, которые демонстрирует бизнес, то о насыщении рынка говорить пока еще преждевременно. В прошлом году рынок, в среднем, вырос на 17-20%, а мы выросли больше чем на 60%. Для сравнения скажу, что на насыщенном рынке рост составляет 5-7% в год.

- Какой сегмент "печатного" рынка является самым быстро растущим? Что компания намерена предложить потребителю в этом году?

- Тенденция такова, что очень быстро растет сегмент домашнего офиса (SOHO), востребованы аппараты, сочетающие в себе набор разных функций при оптимальной производительности (МФУ). Они совмещают в себе целый ряд возможностей: принтер, копировальное устройство, сканер, в некоторых случаях факс. Если раньше у потребителя было скептическое отношение к подобным устройствам (лучше иметь одну функцию, но качественно выполняемую), то сейчас понятно, что данные опасения были напрасны - аппараты вполне надежны и пользуются очень большим спросом. Рынок МФУ - это самый быстрорастущий сегмент, на котором мы представлены. И здесь на нашей стороне такие преимущества, как узнаваемость бренда и хорошие традиции. Как вы знаете, Xerox был изобретателем процесса копирования и очень долго лидировал на рынке копировальных услуг. И хотя сегмента копиров, как такового, уже нет, но функция копирования - обязательная составляющая МФУ, и здесь мы традиционно сильны.

- Есть ли региональные особенности ведения бизнеса в Беларуси?

- Да, национальные особенности есть. Например, белорусские компании-покупатели достаточно долго выбирают, но если решение принято, то можно быть уверенным, что оно реализуется. В некоторых странах все выглядит совсем иначе. В остальном же, Беларусь - типичный развивающийся рынок.

- Есть ли у вас отдельная программа по работе с учебными заведениями и ВУЗами, в частности?

- У нас есть тематическая программа по работе с ВУЗами для продвижения наших решений. А вообще работа с высшими учебными заведениями - одно из приоритетных направлений, особенно в плане продвижения информации о высокотехнологичных решениях. Например, ВУЗы очень заинтересованы в цифровой полиграфии и издании тематической литературы малыми тиражами. Некоторое время назад мы проводили цикл лекций о цифровой печати, наши сотрудники вели семинарские занятия, восполняя пробелы современного академического образования.

Из практических программ стоит упомянуть "Оперативную полиграфию в учебных заведениях". Ее внедрение снимает зависимость от размещения больших тиражей на офсетных машинах, когда надо выпустить тираж до 10 тыс. экземпляров, переплести его, при этом снабдив полноцветными изображениями. Подобные аппаратные решения пользуются заслуженной популярностью.

- Сегодня вопрос о "безбумажности офиса" не так актуален, как 2-3 года назад. Наоборот, потребление бумаги только растет. С чем это связано?

- На самом деле это большой философский вопрос. Я пришел в компанию 20 лет назад, когда был большой бум настольных издательских систем. Уже тогда мне рассказывали, что скоро не будет бумаги в делопроизводстве. Прошло 20 лет, а бумаги тратится все больше и больше. На самом деле два процесса (электронный и бумажный документооборот) развиваются параллельно, и "безбумажный офис" постепенно завоевывает себе новые позиции. До тех пор, пока многим чисто физически или в силу привычки проще прочитать отпечатанный документ, бумага не умрет.

Есть еще одно препятствие для электронного документооборота - законодательство большинства стран не нацелено на введение электронной подписи, предпочитая "бумажный" бюрократический аппарат. В любом случае у нас есть технологии как для перевода документов в электронный вид, так и печати их в любом количестве. Мы готовы к развитию любой из тенденций и удовлетворению потребностей любых заказчиков.

В качестве хорошего примера могу рассказать следующее: в Японии одна крупнейшая банковская структура, занимающаяся печатью выписок банковских счетов (statement) закупила у Xerox 24 самых мощных аппарата стоимостью в миллион долларов каждый. И это в Японии, где электронный документооборот находится на очень высоком уровне! Тем не менее, эти машины ежедневно печатают несколько миллионов выписок. Вся хитрость заключается в том, что на выписке формата А4 каждый квадратный сантиметр заполнен целевой рекламой. Учитывая, что данный документ обязательно будет прочитан владельцем, там печатается, в основном, реклама магазинов, где покупатели тратят большего всего денег.

- В продолжение темы хотелось бы спросить: наступит ли время, когда недорогая полноцветная печать вытеснит черно-белую?

- Этот вопрос схож с предыдущим. Конечно, когда-то полноцветная печать довольно сильно потеснит черно-белую, но не полностью и "не в этой жизни". У каждой печати есть свои достоинства, но основным критерием будет сближение стоимости одного отпечатка. Они вряд ли сравняются (все-таки полноцветность предполагает использование минимум 4-х картриджей-чернильниц), но на сегодняшний день "цвет" развивается в разы быстрее. Однако объем черно-белой печати настолько огромен, что его сокращения мы не увидим еще долгое время.

- Xerox признан в Беларуси "Социально ответственным брендом" (по итогам профессионального конкурса "Бренд года"). Имеются ли подобные награды у компании в мировом масштабе?

- По большому счету, нет такого понятия, как мировой масштаб, т.к. компания выступает в каждой стране как отдельное подразделение. О подобных наградах в других странах мне ничего не известно, хотя я не исключаю такую возможность. В целом же, социальная ответственность компании перед ее работниками поставлена во главу угла. Есть такое емкое английское понятие "diversity" (от англ. "разнообразие"), которое обозначает, что компания должна уделять внимание менее защищенным слоям населения, заботясь о них. Так, работу должны получать люди с ограниченной трудоспособностью, иной расы, перешагнувшие некий возрастной ценз и т.д. Многонациональная корпорация - это огромный коллектив, в котором не должно быть ущемлений по тем или иным признакам при приеме на работу.

Также компания во всех странах пребывания старается играть существенную роль в общественной жизни. Одна из основных деятельностей - внутреннее спонсорство (проекты, которые не рекламируются широкой общественности). Например, московский офис Xerox заботится о ветеранах ВОВ, проживающих в соседних домах, а в Беларуси мы помогаем ряду ДЮСШ. Об этом нигде открыто не заявляется, потому что это нормальная политика компании, считающей, что в стране пребывания необходимо жить болями и нуждами этой страны.

Артем БОРОВИКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

12 за 2007 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!