Не могут или не хотят?

Несмотря на пугающий уровень пиратства в Беларуси, индустрия электронных развлечений как раз имеет тенденцию к распространению лицензионных дисков. Оно и неудивительно - не каждый может позволить себе купить Windows Vista за $200-250, в то время как локализацию компьютерной игры приобрести не составляет труда (редкий диск будет стоит дороже $15). Однако, несмотря на кажущуюся идиллию, у торговых точек проблем хватает.


Что, как и почему

Прежде чем начать рассказывать суть проблемы "продавец-покупатель" и задаваться вечным вопросом "Кто виноват?", хочу обратить внимание читателей на то, что все нижесказанное - взгляд на сегодняшнюю ситуацию инсайдера, который ежедневно работает с компьютерными дисками. Ну а дальше вы сами понимаете: "мнение автора может не совпадать с мнением уважаемой редакции" и т. д. и т. п.

На первый взгляд, цепочка между понятиями "игра" - "покупатель" необычайно проста. Издатель получает от разработчиков финальный вариант их проекта, мастер-диск отправляется в печать, следует официальный анонс. От складских помещений российских "1С", "Буки", Нового диска", "Акеллы" и "Руссобит-М" по всему СНГ разъезжаются грузовики - диски едут к предпоследнему звену отработанной схемы - к дистрибьюторам и региональным представителям. Именно к ним на местные склады приходят представители крупных магазинов и частные предприниматели - они отбирают товар, а затем работают с обычными покупателями.

Последняя стадия - тема для отдельного разговора, так как именно здесь начинаются сбои всей системы и долгое противостояние "пользователи - продавцы/разработчики/издатели". Вполне естественно, что человек, увидевший игру на прилавке, просмотревший красочные скриншоты и даже прочитавший описание новинки, хочет получить качественный, стабильно работающий на компьютере продукт. О множестве же нюансов, присущих высоким технологиям, большинство предпочитает не задумываться. А зря, потому что впоследствии работники розничной торговли заведомо игнорируют потенциальные хиты, берут хорошо расходящийся треш и заставляют игроков с досадой говорить о том, что игру n можно купить только за рубежом. Остановимся на частых случаях возврата дисков, чтобы попытаться выяснить, кто же виновен в сложившейся ситуации на рынке.

 


Заработало!

Фаворит в данной номинации - фраза "игра не запускается". Лечится недуг простыми, но действенными способами: обновлением драйверов, поиском соответствующих патчей, переустановкой системы или недолгой манипуляцией с настройками запускаемого приложения. Патчи (обновления) - головная боль для всех издателей. С одной стороны, не у каждого есть интернет-соединение для своевременного скачивания необходимых файлов. С другой, если ждать, пока игра избавится от всех глюков, то резко возрастет количество "сталкеров", которые мы ждем по пять-шесть лет. К примеру, тот же StarCraft, несмотря на свой более чем почтенный возраст (10 лет), до сих пор получает необходимые заплатки.

Решение проблемы найти практически невозможно, поэтому все должно решаться в индивидуальном порядке. Покупатели должны внимательно читать системные требования (чтобы хотя бы знать, под какую "винду" запустится игра) и старатся приобретать хотя бы минимально пропатченные продукты. При крохотном размере обновления (вы не поверите, но такое тоже случается, продавец может закачать спасительный файл на дискету или записать на принесенный DVD-RW заплатку побольше. Лучше потратить немного внимания на устранение проблемы, чем получить возвращенный диск, отвернувшегося покупателя и, не дай бог, запись в жалобную книгу.


Do you speak english?

Случаи, скорее, курьезные, но вот продавцам вряд ли от этого легче. Речь, как вы догадались, об английских версиях игр. Минули те времена, когда, кроме оригинального текста, можно было довольствоваться пиратскими "русефекациями" - если раньше настоящий геймер чаще всего отличался высоким знанием английского (попробуйте пройти какую-нибудь древнюю RPG в оригинале), то теперь языковой барьер практически пал. Исчез со стола англо-русский словарик, появились качественные локализации... Но не все спокойно в датском королевстве - иной раз пользователь не обращает внимания на надпись "Английская версия" на диске, распечатывает упаковку, а затем тут же бежит к месту покупки злосчастной игры. Игры, равно как и продавцы, конечно, тут ни при чем - в очередной раз напоминаем о внимательном прочтении всех надписей на диске.


Incorrect key

Вот мы и подобрались к самой главной проблеме сегодняшнего разговора. Лицензионные ключи используются для защиты игры от копирования, авторизации пользователей и избегания случаев "купил игрушку - все соседи теперь играют". С коммерческой и моральной точки зрения все правильно: раз уж вам понравилась работа разработчиков, то будьте добры оплатить результат их стараний. Вся сложность лишь в том, что иногда на игру даже не удается взглянуть - после идентификации диска в приводе оказывается, что набранный с упаковки ключ не подходит.

Самое главное - не паниковать. Если диск был запечатан, значит, продавец тут точно ни при чем. Разумнее всего обратиться в техподдержку издателя (отправив электронное письмо в рабочий день, вы получите ответ в течение пары часов). Как правило, официальные издатели идут навстречу пользователям, просят прислать отсканированную обложку диска или "проблемный" ключ. Если не помогло, то тогда ситуация практически тупиковая - продавец никак не сможет проверить неполадку (случается ведь и так, что верный ключик остается на винчестере хитрого покупателя), взяв обратно товар, он его теперь никогда не продаст. Вывод - обязательно проверяйте упаковку диска, требующего интернет-активацию, на целостность; в случае ошибки требуйте решения проблемы от техподдержки издателя.


War & Peace

Пока о полном исчезновении проблем у лицензионных дисков можно только мечтать - законодательство мало обращает внимания на рынок электронных развлечений. Издатели и крупные дистрибьюторы с покупателями напрямую не работают, поэтому готовы решать проблемы лишь отчасти. Остаются работники розничной торговли и мы с вами, пользователи. Поцарапанные при перевозке диски, глючные игры и невозможность запуска приложений, конечно, не дело, но стоит ли искать виноватых только вокруг себя? Куда рациональнее вникнуть в произошедшее, попытаться с уважением отнестись друг к другу и общими силами решить проблему. Пока этого не будет, о динамичном и насыщенном рынке компьютерных игр можно только мечтать.

Антон БОРИСОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

28 за 2007 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Shadow
Комментирую статью (больше дополняю) по главам.

Что, как и почему:

Автор игнорирует факт, что ряд «дистрибьюторов и региональных представителей» закупает диски у нелицензионных поставщиков (далее пиратов) и в дальнейшем подает данные диски как лицензионные. Из моего опыта (собственные покупки и покупки знакомых чайников), проще купить (по цене лицензионного) пиратский диск в магазине, чем на лотках.

Заработало!:

Все верно, кроме случаев с пиратскими дисками (патчи тоже содержат защиту, если были произведены модификации файлов игры, то патчи могут просто не устанавливается [месяц назад попал ко мне диск StarCraft:Broodwar который нельзя обновлять и игра сильно глючила]). Вопрос к пиратам:— ”Зачем штамповать диски, которые не содержат файлов, необходимых для установки или модифицированных так, что игра не может работать?”

Do you speak english?:

М-да, английский текст в игре заменяют полностью, а как быть когда этот текст читается только при наличии специфического шрифта, которого нет в игре (есть, но без кириллицы) и не содержит русификация? Возможно тоже проблема пиратов, но такие случаи возникают все чаще.

Incorrect key:

С моей подачи обменяли диск (якобы лицензионный, по цене), на котором было три ключа (наклейка на карточке, напечатано на обложке и напечатано на диске, и все разные) и ни один не подошел (образ диска сохранил для анализа, ключ подошел с пиратского диска, надо говорить, что он не совпал с тремя в комплекте поставки?).

War & Peace:

Ломать игры и софт будут всегда. Попытки создать абсолютно защищенный носитель информации только увеличивают стоимость программ, без реальной пользы для производителей. Лицензионные диски покупают те, кто хочет иметь качественные программы. Так не проще ли в интернете создать базу образов дисков и софт, который позволит сравнивать физический диск с образом с минимальным трафиком? Хотя читать системные требования, ставить патчи и обновлять драйвера необходимо, т.к. это может лечить проблемы и пиратских дисков.

Аватар пользователя Антон Борисов
Спасибо, Shadow, за комментарии и добавления к материалу. Как вы понимаете, затронутая проблема чрезвычайно обширна и наиболее полно описать ее представляется возможным только в цикле статей.