Игровое ретро. Кто вы, мистер Снейк?

Сериал Metal Gear Solid в нынешние времена по популярности лишь немногим уступает Final Fantasy. Японский игровой дизайнер и продюсер Хидэо Кодзима вряд ли предполагал, что выпущенный им в 1986 году Metal Gear положит начало жанру stealth-action и впоследствии получит несколько продолжений. Прервавшись на приключенческий квест Snatcher, Konami, в которой на тот момент работал Кодзима, выпускает Metal Gear 2: Solid Snake. Если четыре года назад сюжету игры уделялось немного внимания, то теперь дело обстояло несколько иначе.

Геймплей, по сути, остался неизменным - врагов желательно избегать, прямые столкновения практически гарантируют печальный итог миссии. Зато глобальные метаморфозы произошли с главным героем. Солид Снейк предстал человеком без прошлого, профессионалом своего дела. Циничный, немногословный - он понравился большинству игроков.

Вплоть до 1998 года о сериале разработчики как бы и не вспоминали. Но долгожданный релиз Metal Gear Solid на консоли PlayStation сорвал аплодисменты. Кодзима стал чуть ли не национальным героем Японии, его фразы расхватывали на цитаты, достаточно редкие в то время обладатели PC искренне завидовали конкурирующей платформе и мечтали о скорейшем портировании экшена. По прошествии двух лет, в 2000-м, корпорация Microsoft решилась на беспроигрышный шаг, выпустив PC-версию Metal Gear Solid.

Не стану скрывать, эта игра произвела на меня впечатление, схожее с таковым при встрече с Fallout. Во-первых, гладкий, бесшовный сюжет. Никакого вульгарного разделения на уровни Metal Gear Solid себе не позволял. Очутившись на захваченном террористами заводе по производству ядерных ракет, правительственный агент Солид Снейк последовательно распутывал хитросплетения сюжета. Во-вторых, отличный пример того, как нужно портировать игры. Управление Снейком осуществлялось только посредством клавиатуры, и легкий дискомфорт испытывался лишь при наведении оружия на цель (с геймпадом, конечно, было бы сподручнее).

Несмотря на кажущуюся серьезность, игровой процесс был во многом упрощенный. В правом верхнем углу болтался радар, где каждый охранник имел свой угол зрения - попав в зону его видимости, следовало срочно делать ноги и искать укромное местечко. Кроме того, во многих местах за порядком следили подвешенные к стенам камеры. Их следовало временно отключать с помощью специальных гранат. Конечно, иногда можно было позволить себе немного экстрима - стукнуть кулаком по жестяному ящику, пробежать мимо ошарашенного врага и несколько секунд побегать с ним вокруг контейнера. Искусственный интеллект не был настолько умным, чтобы задумываться о таких мелочах впоследствии.

 

Планы и указания руководства из Пентагона принимались через радиопередатчик. Как только Снейк подбирался к ключевому месту на карте, следовал звонок "сверху" и очередная порция брифинга. Впрочем, скучными диалоги агента с начальством никогда не были - обе стороны регулярно отпускали в адрес друг друга шутки, а девушка-аналитик Мэй Лин и вовсе при каждом сеансе связи цитировала китайские пословицы.

Не поверите, но нашлось место и для романтики - буквально в самом начале игры Снейк встречался с племянницей знакомого полковника Кемпбелла, Мерил Сильверберг. Она отказалась присоединяться к террористам, за что и была заключена в камере. Будучи освобожденной из заточения, девушка становится полноценной напарницей немногословного наемника и здорово оживляет дальнейшее прохождение игры.

Konami не поленилась пригласить на озвучку профессиональных актеров, поэтому все видеосцены в Metal Gear Solid вполне можно рассматривать как игровой кинематограф. Вообще, количество скриптовых сценок и диалогов в экшене было невероятно большим. Говорили все и по любому поводу - случалось, что протяженность очередного видео превышала время, отведенное для прохождения сюжетного отрезка. Злые языки даже приводили в качестве примера Half-Life - мол, насколько уж там было много видео, но с Metal Gear Solid не сравнить.

В PC-издании Metal Gear Solid было дополнение VR Missions, что заметно продляло знакомство с шедевром Хидео Кодзимы. По сути, это был отдельный проект, который включал в себя 300 тренировочных миссий - карты строились из схематичных кубиков со светящимися гранями. Если с первым десятком бонусных миссий справлялся даже новичок, то над остальными приходилось крепко попотеть.

Сегодня больше говорят о Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, который должен вскорости появиться на PlayStation 3. Но первую игру из этой серии, портированную на PC, забыть трудно - она дала мощный толчок для проектов схожей тематики и даже сейчас вдохновляет молодых разработчиков.

Антон БОРИСОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!