Бойкий скачет, смирный - плачет

Название игры: Enemy Territory: Quake Wars
Жанр: FPS
Разработчик: Splash Damage/id Software
Издатель/в СНГ: Activision/"1C"
Похожие игры: Wolfenstein: Enemy Territory, Team Fortress, Quake 4
Системные требования: CPU 2 GHz, 512 Mb RAM, video 128 Mb, free space 5.5 Gb
Оценка: 9

Оглядываясь в прошлое, в рецензии на Quake 4 ("КВ" №44/2005) мы отдали все почести новой части Quake и среди прочего отметили, что "игра не ставит новых стандартов в жанре". id Software дошла до своей "точки кипения" и теперь делает первостепенную ставку не на графические технологии, а на качественный геймплей. Во всяком случае, именно так вышло с Enemy Territory: Quake Wars, ждали которого мы с превеликим нетерпением.


По всей строгости закона

Разработку Enemy Territory: Quake Wars британской студии Splash Damage поручили неспроста. Профессиональная карьера лондонских разработчиков начиналась с создания некоммерческих модификаций для Return to Castle Wolfenstein. Разглядевшая в умельцах талант Activision вскоре помогла им с созданием куда более полноценного Wolfenstein: Enemy Territory. Вскоре Splash Damage заинтересовалась сама id, которая заказала командный многопользовательский экшен во вселенной Quake - результат плодотворного сотрудничества предстал спустя два года.

Ожидающим чистого, незамутненного "квейка" - сразу ушат холодной воды. Это не тот Quake, в котором центральное место отведено единственному и неповторимому морскому пехотинцу. Quake III: Arena? Снова мимо, так как "мяса" (в привычном понимании этого слова) здесь на удивление немного, да и цели совершенно другие. Чтобы не ходить вокруг да около, обрисуем ситуацию. Представьте себе этакий Battlefield в удивительно знакомых декорациях. Ожесточенная борьба людей и строггов в самом разгаре, события разворачиваются на Земле в период с 2060-го по 2065-й год. Вам в этой эпопее отводится роль винтика в системе военной машины. Готовы наступить на собственное "я" и приступить к боевому заданию? Тогда - вперед, времени на раздумья не остается.

 

Технологического прорыва Quake Wars действительно не совершает. Вы ни разу не встретите фотореалистичных текстур, правдивой физики или потрясающей реализации техники. Все жертвы принесены в угоду геймплею и это отнюдь не пустые слова. Первостепенную важность приобретает взаимодействие игрока с остальными членами команды. Как в каком-нибудь тактическом шутере, здесь требуется беспрекословное выполнение общих задач, поэтому "солистам" сразу приходится несладко. Простой пример: за убийство одного противника выдается мизерное количество опыта, в то время как за выполнение какой-нибудь цели (например, защиту генератора) ваш персонаж удостаивается 10-20 очков опыта - с лихвой хватит, чтобы получить очередное повышение.

По сути, выбор расы и один из десятка классов характеризует дальнейший геймплей. У каждой специальности есть свои задачи, причем недостатка в них не наблюдается. Дефицитным в мультиплеере медикам приходится разрываться среди десятков убитых, воскрешать товарищей и своевременно обеспечивать их аптечками. "Контактники"-автоматчики спешат к линии фронта, чтобы не дать пехоте противника продвинуться вглубь позиций. Транспорту отведена далеко не ключевая роль, так как большинство машин не может похвастаться толстой броней. Два исключения - танк "Титан" у людей и шагающий робот "Циклоп" у строггов. Но даже эти передвижные крепости быстро загибаются под сосредоточенным огнем противника. Сесть в скоростной квадроцикл и умчать в тыл врага практически не реально - ему достаточно одной гранаты.

Освоить механику игры в Quake Wars просто, но для создания достойного КПД придется немало попотеть. Пять классов у строггов и людей, на первый взгляд, идентичны и заменяют друг друга. Но не все так просто. Баланс куда сложнее и понимается только при достаточно долгом общении с игрой. Пробежав сингл, к примеру, за разведчика, будьте готовы к совершенно другой картине в сетевом режиме. Многочисленные тактики, активно обсуждаемые сейчас на форумах, конечно, хороши и привлекательны - но будьте уверены, что "противоядие" вскоре будет найдено.

Одиночный режим подходит разве что для беглого ознакомления с представленными картами. Их не так много (всего 12), но каждая претендует на звание мини-шедевра. Средняя площадь карты достигает порядка четырех квадратных километров, что, поверьте, внушает и приводит в щенячий восторг. Вспомнившим к месту Battlefield или Operation Flashpoint, у Splash Damage нашелся достойный ответ в образе совершенно отличных заданий. Kill'em'all и бесхитростный вынос противника - не в духе Quake Wars. Здешние задания многоступенчатые и вряд ли вы будете праздновать победу, если выполните всего лишь одну из них. Взорвать пару баррикад строггов, вынести к чертям всю оборону базы, прорваться к порталу, телепортироваться в иное измерение и уничтожить злосчастный генератор - очень даже в духе местных брифингов.

Оборона и атака - это не просто ожесточенный бой между пехотой с использованием hi-tech техники. Заботливо расставленные турели, различные укрепления, заранее прорытые траншеи - список, оказывается, можно продолжить. Например, поручив инженерам строггов соорудить противопехотную установку. Уничтожить такую смертоносную штуку тяжеловато, поэтому успех приходит именно к той команде, которой удалось наладить слаженную работу. Quake Wars больше всего напоминает собой симулятор спецопераций, где каждый обязан выполнять свою задачу максимально четко.

Если классы еще можно условно сравнить между собой, то оружие и способы передвижения строггов и землян значительно разнятся. Пехота рычащих строггов может в любой момент запрыгивать в джетпак (Icarus Hover Pack) и потчевать наступающих людишек гранатами. Спускающиеся на парашютах солдаты сломя голову бегут к танкам или оперативно добираются в "горячую" точку на бронеавтомобилях-амфибиях. Что удивило - так это игра на официальных серверах Quake Wars. Типичного "разбора" техники не наблюдается, по первому-второму зову появляется медик, разведчики с инженерами не прут в лобовую атаку, а стараются оказывать поддержку из тыла. Вполне вероятно, что такая идиллия наблюдается не на каждом сервере, однако тот факт, что разработчикам удалось преобразить сетевую игру в качественно лучшую сторону, не вызывает сомнений. Система поощрения работает безотказно - лычки сыплются только самым полезным игрокам: автор этих строк немало удивился, когда увидел, что большая часть капитанов и капралов - именно медики и инженеры, которые не гарцуют с автоматом по передовой, а выполняют возложенные на них обязанности.


О Джоне замолвите слово

Quake Wars использует сильно модифицированный движок Doom 3, о чем поначалу очень сложно догадаться. По столь знаменательному случаю "папа FPS", Джон Кармак, создал технологию под названием Megatexture. При всей непохожести Quake Wars на предыдущие проекты id Software, графика порой выдает отменную картинку. Не вдаваясь в технические подробности, Мегатекстура - это текстура высокого разрешения, которая "обтягивает" весь ландшафт на карте. Главное преимущество такого подхода в оптимальном соотношении "производительность-качество". Детали подгружаются необходимым количеством в оперативную память и память видеокарты не с самого начала, а по мере необходимости. При десантировании игрок видит не какие-то размытые объекты или туман, а четкую, детализированную картинку. По признанию разработчиков, в самом начале работы над Quake Wars мегатекстура занимала объем в 8 гигабайт, однако в финальной версии она "весит" всего-то 8 мегабайт.

Дизайн карт просто великолепен - каждый запуск арены сопровождается восхищенным цоканьем и даже заставляет усомниться в том, что перед тобой одна и та же игра. Поэтапно полюбоваться пейзажами и изучить строение карт можно в кампании, которая даст возможность понюхать пороху в Африке, изучить австралийский ландшафт и немало побегать по каньонам Северной Америки.


Сдохни, биомасса!

Enemy Territory: Quake Wars, насколько это сейчас возможно, развил основные принципы сетевых шутеров. Разделение бойцов на классы и специализации возведено в абсолют. Командная игра ступила на новый виток эволюции и требует уже не только слаженности действий, четкого выполнения задач, но и видения общего рисунка игры. Профессиональный киберспорт вряд ли упустит столь перспективного претендента на звание отдельной дисциплины и, мы в этом нисколечко не сомневаемся, очень скоро последуют крупные чемпионаты по Quake Wars.

От Splash Damage вряд ли кто-то ожидал такого качественного проекта - сроки выхода игры неоднократно откладывались, разработчиков критиковали за нерасторопность и предрекали онлайновому шутеру незавидную судьбу. При всем этом в Quake Wars чувствуется фирменный стиль id, который наверняка воспримут в штыки поклонники Unreal Tournament или Counter-Strike. И это здорово, потому что даже при столь трансформировавшемся геймплее, иной цветовой палитре и еще тысяче мелочей, игра напоминает прежде всего о вселенной Quake.

Enemy Territory можно смело рекомендовать всем поклонникам сетевых шутеров - равнодушными они точно не останутся. Чего будет больше, негодования по поводу изменившегося геймплея или радости от свежих идей, зависит только от вас, ваших надежд и чаяний. В одном из своих многочисленных интервью Кармак упомянул, что того Quake'a, который мы запомнили по четырем частям сериала, уже не будет. И не верить маэстро пока поводов нет.

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен "ХИТ компани"


Описание классов


Люди

Пехотинец. "Пушечное мясо" с крепкой броней и широким выбором тяжелого вооружения (автомат, гранатомет, пулемет, дробовик). Помимо всего прочего, может уничтожать объекты с помощью взрывчатки.

Врач. Способен мгновенно реанимировать убитых бойцов, раскидывать аптечки и сооружать медицинские центры. Вооружен либо автоматом, либо дробовиком.

Инженер. Мастер на все руки, может дислоцировать оборонные сооружения, ремонтирует поврежденную технику и установки. Вооружение такое же, как у медика.

Артиллерист. Снабжает солдат боеприпасами, вызывает огневую поддержку. При себе носит автомат, но обладает куда более смертоносным радиомаяком "Вампир", который вызывает авианалет.

Разведчик. Боец невидимого фронта дислоцирует радары для обнаружения противника, взламывает установки и устраивает засады. Оружие с оптикой - либо автомат, либо винтовка.


Строгги

Агрессор. От людского пехотинца отличается лишь вооружением. Лацераторы, аннигиляторы, гипербластеры и гвоздометы используют плазменные заряды, не требуют перезарядки, но имеют свойство перегреваться.

Техник. Излечивает убитых и снабжает бойцов капсулами строента, которые служат либо боеприпасами, либо здоровьем. При себе носит лацератор или гвоздомет.

Конструктор. Выполняет роль миноукладчика либо сооружает/ремонтирует оборонные установки. В случае угрозы своей жизни готов применить лацератор/гвоздомет.

Деструктор. Указывает цели для бомбардировки, командует орбитальным лазером. При себе имеет лишь скорострельный лацератор.

Инфильтратор. Один из самых интересных классов - при помощи биоэлектрической бомбы может оживлять людей и в их облике проникать в стан врага. Помимо лацератора с оптикой или энергопушки, каждый инфильтратор имеет при себе радиоуправляемого дрона, который шпионит за перемещениями противника.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

41 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!