Новости технологий


Большой дебют электронной бумаги

Про технологию электронной бумаги e-ink мы уже писали давно и неоднократно. Хотя сама технология разработана уже достаточно неплохо, продукты на её основе пока трудно назвать массовыми. Электронные книги на базе e-ink выпускают Sony, Amazon, iRex (дочерняя компания Philips) - но все они страдают от высокой цены или определённых проблем с доступностью контента. Так что пойти в массы электронной бумаге пока ещё только предстоит. Возможно, к популяризации идеи приложит руку журнал Esquire, отметивший в сентябре свою 75-ю годовщину.

Как и планировалось (см. "КВ" №32), журнал выпустил отдельным тиражом 100000 экземпляров юбилейного номера со встроенным в обложку дисплеем на e-ink. Дисплей, правда, далёк от демонстрации максимума своих возможностей - он всего лишь мигает надписью "21 век начинается" с одной стороны и рекламой "Форда", с другой. Зато Esquire может продемонстрировать возможности электронной бумаги большому кругу читателей, а не только компьютерным специалистам, которые и так знают про эту технологию. Специалисты в Интернете, кстати, выдумку журнала не оценили - мол, ещё один мигающий баннер, только теперь на бумаге. Зато её очень оценили многочисленные самоделкины, которым в руки практически бесплатно попал образец электронного дисплея со всей управляющей электроникой. Народные умельцы уже вовсю обсуждают, куда можно приспособить такой девайс и что полезного с ним можно сделать.

Вполне возможно, что это тоже в конечном счёте пойдёт на пользу электронным чернилам - ведь заказ тестового дисплея у производителя стоит намного больше, чем $6 за журнал. Что интересно, Esquire такая демонстрация технологии тоже обошлась дороже стоимости номера - электронные модули дисплеев были собраны в Китае и доставлены самолётом в США. Оттуда их на грузовиках-рефрижераторах (чтобы на жаре не разрядились раньше времени литиевые батареи) отвезли в Мексику и там вклеили внутрь обложки. А затем, опять же, в холодильниках, отправили в типографию. Впрочем, чего не сделаешь ради юбилея, тем более, если часть расходов берет на себя рекламодатель - "Форд".


Ультразвуковой интерфейс

 

Группа учёных из Токийского университета представила на проходившей в августе выставке SIGGRAPH весьма любопытную разработку - акустический интерфейс. Японская разработка предназначена решить проблему взаимодействия пользователя с виртуальными объектами - то бишь, получить тактильный интерфейс, позволяющий "ощупывать" виртуальные объекты. Надо сказать, что бьются над этой проблемой учёные уже долго, но не очень успешно. С одной стороны, использование виброзвонка (по сути, это простейший тактильный интерфейс) в мобильных играх и приложениях вполне успешно. С другой - на персональных компьютерах подобные устройства до сих пор остаются дорогостоящей экзотикой, используемой, в основном, только в профессиональной деятельности крупных организаций. Надо думать, что происходит это от того, что большинство существующих решений требуют точной и сложной, а значит - дорогой, механики.

Хитрые японцы решили заменить механику ультразвуком. Прибор состоит из ряда ультразвуковых преобразователей, управляемых с компьютера. Генерируемые каждым из передатчиков ультразвуковые волны в местах интерференции создают фокусные точки. На картинке показано, что создаваемые ультразвуком формы можно буквально нащупать в воздухе. Из этих точек, теоретически, можно рисовать целые фигуры. В данный момент количества ультразвуковых передатчиков хватает только на то, чтобы рисовать небольшие вертикальные струны, но разработчики обещают, что в будущем геометрия устройств значительно усложнится. Они смогут передавать через воздух даже текстуры.

Чтобы правильно фокусировать ультразвук, разработчики используют видеокамеру, отслеживающую положение руки. По словам исследователей, показанным на SIGGRAPH прототипом уже заинтересовались несколько крупных компаний, так что разработка получилась достаточно успешной. Возможно, в скором будущем появятся и коммерческие решения на основе этой технологии - игровые и дизайнерские компании уже давно ищут способы приблизить виртуальный мир к реальности. Очевидно, что подобная "материализация" объектов может использоваться не только в игровой области, но также и в 3D-моделировании, индустрии "взрослых" развлечений и других областях.


Экзоскелет помогает ходить

Израильская компания ARGO Medical Technologies (www.argomedtec.com) успешно продемонстрировала прототип силового экзоскелета, созданного в качестве замены инвалидным креслам. Устройство под названием ReWalk представляет собой две механические "ноги", снабжённые электромоторами, источником питания и управляющим компьютером. Как видно из размещённых на сайте компании видеороликов, ReWalk позволяет людям с парализованными ногами достаточно комфортно чувствовать себя в городских условиях. Тестировавший экзоскелет доброволец мог ходить, подниматься и спускаться по лестницам, садиться и вставать и даже ездить на автомобиле, причём без посторонней помощи. Правда, во многих случаях ему требовалось также использовать костыли, да и управление экзоскелетом осуществляется при помощи рук и движений корпуса - так что полностью парализованным людям (к которым относится, кстати, и сам создатель экзоскелета Амит Гоффер (Amit Goffer)) он помочь не сможет. Кстати, с точки зрения управления, ReWalk действительно сильно отличается от других прототипов экзоскелетов, созданных для здоровых людей с целью увеличить их физические возможности. В большинстве таких систем создатели старались сделать так, чтобы "механические ноги" сами следили за движениями оператора и подстраивались под них. Однако в случае с парализованными людьми это невозможно, так что владельцу экзоскелета приходится при помощи командного блока выбирать тип движения, которое он хочет совершить, а затем активировать экзоскелет наклоном корпуса. В данный момент ReWalk уже прошёл пилотные испытания и теперь компания обещает наладить коммерческое производство подобных устройств - возможно, уже к началу 2010 года. При этом создатели обещают, что стоить окончательный продукт будет $10-15 тыс. То есть даже меньше, чем многие высокотехнологичные моторизированные инвалидные коляски.

Константин АФАНАСЬЕВ


Винт Сёрф: будущее коммуникаций - за роботами

В одном из последних интервью Винт Сёрф, один из "отцов-основателей" Интернета, высказал довольно интересную точку зрения на будущее Всемирной сети и общества на ближайшие 20-50 лет.

"Это действительно трудный вопрос, - сказал Сёрф. - Двадцать лет назад коммерческая услуга доступа в Интернет почти не предоставлялась, а технология WWW существовала только в голове Тима Бернерса-Ли. Может, и был какой-то программный код, но он не был широко распространён.

Заглядывая в будущее, мы можем сказать несколько вещей. Там будет существенно больше возможностей доступа в Сеть. Неважно, где ты находишься, у тебя всегда будет доступ. Это становится очень важным фактором, потому что концепция распределённой платформы (cloud computing) становится выгодной для всех только в том случае, если вы имеете к ней доступ в любой момент, когда вам что-то понадобится, и в любом объёме. Я вижу много полезного в распределённой платформе и ожидаю, что она будет всё более доступной.

Что ещё я ожидаю через 20-50 лет и в чём я довольно уверен, это способ нашего взаимодействия с онлайновыми системами и даже с локальными. Сегодня это клавиатуры и мыши, но я думаю, что в будущем реальное взаимодействие станет вполне нормальным, в том числе разговор и общение жестами.

Если у меня постоянно на себе соответствующие приборы, то местоположение постоянно отслеживается, по крайней мере, моему устройству оно известно, так что мои вопросы к нему могут касаться локальной информации, например, где находится ближайший ресторан?

Я также ожидаю гораздо более интересные виды взаимодействия, включая тактильные. Не просто тачкрины, а возможность тактильного взамодействия с удалёнными объектами. Маленькие роботы, например, которые, фактически, являются воплощением вашего тела (instantiations of you) и управляются на расстоянии, дают вам то, что называется телеприсутствием. Это большой шаг вперёд, по сравнению с тем видео-телеприсутствием, которое мы привыкли видеть сейчас.

Такой тип маленьких роботов отличается от обычных автономных роботов с собственным "искусственным интеллектом". Роботы телеприсутствия не являются автономными и не обладают интеллектом, но они могут сидеть на совещании вместо вас, позволяя вам виртуально присутствовать даже на нескольких совещаниях одновременно, перемещаться там, разговаривать с людьми и взаимодействовать с вещами, видеть всё вокруг, как и обычные люди".

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2008 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!