Игровые итоги года

2010 год в играх прошёл под знаком кризиса - денег и идей. На протяжении сезона разработчики только и делали, что пичкали нас малобюджетными клонами известных брендов либо проектами с финансовой стороны куда более затратными, но на деле пустыми и безликими.

Начался 2010-й достаточно бодро: с релиза нескольких многообещающих тайтлов, которые должны были выйти ещё в 2009 году. А завершается достаточно предсказуемо и скучно. В ноябре представлено несколько сезонных сериалов. На этом всё. К несчастью, следующий год из-за кризиса, скорее всего, будет таким же неурожайным. Что ж, это нужно пережить или вовсе про игры забыть. И идти заниматься чем-нибудь другим, гораздо более полезным, а не играть в одно и то же. По сути, это ведь самообман. Ну да ладно, каждый решает сам, для чего ему нужны игры. Тем более, что этот вопрос на страницах "КВ" в уходящем году мы уже много раз поднимали. И так ни к чему конкретному не пришли. Остановимся на лучшем, что было в уходящем году.


Стратегии

В этом жанре определился один безусловный фаворит - StarCraft 2: Wings of Liberty. Не будем перечислять многочисленные достоинства и прорывные детали этой игры, ограничимся лишь итоговой констатацией. Эта игра на голову, если не на две или три, сильнее всех своих конкурентов. Соперников этой космостратегии вот так сразу и не вспомнишь, настолько они были в уходящем году незаметны. В топ лучших игр жанра можно включить игру R.U.S.E., неожиданно бодро выступившую в поднадоевшем всем сеттинге "RTS во Второй мировой войне". Другая заметная стратегия этого года, получившая какое-никакое признание, - Worms Reloaded - запомнилась только тем, что была выпущена в необычном формате 2D. В принципе, ничего такого крутого в ней нет, но архаичный визуальный стиль создал вокруг неё небольшой налёт концептуальности. Настоящий подарок ретроградам. Им в 2009 году, кстати, сильно повезло. Многие пытались заработать на чувствах олдскульных фанатов путём искусственного состаривания современных тайтлов. Но были и такие, которые наоборот - выпускали старые игры в новом сеттинге. Пошаговая стратегия Sid Meier's Civilization V, не идеально, но достойно выступившая в ноябре этого года, - самый лучший такой образец.


Симуляторы

 

Мы решили не разделять игры этого жанра на более мелкие типы (авто, спорт и авиасимуляторы), объединив сразу всех. Со спортсимами в этом году было всё как всегда - то есть туго. EA продолжили обман своей целевой аудитории, просто поменяв год в названии и обложку. Сам же геймплей традиционно оставили на прежнем уровне. Это плохо. Мы весь год в "КВ" были за новации, а EA нас так безбожно кинули. Что ж, пускай кидают и наживаются, пока есть такая возможность. С появлением новой революционной технологии Microsoft Kinect ситуация в этом жанре наверняка изменится.

Странно, что с очередным Need for Speed в этот раз всё сложилось благополучно. И хотя в NFS: Hot Pursuit 2 имеется достаточное количество недостатков - чудовищная аркадность и повсеместное копирование чужих идей - большинству любителей этот автосимулятор пришёлся ко двору. Ребрендинг серии NFS, о котором так много говорил ключевой человек в EA Джон Ричитьелло, состоялся. Вот так бы в следующем году и с другими дойными коровами компании случилось.

Второй по значимости игрой этого жанра после NFS была Blur. Правда, как и в случае NFS, симулятором её можно назвать чисто условно. Blur - самая настоящая аркада, основная задача которой - отменно развлекать, а не учить реалистичному вождению. Похоже, первый вариант массовому игроку близок как-то больше. Но не все участники рынка в уходящем году поспешили продаться казуальному дьяволу. Остались в индустрии ещё адепты реалистичного вождения и физики. Уважить такую целевую аудиторию F1 2010 и была призвана. Что можно сказать по её поводу? Очень нишево, местами кондово и чересчур профессионально. Одним словом, скучно и не для всех. Но такие игры имеют право на существование. Как нужны и авиасимуляторы со смешанном уклоном. Например, Tom Clancy's H.A.W.X., вышедший в конце года, неплохо выступил и распродался. Только до сих пор непонятно, под какую аудиторию эта игра делалась. Вероятно, сработало желание понравиться и нашим и вашим. Вот и пришлось совместить разработчикам казуальность со сложностью.


Ролевые игры

На протяжении года этот жанр очень сильно лихорадило. Одни разработчики экспериментировали, насыщая его чем-то новым. Другие наоборот - предавались воспоминаниям, стремясь вернуться в прошлое. Mass Effect 2 в начале этого года вытоптала тропу, по которой всем уважающим себя RPG следует двигаться дальше. Создатели Arkania: Gothic 4 решили отречься от богатой хардкорной истории серии и выпустили Light-версию "Готики", далёкую от всего того, что в ней когда-то было. Правильно ли они поступили? Решать богам. Но свято место пусто не бывает. Оперативно сработали её недавние конкуренты-немцы со второй частью Two Worlds - и не проиграли. Сначала они разработали уникальную по теперешним меркам классическую CRPG . Затем адаптировали её под консоли. Совместили несовместимое и заработали большие деньги, сохранив при этом лицо. Поступок, который обязаны взять на вооружение другие разработчики. Ведь далеко не всем в этом году удалось сохранить честь. Bethesda балансировала в этом плане на грани. Эта компания имеет в своём распоряжении бренд Fallout, который она вот уже несколько лет благополучно "ездит", пачками выпуская к нему дополнения. Одним из самых заметных аддонов этого года Fallout: New Vegas и был. Конечно, по-настоящему значимых нововведений за ним не числится. Но какой-то своей внутренней энергетикой и душой проект, выпущенный конкретно не Bethesda, а другой студией по её поручению, обладает. Хотя, быть может, это просто магия Fallout на всех нас так действует.


Экшены

Пожалуй, самый популярный в индустрии жанр в уходящем году нас особенно не радовал. Экшенов разных выходило много, но достойные образцы среди них находились с трудом. В начале сезона большие надежды мы связывали с сиквелами Bioshock и Assassin's Creed. Как и Mass Effect 2, эти игры попали на наши игровые системы с некоторым опозданием. С задачей минимум они справились: потешили фанатов, заинтересовали и сделали затравку для будущих игр серии. Что ещё для счастья и умеренного финансово успеха разработчиков нужно? Но нам этого мало. Как оказалось потом, зря. Несмотря на то, что ожидаемый фурор они не произвели, релизы двух этих игр - не самое плохое, что случилось с индустрией в уходящем году. Дальше всё было только хуже. Множество клишированных поделок, непонятно про что. Низкопробные клоны довольно нескромно эксплуатирующие популярные бренды. Глотком свежего воздуха стала вторая "Мафия". К самому цивилизованному ГТА-клону можно сколько угодно предъявлять объективные претензии. Ругать геймплей за слабую проработку, а разработчиков за жажду наживы, которая не позволила им выпустить игру целиком и включить в неё все подготовленные к релизу фишки. Но даже в таком виде Mafia 2 игралась на "ура".


Call of Duty

Уже не первый год ни один предновогодний обзор не может обойтись без очередной части Call of Duty. В этот раз все СМИ мира поют дифирамбы CoD: Black Ops. Оформленный в многочисленных хвалебных рецензиях успех подкрепляется миллиардом долларов, который удалось заработать за полтора месяца продаж. Примечательно, что таких результатов игра добилась и без участия великой Infinity Ward. Но ей всё равно не удалось уйти от небольшого налёта бюджетности. Издержки происхождения. Разработкой занималась известная на весь мир студия Treyarch, не раз замеченная в создании игр на скорую руку. Получилось у неё в итоге всё эффектно, но слишком уж скоротечно. И очень плохо, что самой лучшей игрой в этом году стала именно Call of Duty: Black Ops. Как и в раньше, мы прекрасно понимаем, что она победила, но с чистой совестью отдать ей первенство не готовы. Лучшая игра года должна быть другой - новаторской, прорывной. Такой, как Hal-Life 2 и Bioshock в своё время. Последняя же часть Call of Duty - просто хорошая игра на вечер.

Сергей КОРОТКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2010 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Сергей
Автор забыл про Battlefield Bad Company 2 и последнее дополнение к ней
Аватар пользователя Воробей Павел
Совершенно согласен с замечанием!

Battlefield Bad Company 2 довольно не плохая игра и дополнения к ней тоже!