Появится ли в Республике Беларусь портал открытых данных?

Совсем недавно (примерно около месяца назад) среди ИТ-сообщества Беларуси стало известно, что Министерство связи и информатизации РБ объявило отрытый конкурс, который должен быть проведен на тендерной основе, по следующему проекту: «Создание национального портала отрытых данных на базе портала единых электронных услуг». (http://42.tut.by/519656 , http://www.icetrade.by/tenders/all/view/383421 ) Безусловно, данный проект рассматривается как составная часть выполнения Государственной программы развития цифровой экономики и создания информационного сообщества в РБ, принятой на 2016-2020 годы. По некоторым данным в конце ноября в объявленном конкурсе по созданию портала открытых данных, с заявленной стоимостью в один миллион долларов в эквиваленте белорусскому рублю, приняли участие около 10 ИТ-компаний, включая одну российскую помимо остальных отечественных команд, непосредственно представляющих Беларусь, которые подготовили свои коммерческие предложения. Возможно, результаты данного конкурса могут быть оглашены в белорусской прессе в декабре этого года или в начале следующего. Кроме того, предполагается, что срок реализации данного проекта намечен на 2017-2018 годы.

Таким образом, получается, что белорусские и иностранные граждане, в лучшем случае, получат в свое пользование отечественный портал открытых данных в окончательном виде как уже реализованная и внедренная республиканская платформа никак не раньше января 2019 года. И это при том, что не будет никаких срывов временного графика по ходу его разработки, отладки и последующего внедрения. А также, несмотря на то, что на первых парах планируется внедрение только лишь 30 наборов открытых данных, а не 100, о чем сообщалось весной. Кроме того, понятно также, что прежде чем приступить к разработке данного портала на основе технического задания должна быть предложена и одобрена, прежде всего, Концепция. Поэтому в этом контексте было бы целесообразно, чтобы в публичном и широком обсуждении данной концепции приняло как можно больше участников, в том числе и среди простого населения Беларуси, а не только среди профессионалов-специалистов. Так как, в конечном счете, республиканский портал открытых данных должен создаваться для людей и помогать им в решении насущных задач и проблем, а не служить только для «галочки», чтобы улучшить, например, рейтинги Беларуси. Хотя бы для улучшения все той же оценки ООН, когда международные эксперты ранжируют уровень готовности электронного правительства в странах мира (прим. наша республика занимала 55 место в 2014 году из 193 стран мира - UN E-Government Survey 2014 - https://publicadministration.un.org/egovkb/Reports/UN-E-Government-Survey-2014 , а в 2016 году уже 49 место, сделав 6 шагов вперед - https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2016).

В последнее время тема открытых данных приобретает все большее звучание во всем мире. В первую очередь актуальность ее значения следует рассматривать с точки зрения социально-экономической политики того или иного государства. Поэтому в основе концепции открытых данных лежит постулат о том, что большая часть полезной для государства и для его отдельных граждан информации должна находиться в открытом доступе, желательно в одном защищенном месте (платформе), для неоднократного и широкого использования всеми заинтересованными сторонами. Для этого такие данные должны надежно и свободно располагаться в Интернете (в нашем случае в Байнете с использованием национальной инфраструктуры). Они должны иметь как электронный (цифровой) вид, так и иметь возможность быть распечатанными на бумаге в машиночитаемом формате. Данные должны быть достоверными и актуальными для их предоставления в любой государственный орган. Кроме того, открытые данные должны быть совместимыми с другими государственными ресурсами данных, и не противоречить им, как по своему внутреннему содержанию, так и по форматам представления. На них не должно накладываться никаких ограничений для повторного использования в случае, если, конечно же, эти данные не потеряли своей актуальности в настоящее время.

 

Таким образом, создание общенациональной платформы открытых данных - это значительный шаг вперед на пути создания «Открытого правительства РБ», в первую очередь электронного (e-Government), целью которого является более оперативное служение белорусскому народу. Так граждане РБ смогут принимать более обоснованные и взвешенные решения за счет большей степени своей информированности, а также осуществлять более рациональный и осознанный выбор в принятии решений на основе предлагаемых им сервисов и услуг, которые будут опубликованы на национальном портале открытых данных. А что касается бизнеса, то его представители могут не только заявить о себе, опубликовав открытые данные на такой общереспубликанской платформе, но и с помощью ее развивать новые направления ведения бизнеса. Кроме того, тот, кто намерен создать (старт-ап) и развивать его как собственный бизнес в РБ, включая иностранных граждан, могли бы без проблем в оперативном режиме сделать это, черпая на национальном портале открытых данных полезную информацию и в дальнейшем используя ее.

 

В результате реализации данного национального портала открытых данных должно произойти значительное увеличение доли услуг,  которые будут оказываться государственными органами республики в электронном виде. По планам белорусского правительства эта цифра должна составить не менее 75%. А доля электронного документооборота между государственными органами должна составить не менее 95% от общего документооборота. Кроме того, например, до 2021 года планируется полностью перевести в электронный вид всю медицинскую документацию. Известно, что уже в РБ реализуются программы по электронным рецептам (будут внедрены с 1 января 2017 года) и по амбулаторным картам пациентов. Например, для создания системы электронного здравоохранения и внедрения системы поддержки клинических решений на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Всемирный банк предоставит Беларуси заем в $125 млн. Это только как один достаточно показательный пример относительно системы здравоохранения. Поскольку в целом по прогнозам белорусского правительства, в результате выполнения стратегии по информатизации общества доля валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в ВВП должна составить 3,8-4%. И этим целям должен служить национальный портал открытых данных. К месту будет отмечено, что в нашей стране уже существует некоторое пилотное решение https://opendata.by/node/1 . Понятно, что подобное ему уже не государственном уровне, т.е. уже в совершенно другом виде, должно быть дополнено и развито в самое ближайшее время. Прежде всего, такое дальнейшее совершенствование предоставляемого государством сервиса подразумевает современную разработку непосредственно самого портала в новом виде, а также связанной с ним нормативно-правовой базы (законы, директивы). В том числе для развертывания такого портала необходимо будет создавать либо предоставить, а затем использовать надежную республиканскую инфраструктуру (облака, ЦОДы, сервера, сети, пользовательские терминалы и устройства и т.д.). Поскольку на практике получается, что создание программного обеспечения это отдельная тема, которая, тем не менее, должна иметь конкретную привязку к «железу» и современной облачной инфраструктуре.

Зарубежный опыт по созданию порталов открытых данных

Что касается опыта создания подобных порталов в других странах, то далее приведем информацию в сжатом виде об успешных примерах такой реализации. Безусловно, изначально следует отметить Российскую Федерацию (РФ). В настоящее время можно посетить работающий с 2014 года российский портал Data.gov.ru  - открытые данные России (http://data.gov.ru/) , где количество наборов открытых данных на этом портале: 10933 , в том числе по разделам: Государство (6578) / Экономика (1251) / Образование (954) / Здоровье (541) / Экология (442) / Культура (414) / Транспорт (454) / Торговля (219) / Строительство (175) / Туризм (228) / Спорт (162) / Досуг и отдых (170) / Безопасность (74) / Безопасность (74)  / Картография (17)  / Метеоданные (3) / . Как видим, реализованный РФ портал открытых данных хорошо структурирован. И этот подход можно взять за основу, с учетом, конечно же, отечественных белорусских реалий.

В качестве других примеров развернутых порталов открытых данных среди стран бывшего СССР, помимо России, можно назвать Узбекистан (https://data.gov.uz/ru ), где отражено 15 разделов, включая Территория / Экономика / Здоровье / Образование / Население / Транспорт / Культура / ИКТ / Недвижимость / Бизнес / Туризм / Спорт / Страхование / Экология / Юстиция, а также Украины (http://data.gov.ua/ ) , где есть такие разделы (их 15) как: Транспорт, Государство, Финансы, Юстиция, Налоги, Экология, Строительство, Земля, Сельское хозяйство, Охрана здоровья, Социальная защита, Просвещение и культура, Молодежь и спорт, Стандарты и Экономика. Всего в настоящий момент в Украине предоставлено 8325 наборов и 923 приложений, причем только на украинском языке.

Казахстан также имеет подобный портал https://data.egov.kz/  , где уже существует 2100 наборов данных. Причем портал открытых данных в этой стране выполнен на трех языках (казахском, русском и английском).  На этом портале приведены следующие разделы открытых данных: Трудоустройство и занятость, Образование, Легализация имущества, Общественные объединения, Экономика, Молодежная политика, Государственная услуга, Энергетика, Ономастика, Аналитические справки, Земельные отношения, Акиматы,  СМИ, Транспорт и коммуникации, Правовая помощь, Культура, Социальные услуги, Строительство, Бизнес., Частные судебные исполнители, Дошкольные организации, Законотворчество, Адвокатура, Оценка, Структура государственного учреждения, Сельское хозяйство, Торговля, Гражданство (миграция и иммиграция), Туризм и спорт, Безопасность, ЖКХ, Региональная политика, Нотариат, Дипломатический корпус, Задолженность, Объекты культуры и отдыха, Космонавтика, Налоги и финансы, Недвижимость, Политические партии, Защита прав потребителей, Природные ресурсы, Бюджет, Здравоохранение, Тех. регулирование и метрология, Социальное обеспечение, Экология, Семья, Статистика, Промышленность, Библиотеки, Архивный фонд, Приватизация и Религия. Тем не менее, несмотря на то, что портал открытых данных Казахстана содержит около 55 разделов, но получается, что такая информация на нем не выглядит до донца структурированной. Поэтому такой казахский опыт представления информации на портале открытых данных не является оптимальным для ее размещения и поиска, так как содержание многих разделов по своей сути пересекается, а, следовательно, такие разделы могли бы быть объединены, чтобы не перегружать главную страницу.

Что касается Молдовы (http://data.gov.md/ru ), то государственный портал отрытых данных этой страны сегодня реализован на четырех языках: молдавском, румынском, русском (хотя эта языковая реализация в настоящий момент страдает своей незавершенностью, так как отображаются только меню, а не сам контент) и английском (та же проблема, что и с русской версией – только заголовки, а не информация). Тем не менее, данный портал на сегодняшний день включает 935 наборов данных и 5365 ресурсов, а в 2015 году Молдова занимала 22 место в рейтинге Global Open Data Index 2015 (http://index.okfn.org/place/moldova/ ). К месту будет отмечено, что в данном рейтинге Казахстан был 50, Украина – 54, Российская Федерация – 61, а Беларуси в списке 122 стран не было вообще (http://index.okfn.org/place/ ).

Среди успешных зарубежных порталов открытых данных следует назвать, в первую очередь, США (https://www.data.gov/ ). На данном портале представлены 14 подразделов, которые расположены в алфавитном порядке, а не перечислены по своей значимости или актуальности для американского государства. Это: Agriculture, Business, Climate, Consumer, Ecosystems, Education, Energy, Finance, Health, Local Government, Manufacturing , Ocean , Public Safety, Science & Research. В настоящий момент американский портал насчитывает более 90 тысяч наборов данных и 370 приложений на их основе. Следующий пример - Британский портал (https://data.gov.uk/ ) включает следующие подразделы (12): Business and economy, Crime and justice, Defence, Education, Education, Environment, Government, Government spending, Health, Mapping, Society, Towns and cities, Transport. Он содержит около 20 тысяч наборов и около 320 приложений. Портал открытых данных Южной Кореи (http://data.go.kr/) содержит такие разделы на английском языке, как: Education, Land, Administration, Finance, Industry&Employment, Welfare, Food&Health, Culture&Tour, Medicine, Safety, Transportation, Environment&Weather, Science&Research, Agriculture, Diplomacy . В настоящий момент это всего 15 разделов (модулей). К примеру, на нем самыми востребованными наборами открытых данных по количеству скачиваний является статистическая информация по дорожно-транспортным происшествиям, а также в области начального, среднего и высшего образования. Далее отметим также, что портал открытых данных Сингапура (http://data.gov.sg/) построен не на модульном представлении наборов открытых данных, когда каждые модуль «открывает» информацию по отдельности после нажатия на отдельную иконку меню, а в виде одной, и действительно получается, что несколько перегруженной главной страницы, которая использует достаточно большой скроллинг. Тем не менее, на главной странице портала открытых данных Сингапура можно найти информацию о населении, разделенному по гендерному признаку, об экономике, образовании (как пример, о получивших высшее образование по различным специальностям), окружающей среде, финансах, здравоохранении, инфраструктуре, обществе, технологиях, транспорте. К примеру, к настоящему времени на портале data.gov.sg опубликовано более  9000 наборов данных, которые представлены 60 министерствами и ведомствами этого островного государства.

Кроме указанных выше, в настоящее время государственные порталы открытых данных были созданы и широко используются в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канаде, Марокко, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, ОАЭ, Португалии, Саудовской Аравии, Тайване, Франции, Чили, Эстонии, и ряде других развитых зарубежных стран. Причем зарубежная практика свидетельствует о том, что основным поставщиком открытых данных являются локальные статистические службы. Так, во Франции и Сингапуре, объем открытых наборов, которые были опубликованы статистическими службами на национальных порталах открытых данных, хотя и разнятся, тем не менее, они составляет значительную долю от их общего числа. Во Франции, к примеру, эта цифра приближается к 30%, тогда как в Сингапуре она превышает 60%.

Таким образом, в общих чертах можно представить, что национальный портал открытых данных в Беларуси мог бы, как минимум, включать на своих веб-страницах такие разделы как: Государство, Бизнес и предпринимательство, Экономика, Финансы и инвестиции, ИКТ и индустрия 4.0, Промышленность, Сельское хозяйство, Торговля, Транспорт и логистика, Здравоохранение, Образование, Наука и культура, Налоги и преференции, Население и региональное развитие, Социальная защита, Окружающая среда, природные ресурсы и экология, Спорт и туризм и, возможно, ряд других, но обязательно не перегружать информацией на одной странице. Следует также учесть то обстоятельство, что национальный портал открытых данных в Беларуси должен быть реализован на трех языках, двух государственных (белорусском и русском), и английском (как средство международного общения). Причем в последнем случае, это касается не только перевода меню и подзаголовков, но и самого текста того или иного набора открытых данных.

Некоторые выводы

Таким образом, подождем определенное время, когда будут официально объявлены итоги республиканского конкурса по созданию национального портала открытых данных. Будет ли это известных белорусский бренд среди наших ИТ-компаний (например, ИБА, Софт-клуб, БелХард Групп, Компит Текнолоджист, Новаком Групп и др.) или это будет своего рода «серая» лошадка среди неизвестных доселе ИТ-игроков не суть важно. Важно, чтобы такой национальный портал был, как можно быстрее, создан, качественно исполнен, удобен в использовании, и приносил пользу простым гражданам, для того, чтобы в нашей стране становилось все меньше и меньше бюрократии и бумажной волокиты.

Версия для печатиВерсия для печати
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 1
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя savely

Нечитаемо. 

принятой на 2016-2010 годы.

"Назад в будущее". Хоть бы читал кто...

Публикация на EJ

https://ej.by/news/it/2017/05/24/v-reytinge-otkrytyh-dannyh-belarus--na-93-strochke-iz-115.html

В рейтинге Открытых данных Беларусь - на 93 строчке из 115

В рейтинге Open Data Беларусь оказалась между Кот - д'Ивуаром и Бангладеш.

В данном рейтинге Беларусь набрала 11 очков из 100 возможных, сообщает Thinktanks.by

Кстати, у Великобритании, которая заняла первое место - именно 100 очков. У находящейся на второй позиции Канады - 90, а у Франции. очутившейся на третьей строчке, - 85.

Open Data Barometer (ODB) – международный рейтинг, который определяет состояние развития открытых данных 115 стран. Показатели сведены к трем индексам: готовность, реализация и оценка влияния системы открытых данных. Каждый из показателей оценивается по 100-балльной шкале.

У Беларуси готовность составляет 27 баллов, реализация - 10, а оценка влияния системы открытых данных - 2 балла.

Россия в рейтинге заняла 25 строчку, Украина - 44-ю, Польша- 46-ю, Латвия – 53-ю.