История успеха: Dev.by

Об истории создания самого популярного в Беларуси ресурса, посвященного работе в ИТ, рассказывает его основатель и руководитель Артем Концевой.

- Как вообще родилась идея Dev.by?

- До 2007 года обсуждение аспектов работы в той или иной белорусской ИТ-компании имело эпизодический и совсем неструктурированный характер. На сайте "Компьютерных вестей" была тема на форуме, где все подряд дискутировали сразу обо всех компаниях. До некоторых пор этого хватало желающим побольше узнать о своих потенциальных работодателях.

А вот когда белорусский рынок ИТ-труда стал стремительно развиваться, количество компаний быстро выросло, а сами они становились всё активнее в поисках специалистов, стало понятно, что сформировалась аудитория для полновесного ресурса о работе в ИТ. Идея витала в воздухе. В какой-то мере примером послужила Украина, где агрессивная борьба за кадры началась раньше и появлялись соответствующие ресурсы. Вопрос был в реализации, нам надо было предложить не просто очередной форум, а сервис, который мог бы заинтересовать искушенных пользователей.

- А большая была команда, когда вы это начинали?

 

- В классических success-story обычно всё выглядит так - команда единомышленников пробивается сквозь тернии, работая рука об руку со звёздами. В реальности всё сложнее. Когда возникла идея ресурса, мы с Александром Юрутем работали на менеджерских позициях в одной минской ИТ-компании, никто из нас не был программистом. Так что было решено нанять разработчика. На мой взгляд, это было ошибкой: среди основателей технического стартапа всегда должен быть программист.

В результате в свободное от работы время, в течение восьми месяцев мы делали Dev.by, и к октябрю 2008 года мы, наконец, запустились. В этот момент нам в какой-то мере повезло, если можно так говорить, - ударил мировой финансовый кризис, и белорусский рынок ИТ-труда зашатался: какие-то компании начали увольнять сотрудников, какие-то - стали урезать зарплаты. И тут мы пришлись очень кстати, потому что больше нигде не было информации, о том, что происходит, не было площадки, где можно было обсудить обстановку.

С одной стороны, многим хотелось рассказать о проблемах в своей компании, с другой - компании могли опровергнуть слухи или разъяснить ситуацию. Так или иначе, нам удалось удержать дискуссию от скатывания во флейм, обиды и истерики, и диалог пошёл, а с ним рванула вверх и посещаемость.

- Не трудно было развиваться в кризис?

- Любой кризис - это новые возможности. И это абсолютно правдивое утверждение, особенно после того, как вы уже заработали свои первые миллионы ещё пару-тройку кризисов назад. А нам, скажем, было "интересно". С одной стороны, в бюджетах компаний не было денег на рекламу, а с другой - у нас уже была посещаемость, а среди компаний были и те, кто видел свет в конце тоннеля. Нам удалось договориться с несколькими крупными игроками ИТ-рынка о размещении рекламы и вакансий, чтобы "застолбить место" на будущее. И где-то через полгода я смог уйти с основной работы и целиком сосредоточиться на Dev.by.

- Как Вам кажется, Dev.by как-то повлиял на белорусский ИТ-рынок, на сами компании?

- Белорусский ИТ-рынок всё ещё очень молод, а раньше был совсем юн. Dev.by так или иначе повлиял на его взросление.

Компании и специалисты стали переходить на более традиционные формы решения рабочих вопросов и конфликтов. Практически пропали звонки с требованиями (и угрозами) удалить чей-то комментарий, как и выливания ушатов грязи на компанию или менеджера за увольнение по статье "ничего не делал".

От праздного восхищения офисами Google компании пришли к пониманию, что комфортное рабочее место для своих сотрудников - это не только кресло вместо табуретки, но и страховка, 50 сортов чая и абонемент в фитнес-центр. Компании стали больше работать над имиджем, продвигать себя в глазах сотрудника, брендироваться на рынке труда.

Вакансии стали выглядеть по-человечески - от "бурно развивающейся компании" без названия с проектом для условного "мирового лидера", до конкретной организации с такими-то предложениями и условиями, на конкретный проект.

Dev.by стал одним из инструментов рынка. Чем меньше табу, чем больше информации, тем больше шансов у компаний проявить себя, тем больше возможностей выбора у работников. Для этого наш портал, собственно, и появился.

- На Ваш взгляд, долго ли будет продолжаться имеющая сейчас место ситуация жесткой конкуренции работодателей за программистов?

- Об этом принято говорить, как о чём-то уникальном, а эта ситуация абсолютно нормальная. Любое современное предприятие просто обязано инвестировать в ИТ, чтобы не отставать от конкурентов и оставаться на рынке, поэтому в обозримом будущем айтишники без работы не останутся. Как показывает опыт 2008-2009 годов, рынок ИТ-сервисов остался одним из наименее пострадавших от мирового кризиса.

Другой вопрос, что после 5 лет роста зарплат, рейты наших компаний уже не всегда позволяют заказчику сэкономить и заставляют его задумываться о найме собственных специалистов, а не ввязываться в заокеанский аутсорсинг.

Поэтому нашим компаниям, чтобы остаться конкурентоспособными на рынке труда, нужно развивать экспертизу, смотреть в сторону продуктовой разработки, что получается далеко не у всех. Пока "бодишопный аутсорсинг", как и раньше, является основой отрасли, конкуренция за кадры останется высокой, а вот предложения по зарплатам для большинства позиций будут стагнировать.

- А можно ли сказать по каталогу на Dev.by, стало ли у нас больше продуктовых компаний?

- Стараниями одной минской организации, "продукт" стал модным словом, а множество компаний внезапно переназвались из аутсорсинговых в продуктовые. При этом настоящих производителей продуктов стало больше, но их все еще гораздо меньше, чем могло бы быть.

- А что мешает?

- Отсутствие достаточного количества источников внешнего финансирования, благодаря которым разработчик может попробовать начать делать свой продукт и при этом не продавать квартиру. У нас появляются бизнес-ангелы, инкубаторы, инвесторы, стартап-тусовки, но пока не видно ни одного выросшего благодаря им успешного проекта, который бы даже в пределах Беларуси "выстрелил".

Есть еще тенденция к тому, что самые активные люди, которые могли бы развивать свои компании, предпочитают уехать и работать в компаниях типа Microsoft или Google, где человеку с амбициями вырасти сравнительно несложно. Многие справедливо решают, что даже свои проекты лучше делать там, где нет проблем с инвестициями, с законодательством, с имиджем страны за рубежом...

- Можете рассказать что-нибудь о планах?

- Планов много. Пока мы не можем рассказать обо всем, но задача номер один для нас - это слезть со старой платформы, которая сейчас нас тормозит, в прямом и переносном смысле. Если вы хотите сделать что-то хорошо, делайте это сами, этот урок нам пришлось усвоить, глядя как добавление очередного небольшого куска нового функционала в древнюю CMS тащит за собой целый Боинг работы.

Уже в ноябре мы обновим сайт полностью, запустим новый рейтинг компании, обновлённые разделы вакансий, зарплат и событий. Мы будем наращивать количество белорусского контента, запустим авторские колонки и блоги компаний, продолжим проводить офлайн-мероприятия, например конференцию MobileOptimized и конкурс Best IT Companies to Work for in Belarus. Через какое-то время прямо в нашем новом офисе будут проходить менее масшатбные, но не менее интересные мероприятия.

- Планируете ли вы выход на новые рынки - российский, украинский?

- Мы недалеки от 20 тысяч активных пользователей, что, учитывая количество работающих в белорусском ИТ, является потолком, поэтому выход на более масштабные рынки входит в наши планы. Но пока наша главная цель - представить максимум удобных сервисов и информации белорусским пользователям.

Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!