Территория звука

Обзор программных синтезаторов

Этот выпуск "Территории звука" я решил посвятить обзору программных синтезаторов, которые появились в последнее время. Оставим в стороне спор о том, что лучше - программные или аппаратные синтезаторы, и будем пользоваться лучшими представителями обоих противоборствующих лагерей.

Rob Papen ConcreteFX Predator (www.robpapen.com/synths/predator) - виртуальный синтезатор, разработанный Робом Рейпеном (Rob Papen) в сотрудничестве с Йоном Айресом (Jon Ayres), саунд-дизайнером Concrete FX. В Predator включены серьезные возможности вроде перетекания предустановок из одной в другую, гибкой системой варьирования опций программы, контролируемых по MIDI и внутренне эффектов, расстройки унисона, памяти на аккорды и очень гибким арпеджиатором. Синтезатор поставляется с несколькими банками стилей: хип-хоп, хардкор, брейк-бит, транс, драм-н-бас и другими. Эффекты, встроенные в синтезатор, можно использовать и в stand-alone режиме. Естественно, заявляется о "первоклассных возможностях для применения в современном музыкальном творчестве". О том, что "интерфейс этого синтезатора спроектирован так, чтобы все элементы были прямо у вас перед глазами и ими всегда можно было просто и быстро воспользоваться". И даже "если вы не уверены в каком-либо из параметров, то можно просто щелкнуть на нем правой кнопкой мыши для вызова справки". Не обращайте внимание на эту рекламную чушь, а найдите и попробуйте этот синтезатор в действии!

Analog Factory (www.arturia.com/en/analogfac/analogfac.php) мощнейший и в то же время легкий в использовании виртуальный инструмент. У пользователя Analog Factory будут в наличии около 2000 лучших пресетов из предыдущих программных продуктов компании, созданных лучшими специалистами и музыкантами, сотрудничающими с фирмой. Перечислю особенности. Все пресеты выбраны из хорошо всем известных программных продуктов от Arturia: Minimoog V, Moog Modular V, CS-80V, ARP 2600 V, Prophet V and Prophet VS. Естественно, все звуки моделируются при помощи фирменной технологии TAE (True Analog Emulation) и имеют превосходное качество. Быстрый менеджер пресетов. Удобная фильтрация пресетов: по инструменту, по типу и/или по характеристикам, поиск пресетов по заданным параметрам. Возможность сортировки пресетов по названию, инструменту, типу, требовательности к процессорным ресурсам. Также имеется возможность создавать пользовательские группы из любимых пресетов. Дальнейшее редактирование параметров звучания: секции фильтров и LFO, 4 ключевых параметра для каждого пресета, Chorus & Delay, огибающие, и так далее. Компания Arturia не перестает радовать новинками, но и не отстает от более продвинутых и уже зарекомендовавших себя софтверных компаний: в новинке от "Артурии" используется технология защиты программного обеспечения от Synchrosoft - аппаратный USB-ключ. Так что программа достанется не каждому. Нацелена Analog Factory, в основном, на пользователей, которые не затрудняют себя созданием оригинальных звуков и пользуются тем, что есть.

И еще один софт-синтезатор от Arturia - Jupiter 8V (www.arturia.com/evolution/en/products/jupiter-8v.html) - новейший программный продукт в линейке программных ремейков классических аналоговых синтезаторах от этой компании. Из-за своих уникальных возможностей программная версия Roland Jupiter 8 - настоящая находка для звуковых дизайнеров. Созданный с использованием новой технологии TAE®, Jupiter 8V работает под управлением современного хост-процесса, который снабжен встроенным пошаговым секвенсором, новой линейкой динамических спецэффектов, возможностью комбинирования различных модулей и многим другим.

 

Wizoo Darbuka & Latigo (www.wizoo.com) лично я не стал бы называть программным синтезатором. Это, скорее, семплер, драм-машинка, если хотите. А еще эту программу на некоторых сайтах назвали виртуальным перкуссионистом. Как и программы серии Virtual Guitarist, в создании которых компания Wizoo принимала участие, Darbuka и Latigo содержат записи фраз, исполненных живыми музыкантами. Можно в реальном времени изменять исполнение (темп, тайминг, свингование и др.), аранжировку, звуки, акустику помещения (15 редактируемых вариантов) и размещение инструмента в пространстве. Есть 61 редактируемый набор инструментов, микшер с эквалайзером и эффектами для каждого инструмента, основные выходы и 14 индивидуальных выходов инструментов. Поддерживается управление по MIDI. Darbuka содержит арабские и ближневосточные инструменты и стили (2 Гб сэмплов), Latigo - латиноамериканские инструменты и стили (1 Гб сэмплов). Но если вы хотите делать собственные перкуссионные партии, а не использовать чужие уже готовые лупы, то программа строго обязательна для ознакомления!

В 70-е годы XX века, еще до появления полифонических синтезаторов и цифрового сэмплирования, для получения звуков смычковых инструментов музыканты пользовались так называемыми стринг-машинами. Виртуальный синтезатор Virtual String Machine (www.gmediamusic.com/gforce/StringMachine/stringmachine.html) позволит поселиться похожим звукам и в вашем компьютере. Но Virtual String Machine не останавливается на простом воссоздании разнообразных классических и не очень стринг-машин, он также позволяет вам создавать слои из двух наборов предоставленных сетов и задавать звуковые параметры (огибающая, фильтры, высота тона и др.) для каждого из них. Кроме того, в программе имеется возможность применения классических ретро-эффектов.

Еще один типичный сэмплер, который создателями назван VST-инструментом, - SoundBurst Ethnosphere (www.soundburst.com/ethnosphere.html). Комплект программы состоит из всевозможных этнических звуков живых инструментов (Buzouki, Sitar, Santur, Koto Shamisen, Dulcimer, Psaltry, Harp, Zither, Saz, Guitar, Pipe, Mandolin, Banjo, Accordion, Ethnic Orchestral Ensemble), а также всевозможных перкуссий и перкуссионных луп. В составе звукового банка около 300 качественных сэмплов. Звучание всех имеющихся в библиотеках инструментов максимально приближено к реальным. Ну кто бы сомневался. Так что если вам надо добавить в свою музыку этники, попробуйте эту программу.

Лично я не встречал вменяемых синтезаторов фортепиано. Поэтому интересен анонс от компании MODARTT (Models and Data for Arts and Technology) программного продукта Pianotec - настоящего синтезатора фортепьяно, а точнее, его второй версии Pianotec 2. Показательно то, что симулятор хорошо всем известного инструмента удалось впихнуть в 8-мегабайтную stand alone программу. Очередной релиз будет представлен человечеству на следующей выставке MusicMesse 2007, но уже сейчас на сайте разработчика (www.pianoteq.com/version2) доступны сэмплы с примерами исполнения на Pianotec 2 современных и классических произведений. О качестве судите сами. В любом случае проект достоин внимания и в скором времени вполне сможет заменить такие монстры, как Steinberg The Grand II и подобные.

Виртуальный инструмент Dasample ElectroAcoustic (www.dasample.com/index.php?show=creamz), очередной VST-синт в нашем обзоре, предназначен для получения звуков акустической гитары. Модуль имеет упрощенный интерфейс. Есть регуляторы громкости и уровня низких частот, эффекты реверберации и фленджера, 48 пресетных и 16 пользовательских патчей. Cинтезатор работает на базе самодельного движка WaveBlow Guitar Synthesis Engine, и мы действительно слышим синтезируемые звуки. Так что для любителей живой гитары я все-таки советую достать эту гитару с антресоли и удалиться в лес к кострам. А мы тут - злые электронщики, и пользуемся программами!

Синтезатор красивых "подкладок" и падов - AlgoMusic M42 Nebula (www.algomusic.net/products_M42.html). Великолепнейший синт, мое недавнее открытие. Специализация? Нечто инопланетное, даже названия пресетов посвящены космосу, звездам и далеким планетам. Представляет собой сочетание двух независимых синтезаторов, выполняющих собственные задачи. Первый отвечает за генераторы (sins, saw, pulse etc.), второй - пады, построенные на SF-банках. Отличный и очень своеобразный арпеджиатор, плюс некая машинка под названием "Пульсар". И, разумеется, эффекты - хорус, флэнджер, кросс-дилей, варп - все на положенных им местах. Звук прозрачный, холодноватый, воистину космический. Жаждете громозек и тайн третьих планет? Их есть у нас! То есть у M42 Nebula. Синтезатор хорош как для транса, так и разного рода индастриал, да и вообще просто хорош.

И последним синтезатором в этой ТЗ будет шведская разработка Vember Audio Surge (www.vemberaudio.se/surge.php). Surge является субтрактивным синтезатором, то есть три осциллятора на голос с пятью алгоритмами: классический (импульсная, пилообразная или двойная пилообразная формы волны, морфинг, субосциллятор, синхронизация), синусоидальный, таблично-волновой, шум, аудиовход. Поддерживается кольцевая и частотная модуляция. Есть режим унисона и генератор шума. Блок фильтрации состоит из двух фильтров (у каждого девять алгоритмов) с семью вариантами соединения, шейпера и петли обратной связи. Есть 12 LFO и генераторов огибающей на голос. Каждый патч содержит две "сцены" - варианты настроек параметров (кроме эффектов), которые можно использовать для наложения и разделения звуков. Есть восемь процессоров эффектов (по два инсертных на "сцену", два в посыле-возврате, два на выходе), каждый может использовать один из девяти алгоритмов (дилей, ревербератор, хорус, фейзер, эквалайзер, дисторшн и др.). Синтезатор имеет развитую систему коммутации модуляционных сигналов, возможность внешнего управления параметрами, браузер патчей (поддерживает группировку по категориям). Из всего этого барахла в итоге получается интересный звук.

Пользуйтесь на здоровье и пишите письма!

Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
synth@tut.by,
emusic.boot.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!