Китай: двери закрываются

Всё последнее десятилетие Китай успешно зарабатывал и развивал свою микроэлектронную промышленность за счёт американских, европейских и отчасти японских компаний, которые охотно инвестировали в экономику Поднебесной и строили в Китае свои заводы (причём отнюдь не только сборочные, как принято считать). Фактически Китай (вместе с Тайванем) стал крупнейшим IT-производителем, контролирующим до 85% мирового рынка. Нормальной считалась ситуация, когда крупная компьютерная корпорация (Apple - типичный пример) со штаб-квартирой в США, Японии или Европе всю свою продукцию выпускала на китайских заводах. Или действовала подобно Fujitsu-Siemens, собирая, к примеру, в Германии ПК полностью из китайских комплектующих - как раз на таком ноутбуке я пишу эту статью. Исключением были тайваньские компании (вроде Asus или Acer), которые имели на острове и головные офисы, и производства.

Китайцы работали, американцы/европейцы/японцы руководили, разрабатывали новые устройства и платили китайцам зарплату. И всё было хорошо - пока не начался кризис, заставший китайских электронщиков врасплох. Причём под ударом оказался как материковый Китай, так и Китай островной, нам более известный как Тайвань. В январе китайский экспорт сократился в годовом выражении на 17,5% до $90,5 млрд - это максимальное месячное падение экспорта из Китая с октября 1998-го. Импорт снизился ещё больше - на 43,1%. Падение импорта связано с сокращением экспорта - 50% годового китайского импорта (около $1 трлн) приходится на сырьё и комплектующие для экспортной продукции.

Столь резкое падение показателей третьей по величине экономики мира стало результатом мирового кризиса. А точнее, глобального падения спроса, в том числе и на компьютерную/телекоммуникационную технику. Продажи компьютеров и комплектующих китайского производства за один только первый месяц года упали на 21% - весомый повод для плохого настроения. И это падение продолжается, ведь США были для китайских IT-производителей крупнейшим рынком сбыта. Второе место делили Европа и Япония.

Теперь продажи китайской IT-продукции в США не просто упали, они могут в обозримом будущем уже и вовсе не вернуться к прежнему уровню. А IT-производства могут переехать обратно в Штаты. Причина - новая политика нового американского президента. В его антикризисной программе прописан параграф под названием "Покупай американское", который обязует подрядчиков, выполняющих те или иные работы, использовать произведённые в США материалы и промышленную продукцию. Хотя это напрямую нарушает нормы ВТО и соглашения о свободной торговле, американцам на пике кризиса не до таких мелочей. И если для ЕС и Канады администрация Обамы всё же сделала исключение, то для Китая и Японии - нет.

"Мы не можем всё время тратить, - заявил Барак Обама. - Нам необходимо начать производить самим, иначе другие страны перестанут одалживать нам деньги и праздник закончится. Впрочем, праздник вообще-то уже закончился". Ему вторят в Конгрессе: "Америке необходимо вернуть в страну мощности реального сектора, уходившие последние двадцать лет за пределы США в поисках дешёвой рабочей силы".

 

Так что, вполне возможно, iPhone III будет собираться уже не в пригородах Шанхая или Тайбэя, а где-нибудь в Луизиане. Как и ноутбуки НР и Dell. Судите сами: 100.000 сотрудников тайваньской "Кремниевой долины" (76% штата технопарка "Синьчжу") уже отправлены в неоплачиваемые отпуска. Тайваньский "электронный" экспорт только в январе упал на 44% в годовом исчислении. А ведь аналогичные планы по "возвращению на родину" IT-производств, желая сбить рост безработицы, начинают реализовывать и страны Евросоюза.

Сейчас, стараясь преодолеть кризис, Китай делает ставку на развитие внутреннего рынка. Государство приняло вторую по величине в мире программу стимулирования экономики - её объём составил $585 млрд. Таким образом, на какое-то время экономика страны сможет вырасти, даже если объёмы потребления китайской электроники за границей продолжат снижаться. Вопрос только в том, насколько это поможет таким компаниям, как Lenovo, которая после нескольких исключительно прибыльных лет неожиданно для себя и для всех оказалась на грани банкротства.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2009 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!